Белицер В.Н. Коми и коми-пермяки

КОМИ - самоназвание двух близкородственных, имеющих общее происхождение народов: коми и коми-пермяков. Основная масса коми живет на территории Коми АССР. На Севере Коми АССР живут коми-ижемцы, выделявшиеся в прошлом своеобразными чертами хозяйства, культуры и быта. В настоящее время они вошли в состав народа коми. За пределами республики значительные группы коми, в особенности коми-ижемцы, расселены за Уралом в Тюменской области и на Кольском полуострове. Коми-пермяки живут на территории Коми-Пермяцкого национального округа Пермской области. Небольшая группа коми-пермяков имеется в Красно-вишерском районе Пермской области. Будучи расселены по течению реки Язьвы, эти коми-пермяки известны в литературе под названием "язьвинские" коми. Вторая, более многочисленная группа коми-пермяцкого населения (так называемые зюздинские коми-пермяки) сосредоточена в самых верховьях реки Камы (Кировская область). Общая численность коми в СССР - 430,9 тысяч человек (1959).

Язык коми вместе с удмуртским относится к пермской группе финно-угорских языков и подразделяется на три наречия - коми, коми-пермяцкое и коми-язьвинское; первые два имеют по нескольку диалектов. Письменность коми появилась в конце 14 века. Но к 17 веку она вышла из употребления (известны немногочисленные ее фрагменты). Современная письменность была создана после Октябрьской революции. В советское время сформировались 2 литературных языка - коми и коми-пермяцкий, на которых издается литература и ведется преподавание в школах. Верующие коми - православные, старообрядцы, отчасти сектанты.

Предки народов коми обитали в бассейне среднего и верхнего течений реки Камы. Поблизости, в бассейне Вятки, жили предки удмуртов, с которыми коми составляли так называемую пермскую языковую общность; существовавшую еще в 1-м тысячелетии до н.э. После ее распада и выделения удмуртов предки коми и коми-пермяков составляли еще некоторое время один народ, живший в Прикамье. Со 2-й половине 1-го тыс. н.э. происходит переселение части предков коми из верхнего Прикамья в бассейн реки Вычегды. На новых местах пришельцы частично смешались с местным древним населением и образовали новое племенное объединение. Таким образом, в начале 2-го тысячелетия н.э. в бассейне средней Вычегды, с одной стороны, и в бассейне верхней Камы - с другой, складываются две группы племен. 1-я была известна в русских источниках под названием Перми Вычегодской, а 2-я под названием Перми Великой. Население же той и другой Перми именовалось "пермянами". Они и были предками современных двух народов коми и коми-пермяков. В 16-18 веках коми широко расселились в бассейне верхней Вычегды и Печоры (с Ижмой). Коми работают как в сельском хозяйстве (животноводство, в северных районах - оленеводство, в южных районах - зерновое хозяйство), так и в качестве рабочих и инженерно-технического персонала в промышленности (лесной и лесообрабатывающей, угольной, нефтяной), частично сохраняются также промысловая охота (в северных районах) и рыболовство. Самобытная культура находит особо яркое выражение в народном изобразительном искусстве (резьба, аппликация из меха, вязание), фольклоре, национально-художественной литературе и театре.

В. Н. Белицер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература:

Лашук Л. П., Происхождение народа коми, Сыктывкар, 1961; его же, Очерк этнической истории Печорского края, Сыктывкар, 1958; Белицер В. Н., Очерки по этнографии народов коми. XIX - нач. XX вв., М., 1958; 40 лет Коми АССР, Сыктывкар, 1961; Очерки по истории Коми АССР, т. 1-2, Сыктывкар, 1955-62.