Белова Н.Н. Кельты (СИЭ, 1965)

Версия для печатиВерсия для печати

КЕЛЬТЫ (Celtae) - близкие по языку и материальной культуре племена, обитавшие в 1-м тысячелетии до н. э к Северу и Западу от Альп на территории современной Франции и Бельгии, от реки Роны через Южную Германию до областей по верхнему течению реки Дуная. Греки называли их кельтами, римляне - галлами; кельты, проникших позже в Малую Азию, называли галатами (Полибий, Иероним).

В развитии кельтов различают период гальштатской культуры, (9-5 века до н. э.) и период латенской культуры (около 5-1 веков до н. э.). В галыштатский период происходит переход к классовому обществу, появляются укрепленные замки, усадьбы знати; социальная дифференциация и рост населения послужили причиной мощной экспансии кельтов почти по всей территории современной Франции, Бельгии, Северной Испании, Баварии, Южной и Центральной Чехии, между реками Рейном и Эльбой. Латенский период отмечен у кельтов дальнейшим прогрессом хозяйства, классовых отношений и наибольшим территориальным распространением кельтов. В конце 5 - начале 4 веков кельты появились в Северной Италии, долине реки По, Умбрии, в 390 году дошли до Рима и сожгли его. Другая часть кельтов в 5-4 веках успешно продвинулась в придунайские области, северный Зальцбург, Халлейн-Дюррнберг, Хальштатт, к Нижней Австрии и в Карпатскую котловину. Натолкнувшись на скифов, кельты свернули на Юго-Запад, в 3 веке проникли на территорию современной Болгарии, в 279 году опустошили Македонию, затем вторглись во Фракию и дошли до Средней Греции, откуда отступили сначала в междуречье Савы и Моравы (одна часть) и в Боснию и Фракию (другая), а затем на территории Средней Европы в Карпатскую котловину. Часть кельтов достигла области Малой Азии, получившей от них название Галатии. В этот же период кельты расселились и на Британских островах (приблизительно в 4 веке из французской Бретани, в 3 веке - из бассейна. Сены, в 1 веке до н. э. - из Белгики). Расселяясь, кельты легко смешивались с местными племенами: иберами, лигурами, иллирийцами, фракийцами и др. Кельты Южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами (сначала с греческой колонией Массилия, затем Римом) и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Только в 3 веке римляне перешли в активное наступление на кельтов, в начале 2 века они подчинили значительную часть Северной Италии и на Южной Франции основали ряд крепостей (Аквы Секстиевы в 124 году, Нарбон - в 118 году) и образовали здесь свою провинцию Нарбонская Галлия. Вытесненное римлянами из Северной Италии кельтское племя бойев обосновалось в Центрально и Северо-Западной Чехии (откуда название этой области - Богемия). К 1 веку до н. э. кельты прочно расселились на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, С. Испании и Британских островах. Наиболее значительными племенами кельтов были: гельветы на территории современной Швейцарии, секваны в Франш-Конте, лингоны и эдуи в междуречье Сены и Луары, битуриги в поречье Луары, арверны в Оверни по р. Алье, аллоброги по р. Изер до Женевского озера, сеноны в поречье Сены, треверы по реке Мозель и др. В экономической жизни кельтов большую роль играло земледелие и скотоводство; высокого развития достигло производство металлов, стекольное, кожевенное, керамическое производство, кораблестроение, у них был изобретен тяжелый плуг с резцом. В период экспансий у кельтов появились города-крепости (Бибракта, Герговия, Алезия - на территории Франции; Страдонице - в Чехии; Камулодунум, Лондиниум - на Британских островах и др.), превратившиеся позже в торгово-ремесленные центры. Особенностями социальной организации кельтов были паги - территориальные округа отдельных кровнородственных общин; многие племена находились в клиентской зависимости от других племен, а внутри племен - простой народ от знати; особо почитались друиды - жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование. Племена кельтов отличались неравномерностью развития и находились на разных ступенях разложения общиннородового строя. Традиции родоплеменной организации особенно сильны были у белгов и аквитанских племен в Галлии и у кельтов Британских островов. У наиболее передовых племен появились должностные лица-вергобреты, зарождалась налоговая система и другие атрибуты государственной организации. Внутри таких племен наблюдались глубокая социальная дифференциация и острая классовая борьба. Рабство было развито еще слабо, и земли аристократии обрабатывались главным образом клиентами. Междоусобные войны, ослаблявшие кельтов, послужили поводом для вторжения германцев с Востока и римлян с Юга. Германцы оттеснили часть кельтов за Рейн. Цезарь в 58-51 годы овладел всей Галлией (см. Галльские походы Цезаря). При Августе были завоеваны области по верхнему Дунаю, Северная Испания, Галатия, а при Клавдии - значительная часть Британии. В завоеванных областях продолжалась освободительной борьба: восстания Флора и Сакровира в 21 году, Виндекса, Цивилиса, Классика и Тутора в 68-70 годы, Матерна в 186 году; в Британии - Боудикки, в Галлии и Северной Испании в конце 3 века - движение багаудов. Включенные в состав Римской империи кельты подверглись романизации, наиболее сильной в Нарбонской и Лугдунской Галлиях, наименее - в Северо-Западной Франции и Британии. В 5-6 веках кельтские племена бриттов под натиском англо-саксов переселились из Британии в северо-западную часть Галлии, которая с тех пор называется Бретань. Несмотря на римское владычество и даже после его падения в наиболее отсталых областях долго продолжали сохраняться некоторые кельтские институты и традиции: паги, клиентела, частично друидизм, кельтские божества, язык и пр. Сельскохозяйственная техника кельтов, искусство металлургии и гончарное дело оказали сильное влияние на последующее развитие европейской культуры. Главный оплот кельтской традиций - Британские острова, Ирландия и Шотландия. Кельтские языки частично сохранились и до настоящего времени: наряду с английским языком - ирландский (в Ирладской Республике), мэнский (на остро Мэн, Великобритания), шотландский (эрский в горной части Шотландии), уэльсский (валлийский, или кимрский, на котором говорит часть населения Уэльса в Великобритании); наряду с французским языком - бретонский (в Бретани во Франции). Кельтские эпические сказания, саги, возникшие на основе местных родовых преданий, оказали влияние на современную европейскую литературу, а некоторые сюжеты и образы саг популярны в народной среде современной Ирландии. Песни народных кельтских певцов-бардов продержались в Ирландии до середины 18 века и оказали влияние на немецкую поэзию 18 века. Кельтский этнический элемент принял участие в формировании английской, французской и бельгийской народностей и наций.

