Корсунский А.Р. Вестготы

Вестготская пряжка. VI в.

ВЕСТГОТЫ, визиготы (Visigothi), тервинги (Thervingi), - германское племя, западная ветвь готов. В 70-х годах 4 века под натиском гуннов вестготы перешли через Дунай и поселились в Мёзии (об истории вестготов этого периода см. в ст. Великое переселение народов). В 418 году основали в Южной Галлии первое на римской территории варварское государство (см. карту). В последующие десятилетия вестготы неоднократно пытались расширить пределы своего королевства, используя ослабление римской власти в Галлии. До 70-х годов 5 века вестготы - союзники империи, вели войны с ее противниками (свевами и вандалами в Испании, гуннами в Галлии), подавляли восстания багаудов в Тарраконе. Король В. Эйрих (466-484) разорвал союз с Римом. При нем государство вестготов включило в себя Южную и Среднюю Галлию и большую часть Испании (Северо-Запад Пиренейского полуостова захватили свевы, на Севере независимость сохранили баски). При Аларихе II (484-507) вестготы, потерпев поражение от франков, утратили большую часть территории в Галлии (удержали лишь Септиманию). Центр владений вестготов переместился в Испанию, столицей с середины 6 века стал город Толедо. Во 2-й половине 6 века владения вестготы расширились. Леовигильд (568-586) присоединил королевство свевов, подчинил некоторые независимые прежде области на Севере, отвоевал у византийцев, утвердившихся в 554 году на Юго-Востоке Испании, Кордову, Малагу, Асидону, подавил восстания горожан и крестьян на Юге. В начале 7 века завершили отвоевание испанской территории у византийцев. В конце 7 века арабы начали нападения на Испанию, в 711-718 годы они захватили большую часть страны и уничтожили государство вестготов. Лишь на севере вестготы удержали Астурию (позже база реконкисты).

В государстве вестготов интенсивно протекал процесс феодализации в форме синтеза разлагавшихся рабовладельческих и германских общиннородовых отношений. В результате поселения вестготов в Южной Галлии и Испании возросло число мелких крестьянских хозяйцств, расширилась площадь культивируемых земель. Возделывались пшеница, полба, развивались виноградарство, оливководство, садоводство и огородничество; широко распространилось животноводство. Центр тяжести экономической жизни переместился в деревню, хотя вплоть до 7 века сохранялись торговые связи с франкской Галлией, Северной Африкой, Италией и другими странами. Разложение родового строя, начавшееся еще до вторжения вестготов на римскую территорию, было ускорено условиями их поселения в Галлии и Испании. Вестготы отобрали у части местных землевладельцев 2/3 их пахотных земель, половину лесных угодий и, по-видимому, часть рабов, колонов, инвентаря. Тесное соприкосновение с римскими порядками ускорило распад общинной организации вестготов. Уже в древнейших источниках сельская община вестготов выступает в качестве марки, земельные наделы - в качестве аллодов. В результате разложения общинного строя в 5-7 веках происходит процесс разорения свободных крестьян и превращения значительной их части в зависимых земледельцев-прекаристов, колонов, сервов. В то же время короли вестготов, служилая знать, королевские дружинники, арианская церковь превратились в крупных землевладельцев. Уже в 6 веке в праве различаются, с одной стороны, "лучшие" (honestiores, maiores), т. е. крупные и средние землевладельцы (может быть, и зажиточные крестьяне), с другой - "низшие" (inferiores), обедневшие свободные крестьяне, мелкие прекаристы, колоны. В начале существования Вестготского государства в положении вестготов и галло- и испано-римлян имелись различия (первые не платили налогов, вторые не несли военной службы). Вестготы были арианами, местные жители - католиками. Смешанные браки были запрещены. В 7 веке эти различия стерлись. Основным контингентом для формирования зависимого крестьянства было не вестготское крестьянство, относительно малочисленное, а местные крестьяне, прекаристы, колоны, сервы и либертины. Землевладение куриалов в государстве вестготов пришло в упадок. Крупные же римские землевладельцы, несмотря на экспроприацию части их имущества во время поселения вестготов, сохранили в основном свои экономические позиции и вместе с вестготскими магнатами участвовали в формировании класса крупных землевладельцев феодального типа. Католическая церковь, утратив положение государственной церкви, сохранила свое богатство и политическое влияние, которые еще более увеличились после превращения католичества в конце 6 века в государственную религию. Характерной чертой формировавшейся в государстве вестготов раннефеодальной вотчины было наличие значительных пережитков рабовладения, в частности, преобладание среди населения вотчины сервов и либертинов, которые уже в 7 веке фактически были крепостными крестьянами, хотя в их личном статусе сохранились черты античных рабов и вольноотпущенников. Крупные землевладельцы предоставляли земли во владение своим "верным" (fidèles), дружинникам (букцелляриям) при условии несения службы, что свидетельствовало о формировании иерархические структуры земельной собственности. Процесс феодализации сопровождался классовой борьбой, которая иногда выливалась в вооруженные восстания (например, крестьян Бетики в 70-х годах 6 века). Для вестготов Южной Галлии и Испании характерно быстрое исчезновение общиннородовых органов управления и внедрение элементов позднеримских политических учреждений в структуру вестготского раннефеодального государства. Королевская власть поддерживала знать и деревенскую верхушку в борьбе против общинных традиций крестьян, что нашло свое отражение в замене обычного права королевским законодательством, отчасти уже в кодексе Леовигильда (6 век) и особенно в Вестготской правде Реккесвинда (7 век). С развитием крупного землевладения усиливается тенденция к ограничению королевской власти. Она проявляется, с одной стороны, в приобретении светскими магнатами и церковью элементов политической власти над населением поместий (зависимые земледельцы идут на войну под начальством своих сеньоров или графов, управляющие магнатов - вилики - приобретают некоторые полицейские и административные полномочия); с другой - в приобретении Толедскими церковными соборами (высшее духовенство и светские магнаты) выдающегося значения в государственном управлении. Избрание королей становится привилегией узкого круга светской знати и высшего духовенства. Сепаратистские тенденции магнатов и внутренней усобицы способствовали падению военной мощи государства вестготов, вызванному разорением свободного крестьянства, и быстрому крушению Вестготского королевства под ударами арабских завоевателей. Вестготский период - значительный этап в истории испанского народа.

