июля 2022

Крамер С.Н. Шумеры: мотивы и ценности

Научные изыскания в области шумерской культуры и цивилизации в целом практикуют сугубо дескриптивный подход к предмету. Шумерская культура, как правило, дробится на несколько аспектов: социальный, политический, экономический, административный, правовой, религиозный, технологический, художественный и литературный. Каждый из этих подразделов затем описывается с определенной степенью подробности в зависимости от наличия материала и конкретной цели исследований.

Культура и религия галлов

Несмотря на постоянные междоусобицы, у галлов было некоторое представление о своей общности. Выразителями подобных взглядов выступали прежде всего жрецы — друиды. Цезарь отмечает у галльских племен необычную по сравнению с другими народами роль жреческого сословия. Друидов уважали и боялись, признавая высшим авторитетом в спорах между родами и даже целыми племенами. Они наблюдали за звездами, старались постичь тайны природы, разрабатывали учение о праве и морали. Друиды верили в переселение душ, считая, что после смерти душа не погибает, а переселяется в другое тело. Они полагали, что если их знание будет записано, то оно потеряет всякую силу. Каста жрецов передавала свои знания устно, из поколения в поколение, владея искусством запоминания...

Ричар Сэйл. Исландцы. Их ценности и верования

Хоть в это и трудно поверить, Исландия населена не только простыми смертными, но и всевозможными сверхъестественными существами. Это, прежде всего, аульвы, или эльфы, оторые внешне почти ничем не отличаются от людей, но вот показываются им редко. Живут они в холмах, под землей. Есть еще и тролли. В отличие от норвежских, исландские тролли громадного роста (10— 12 футов) и приятны внешне. Обитают они в горах Кроме того Исландию населяют еще и карлики. Исландские карлики очень маленькие и худенькие, и обитают они внутри скал. Все вместе они известны исландцам под именем huldufolk — «хульдуфоульк», или «подземных жителей»*, и жилища их легко обнаружить — это самые красивые горы, скалы и утесы...

Этруски в Риме (Робер, 2007)

Сегодня мы знаем, что Рим не был основан этрусками, как думали еще недавно некоторые историки. И это несмотря на то, что тосканцы должны были присутствовать на римской земле в то время, когда примерно в 753 году до н.э. объединялись селения, стоявшие на римских холмах. Точно так же, впрочем, находились там и греки, и сабиняне, и латиняне Их присутствие было неизбежным, ибо этрусская территория начиналась сразу же на другом берегу Тибра, а это место было единственным, где реку можно было пересечь вброд (Фиденский брод). Город Ромула вначале контролировал место перехода через реку для торговцев солью, а в это время соляные разработки, расположенные в устье Тибра, принадлежали этрусскому городу Вейи...

Ацтеки, ольмеки, тольтеки

Неожиданный взлет некогда кочевого племени к вершинам власти побудил придумать себе достойных предков и историю о божественном предназначении. Их притязания, казалось, нисколько не впечатлили другие племена долины Мехико. За 200 лет до появления испанцев с лошадьми и пушками грязные, поедающие змей ацтеки обитали в землянках на негостеприимном озере Тецкоко. В XIII веке более 50 племенных групп претендовали на власть в долине. Ацтекам приходилось надеяться только на свои способности грозных воителей, ради чего их иногда и нанимали соседи.

С поразительным упорством ацтеки принялись создавать себе права на господство. Для начала им потребовалось обеспечить себя хорошей родословной...

Дреговичи (АС, 1990)

ДРЕГОВИЧИ, восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», между реками Припять и Западная Двина. По курганным материалам ареал дреговичей ограничен исследователями на севере верховьями реки Неман и средним течением реки Березина. Курганы по обряду кремации распространяются на этой территории в 9 веке. На рубеже 10 – 11 веков их сменяют погребения по обряду ингумации, которые обычно располагаются на основаниях насыпей, реже — в подкурганных ямах.

Анты, склавины и восточные славяне

В эпоху Великого переселения народов (IV-VII века) первые племенные группы формировавшегося славянства проникают на территорию будущей Новороссии. По мнению археологов, упоминаемые авторами VI века - готским писателем Иорданом и византийцем Прокопием Кесарийским - анты были носителями пеньковской культуры, распространявшейся от Нижнего Дуная до Северского Донца. Они упоминаются Иорданом при описании событий второй половины IV века как противники создателя мощного готского объединения на землях Восточной Европы Эрманарика (Германариха).

В историографии до сих пор широко распространено мнение, будто анты с самого своего появления на страницах истории были восточными славянами. Однако, скорее всего, в большинстве своём они славянами ещё не являлись, но с течением времени, после ухода в Центральную Европу сначала готов, а затем и гуннов..

Росляков А. Происхождение туркменского народа

В наше время советская историческая наука успешно разрешила многие сложные вопросы этногенеза и, в частности, определила разные типы общностей людей, соответствующие различным общественно-экономическим формациям. Роды и племена характерны для первобытнообщинного строя, народности — для раннеклассовых социально-экономических формаций — рабовладельческой и феодальной, буржуазные нации — для капитализма, социалистические нации — для социализма. При этом в некоторых случаях даже в условиях господства рабовладельческих и феодальных отношений, особенно среди кочевого и полукочевого населения, занимающегося преимущественно скотоводством, долго сохраняются старинные племенные и родовые деления, что обусловлено крайней отсталостью производства у этой части населения — господством экстенсивного кочевого и полукочевого скотоводства...

Особенности расчетных банковских счетов для ИП и организаций

Кто и где может открыть счет для бизнеса. Можно ли открыть расчетный счет не посещая офис банка.

Греков Б. Д. Восточные славяне: общественный строй

Вопрос об общественном строе, предшествующем образованию Киевского государства, — вопрос не новый. Об этом предмете много думали и писали. Если отбросить случайные мысли историков XVIII и начала XIX в. — случайные в том смысле, что авторы их сами не придавали им особого значения в системе своих построений, так как в строгом смысле термина у них «системы построения» и не было, — то нам придется указать на творца первой научной теории, легшей в основу трактовки истории России, — Эверса 1 с его теорией родового быта, С.М. Соловьева, положившего эту теорию в основу своей «Истории России с древнейших времен», и Кавелина...

Страницы