Кельты и их история нашли отражение в трудах античных авторов - Гекатея, Геродота, Цезаря, Страбона, Плиния Старшего, Диодора Сицилийского и др. В новое время кельты начали интенсивно изучаться с конца 18 века под влиянием романтизма. Романтики преувеличивали древность, уровень развития и масштабы расселения кельтов, утверждали, что кельты являются самым древним народом на земле и что все народы Европы произошли от кельтов. Французские ученые-романисты Гизо, Тьерри доказывали, что кельты, превратившиеся затем в галло-римлян, заложили основы французской цивилизации. Отголоски панкельтизма наблюдаются и в 20 веке. В 1901 году состоялся первый панкельтский конгресс в Дублине с целью изучения кельтского языка. В связи с успехами археологии в 19-20 веков знания о кельтах уточняются; буржуазная историография уделяет больше внимания вопросам социально-экономического развития кельтов, однако решаются эти вопросы, как правило, с модернистских позиций: французский ученый Ф. Ло, например, считает, что у кельтов до римского завоевания существовали феодальные отношения. В послевоенной буржуазной историографии большое место занимает вопрос о значении римские завоевания для кельтов. Ф. Ло и другие утверждают, что римляне, хотя и способствовали последующему развитию кельтов, но одновременно задушили самые ростки собственно кельтской культуры, уничтожили кельтские традиции и самый кельтский характер. Французский ученый А. Гренье выступает противником модернизации социально-экономических отношений у кельтов, подробно останавливается на фактах классовой борьбы среди кельтов и считает, что культурные традиции кельтов не погибли с римским завоеванием, а только временно были заглушены и снова возродились в эпоху кризиса Римской империи. Прогрессивному чехословацкому ученому Яну Филипу принадлежит первая в мировой историографии попытка дать всестороннюю картину кельтского прошлого с точки зрения не только западной, но и среднеевропейской истории.

H. H. Белова. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Источники:

Юлий Цезарь, Галльская война, в кн.: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне, о гражданской войне..., пер. и комментарии М. M. Покровского, 2 изд., М., 1962, с. 5-161; Страбон, География в семнадцати книгах, пер. с греч. и предисл. Ф. Г. Мищенко, М., 1879; Аммиан Марцеллин, История, пер. с лат. Ю. Кулаковского и А. Сонни, в. 1-3, К., 1906-08; Диодор Сицилийский, Ист. библиотека, пер. с греч. И. Алексеева, ч. 2, СПБ, 1774.

Литература:

Штаерман Е. М., Древняя Галлия, "ВДИ", 1951, No 1; Филип Я., Кельт. цивилизация и ее наследие, пер. с чеш., Прага, 1961; D' Arbois de J. H., Les celtes depuis les temps les plus anciens jusqu'en l'an 100 avant notre ère, P., 1904; Jullian C., Histoire de la Gaule, (t.) 1-3, P., 1908-09; Grenier A., La Gaule celtique, P., (1945); Lot F., La Gaule, P., (1947); Hubert H., Mauss M., Lantier R. et Marx J., Les celtes et l'expansion celtique, nouv. éd., P., 1950; Hubert H., Les celtes depuis l'époque de la Tène..., éd. rev. et corr., P., 1950; Moreau J., Die Welt der Kelten, (2 Aufl.), Stuttg., 1958; Powel T. G. E., The Celts, revised ed., N. Y., 1960.

Этнос: