Искусство и архитектура хеттов

Версия для печатиВерсия для печати

ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА ХЕТТОВ. В период наивысшей точки своего расцвета хетты много сил вложили в укрепление и украшение своей столицы Хаттуша. Цари жили в мощной цитадели, где были воздвигнуты главные дворцовые комплексы, административные здания, хранилища и архивы. Цитадель Бююкале высилась на неприступной скале, охранявшей проход на север. Территория города, занимавшая около 160 га, была застроена меньшими по размеру цитаделями, монументальными храмовыми комплексами и жилыми кварталами; город окружала оборонительная стена длиной почти 6 км, с воротами, башнями, туннелями и лестницами.

На месте столицы раскопаны впечатляющие остатки хеттского искусства. Городские ворота построены из циклопических блоков, разных по величине, но тщательно подогнанных друг к другу. Эти гигантские блоки украшены скульптурами. На левом внутреннем косяке т.н. Царских ворот изваяна величественная фигура воина-бога, высеченного глубоким горельефом; у него типичные для других хеттских скульптур тяжелые широкие скулы и большой крючковатый нос. Среди остальных скульптур, украшающих ворота Богазкёя, обращают на себя внимание изображения передней части тела льва, с ревом повернувшегося навстречу врагу, а также стилизованные величественные сфинксы, египетские по духу, но выполненные в полном соответствии с хеттскими стилистическими принципами.

Особенность хеттской культуры – создание крупных барельефов на скалах или больших каменных блоках, которые могли быть частью зданий и других сооружений. Самое интересное святилище в Богазкёе – это не большой храм на территории города, а гробница, высеченная в целой скале в 3 км к северу от цитадели. В этом месте, носящем теперь название Язиликая, на стенах открытого зала изваяны процессии богов и богинь. В центре изображены главные божества, к которым стекаются процессии. В момент создания этого произведения резьба по камню была такой же глубокой и отчетливой, как на «королевских воротах» цитадели. Отношение богов к царской династии в Хаттуше подчеркнуто на различных царских барельефах (например, на одном из изображений царя Тудхалияса IV его обнимает бог Шаррума) и в картушах Язиликая.

Во многих местах на плато, где сохранились следы хеттской культуры, такая наскальная скульптура осталась преимущественно в форме барельефов, изображающих жертвоприношение и высеченных в скалах над реками, ручьями и главными дорогами. Надписи, выбитые на камне, сделаны т.н. хеттской иероглификой, отличающейся от хеттской клинописи, которой пользовались при дворе или чиновники администрации.

Художественное наследие хеттов дошло до нас во фрагментах, поскольку металлических предметов сохранилось мало. Мастерство в изготовлении металлических изделий отчасти объясняется доступностью хороших руд, даже железа. Древние хеттские торговые реестры рассказывают о тех материалах, из которых изготавливались статуи религиозного назначения, включая золото, серебро, железо и дерево; но, если не считать нескольких реплик в золоте, до нас не дошло почти никаких произведений хеттской скульптуры. Однако даже в этих миниатюрных копиях виден типичный хеттский стиль моделирования скульптуры и подачи характерных черт лица. В отличие от своих сирийских соседей, хетты не поддались влиянию месопотамского и египетского искусства. У них сложился собственный, оригинальный стиль.

Анатолийское побережье во времена хеттов. Хеттское государство окружало множество небольших политических образований. Населявшие южное и западное побережья Анатолии народы говорили отчасти на языках индоевропейского происхождения. Жили они главным образом за счет моря и морской торговли. Названия некоторых из них известны из хеттских текстов, написанных во времена, когда Хеттская империя простиралась до берегов Средиземного моря.

В Киззуватне местное население и династия были тесно связаны с Хеттским царством. Установлено, что там имели место династические браки. Хаттусилис III женился на Пудехепе из Киззуватана. В лице Киззуватана хетты имели надежного военно-морского союзника. Смешение элементов хеттской и киззуватанской (хурритолувианской) культур продолжалось на протяжении II тысячелетия до н.э.

Жители западного побережья отличались независимостью, а потому упоминаний о них в хеттских источниках значительно меньше. Археологические данные свидетельствуют о том, что новая династия восстановила крепость в Трое VI и накопила в отстроенной заново цитадели большое количество припасов. Троя VI сделалась скорее соперником греков Бронзового века (ахейцев), чем хеттов, поскольку ее интересы, связанные с мореходством, сталкивали троянцев с микенскими купцами и будущими колонистами, особенно в 14 в. до н.э. На западном побережье Малой Азии развернулась конкуренция между местными купцами и греками. В конце концов Троя была разграблена греками во время Троянской войны (ок. 1200 до н.э.), значительная часть ее населения была перебита. В Милете, еще одном великом городе Бронзового века, микенцы поставили гарнизон.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Этнос: