сентября 2018

Немировский А.И. Фракийцы

ФРАКИЙЦЫ - общее название группы индоевропейских племен, близких по языку иллирийцам и населявших в древности Северо-Восток Балканского полуострова, а также Северо-Запад Малой Азии (геты, бессы, одрисы, даки, трибаллы и др.). Первоначально фракийцы занимали территорию до Адриатического моря, но около 13 века до н. э. были оттеснены на Восток иллирийцами. Фракийцы занимались земледелием и скотоводством (преимущественно коневодством); у них были развиты горнорудное дело и обработка металлов, а также керамическое производство. В раннежелезном веке (1-я половина 1-го тысячелетия до н. э.) фракийцы находились на стадии разложения первобытного строя; появилось рабство. Особенно интенсивно шел процесс классобразования у юго-восточной группы фракийцев - одрисов. К этому же времени относится возникновение связей фракийцев с Боспором и балканскими греками, колонизовавшими побережье Фракии. Фракийцы торговали с греками, особенно с афинянами, вывозя лес, смолу, пеньку и рабов. В середине 4 века до н. э. фракийцы вместе с пеонийцами вступили в союз с иллирийцами против угрожавшей их независимости Македонии...

Индейцы древние

ИНДЕЙЦЫ ДРЕВНИЕ. Возможно, около 15 000 лет назад, незадолго до окончания последнего оледенения, носители верхнепалеолитической культуры северо-запада Азии перешли мост, связывавший Сибирь и Аляску, и быстро заселили Северную и Южную Америку. Эти первые американцы были подвижными охотниками и собирателями. Они пользовались для охоты на крупную дичь копьями с большими каменными наконечниками, имевшими характерный желобок, образовывавшийся в результате отщепления пластины со стороны основания. Раскопки древнейшего известного поселения, Монте Верде в Чили, датируемого около 13 000 года до н.

Ахейцы и Троянцы в Хеттских текстах

Во введении мы кратко упомянули о сенсационном сообщении Э. Форрера и о том, как отреагировало на него ученое сообщество. Форрер заявил, что в хеттских текстах ему удалось обнаружить ссылки на гомеровских ахейцев и даже имена конкретных личностей — Атрея, Этеокла и Андрея. Теперь можно рассмотреть подробнее некоторые факты, имеющие отношение к данной теме, и привести аргументы за и против форреровской версии. Полемика развернулась вокруг страны, которая в хеттских текстах именуется «Аххиява» или, изредка, «Аххия». В первый раз она упоминается в документе времен Суппилулиумы I, который сослал в эту страну кого-то из своих подданных — по одной из возможных интерпретаций, свою супругу. Из этого Форрер сделал вывод, что Суппилулиума был женат на ахейской царевне. Помимо гипотезы о тождестве Аххиявы со страной ахейцев, то есть микенской Грецией (к этой проблеме мы еще вернемся), Форрер опирался на довольно спорную трактовку принятой у хеттов процедуры изгнания — на допущение о том, что ссылать человека, а в особенности царицу, в чужую страну дозволялось лишь при условии, что ссыльный был уроженцем этой страны...

Исландцы и викинги

Здесь следует упомянуть еще одну особенно существенную деталь: отнюдь не все исландцы были викингами. Хотя невозможно оспорить тот факт, что появление викингов стало одной из самых интересных страниц последних двух тысячелетий истории Запада, следует позаботиться об искоренении многочисленных сомнительных и неверных представлений по этому поводу. Важно понять, что это явление никоим образом не могло возникнуть, так сказать, само собой: оно предполагает определенный культурный фон в наиболее широком смысле, — то есть наличие материальных, экономических, политических и даже интеллектуальных предпосылок, без которого оно было бы просто невозможно. Обычно мы датируем походы викингов периодом приблизительно между 800 и 1050 годами, но в действительности это явление уходит своими корнями намного глубже — по крайней мере в VI век нашей эры...

Жан-Луи Брюно. Галлы

Народ без письменности», галлы действительно являются народом без истории, — без своей истории. Впрочем, это справедливо для древнейшего периода, когда у них еще не было никакой письменной традиции и они не входили в общение с цивилизациями, имевшими свою письменность. Но с III века до н.э., а может быть, и раньше, галлы сделали выбор — добровольный и сознательный — в пользу устной традиции. Под влиянием Массалии (нынешнего Марселя) они приняли греческий алфавит, но пользовались им исключительно для расчетов. Отказ делать записи о каких-либо важных событиях, возможно, был результатом религиозного запрета. О последствиях этого запрета нетрудно догадаться: ни у одного из галльских народов не велись административные и судебные архивы, не учреждались, как это было в Риме, официальные летописи, в которых можно было бы найти упоминания по дням обо всех важных политических и религиозных событиях...