Оценка характера общественного развития вестготов буржуазными историками различна: одни видели в нем простое продолжение социально-политического строя поздней римской империи (Р. Альтамира-и-Кревеа), другие подчеркивали сохранение вестготами германских порядков (Т. Мелихер, Э. Вольгауптер). Общая черта буржуазной историографии - игнорирование основного содержания истории Вестготского государства - развития феодальных отношений. Некоторые историки отмечают зарождение у вестготов элементов феодализма - вассальной и бенефициарной систем (К. Санчес Альборнос). Но эти системы рассматриваются изолированно от процесса создания феодальной собственности и основных классов феодального общества. Советская историография основой социального развития вестготов считает процесс перехода от родоплеменного строя к феодальному, протекавший в виде синтеза разлагавшихся родовых отношений германцев и римских рабовладельческих отношений.

А. P. Корсунский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.

Литература:

Альтамира-и-Кревеа Р., История Испании, пер. с исп. т. 1, М., 1951; Арский И. В., Сельская община в готской Испании, Уч. Зап. ЛГУ, 1939, No 39, сер. ист. наук, в. 4; его же, Последнее десятилетие визиготского гос-ва в ср.-век. исп. хрониках (701-710 гг.), "Проблемы истории докапиталистич. об-в", 1935, No 5-6; Бергер А., Гос-во вестготов и падение Зап. Рим. империи, "ИЖ", 1940, No 3; Грацианский Н. П., О разделе земель у бургундов и у вестготов, в его сб.: Из социально-экономич. истории зап.-европ. средневековья, М., 1960; Корсунский А. Р., Рабы и вольноотпущенники в вестготском гос-ве VI-VII вв., в сб.: Ср. века, 1953, в. 4; его же, О развитии феод. отношений в готской Испании V-VII вв., там же, 1957, в. 10, 1959, в. 15, 1961, в. 19; его же, К вопросу о визант. завоеваниях в Испании VI-VII вв., Визант. врем., 1957, т. 12; Кудрявцев А. Е., Испания в ср. века, Л., 1937; Ballesteros у Beretta A., Historia de España у su influencia en la historia universal, 2 ed., t. 1, Barcelona, 1943; Dahn F., Die Könige der Germanen, Bd 5-6, Würzb., 1870-85; Historia de España, dirigida por R. Menéndez Pidal, t. 3 - España visigoda, Madrid, 1940; Sanchez-Albornoz C., El "Stipendium" hispano-godo у los origines del beneficio prefeudal, B. Aires, 1947; его же, El Aula regia у las asambleas politicas de los godos, "Cuadernos de historia de España", 1946, v. 5; Schmidt L., Geschichte der deutschen Stämme bis zum Ausgange der Völkerwanderung, Abt. 1, Buch 1-4, В., 1904-1907; Valdeavellano L. G. de, Historia de España, t. 1, Madrid, 1955.

Этнос: