Религия инков

Версия для печатиВерсия для печати

Религия занимала большое место в жизни древних народов области Анд. Наиболее древнего происхождения были пережитки тотемизма. Общины носили названия животных: Пумамарка (община пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (община ястреба) и т. п.; сохранилось культовое отношение к некоторым животным. Близко к тотемизму стояло религиозное олицетворение растений, в первую очередь картофеля, как культуры, игравшей огромную роль в жизни перуанцев. До нас дошли изображения духов этого растения в скульптурной керамике — сосуды в виде клубней. «Глазок» с ростками воспринимался как рот пробуждающегося к жизни растения. Большое место занимал культ предков. Когда айлью из родовой общины превратилась в соседскую общину, предки стали почитаться как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности.

С культом предков был связан и обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах, часто высеченных в скалах. Особенного развития достиг культ мумий правителей: они окружались ритуальным почитанием в храмах, жрецы шествовали с ними во время больших праздников. Им приписывалось сверхъестественное могущество, их брали в походы и выносили на поле битвы. У всех племён области Анд существовал культ сил природы. Очевидно, вместе с развитием земледелия и животноводства возник культ матери-земли, называвшейся Пача-мама (на языке кечуа паче — земля).

Инки учредили государственный культ с иерархией жрецов. Очевидно, жрецы обобщили и развили дальше существовавшие мифы и создали цикл космогонической мифологии. Согласно ему, бог-творец — Виракоча создал мир и людей на озере (очевидно, на озере Титикака). После сотворения мира он исчез за морем, оставив сына Пачакамака. Инки поддерживали и распространяли среди покорённых народов представление о происхождении их легендарного предка Манко Капака от солнца. Верховный инка считался живым олицетворением бога солнца (Инти), божественным существом, обладающим в силу этого неограниченной властью. Крупнейшим культовым центром был храм Солнца в Куско, называемый также «Золотое подворье», так как стены центрального зала святилища были выложены золотыми плитками. Здесь помещались три идола — Виракочи, Солнца и Луны.

Храмы владели громадными богатствами, большим числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Этими богатствами пользовались жрецы высшей иерархии. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Во время многочисленных праздников, приуроченных к различным моментам аграрного цикла, совершались разнообразные жертвоприношения, главным образом животными. В чрезвычайных случаях — на празднестве в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, повальной болезни, во время войны — в жертву приносились люди, военнопленные или дети, взятые в виде дани с покорённых племён.

Развитие положительных знаний у инков достигло значительного уровня, как об этом свидетельствует их металлургия и дорожное дело. Для измерения пространства существовали меры, основанные на размерах частей человеческого тела. Самой малой мерой длины была длина пальца, затем мера, равная расстоянию от отогнутого большого пальца до указательного. Наиболее употребительной мерой для измерения земли была мера в 162 см. Для счёта употреблялась счётная доска, абак. Доска разделялась на полосы, отделения, в которых передвигались счётные единицы, круглые камешки. Время дня определялось положением солнца. В быту применялось измерение времени сроком, необходимым для того, чтобы сварился картофель (приблизительно 1 час).

Инки обожествляли небесные светила, поэтому астрономия была у них связана с религией. У них существовал календарь; они имели представление о солнечном и о лунном годе. За положением солнца наблюдали для определения сроков сельскохозяйственного цикла. С этой целью были выстроены четыре башни на востоке и на западе от Куско. Наблюдения производились и в самом Куско, в центре города, на большой площади, где была выстроена высокая платформа.

Инки применяли некоторые научные приёмы лечения болезней, хотя широко была распространена и практика магического знахарства. Кроме использования многих лекарственных растений, известны были и хирургические методы, такие, например, как трепанация черепа.

У инков были школы для мальчиков из среды знати — как инков, так и покорённых племён. Срок обучения был четырёхлетний. Первый год посвящался изучению языка кечуа, второй — религиозного комплекса и календаря, третий и четвёртый годы уходили на изучение так называемых кипу, знаков, служивших «узелковым письмом».

Кипу состояли из шерстяной или хлопчатобумажной верёвки, к которой под прямым углом были привязаны рядами шнуры, иногда до 100, свисавшие в виде бахромы. На этих шнурах завязывались узлы на разном расстоянии от основной верёвки. Форма узлов и их количество обозначали числа. Одинарные узлы, далее всего расположенные от главной верёвки, представляли единицы, следующий ряд — десятки, затем сотни и тысячи; наибольшие величины располагались ближе всего к основной верёвке. Цвет шнуров обозначал определённые предметы: например, картофель символизировался бурым цветом, серебро — белым, золото — жёлтым. Кипу употреблялись главным образом для передачи сообщений о собиравшихся должностными лицами податях, но служили и для фиксирования статистических данных общего характера, календарных дат и даже исторических фактов. Существовали специалисты, умевшие хорошо пользоваться кипу; они должны были по первому требованию верховного инки и его приближённых сообщать те или иные сведения, ориентируясь по соответственно завязанным узлам. Кипу были условной системой передачи сведений, но она не имеет ничего общего с письменностью.

До последнего десятилетия в науке было распространено представление о том, что народы области Анд не создали письменности. Действительно, в отличие от майя и ацтеков инки не оставили письменных памятников. Однако исследование археологических, этнографических и исторических источников заставляет по-новому поставить вопрос о письменности инков. В росписи сосудов культуры мочика фигурируют бобы с особыми знаками. Некоторые учёные считают, что знаки на бобах имели символическое, условное значение, подобно идеограммам. Возможно, что эти бобы со значками служили для гадания.

Некоторые хронисты эпохи завоевания сообщают о существовании у инков тайной письменности. Один из них пишет, что в особом помещении в храме Солнца находились расписанные доски, на которых были запечатлены события истории повелителей инков. Другой хронист рассказывает, что когда в 1570 г. вице-король Перу приказал собрать и записать всё известное об истории Перу, то было установлено, что древняя история инков была запечатлена на больших досках, вставленных в золотые рамы и хранившихся в помещении близ храма Солнца. Доступ к ним был запрещён всем, кроме царствующих инков и специально назначенных хранителей-историографов. Современные исследователи культуры инков считают доказанным, что у инков существовала письменность. Возможно, что это было картинное письмо, пиктография, но оно не сохранилось из-за того, что обрамлённые в золото «картины» были сразу уничтожены испанцами, захватившими их ради рам.

Поэтическое творчество в древнем Перу развивалось в нескольких направлениях. Сохранились в отрывках гимны (например, гимн Виракоче), мифические сказания, поэмы исторического содержания. Наиболее значительным поэтическим произведением древнего Перу была поэма, позже переработанная в драму, — «Ольянтай». В ней воспеваются героические подвиги вождя одного из племён, правителя Антисуйо, восставшего против верховного инки. В поэме, очевидно, нашли художественное отражение события и представления периода образования государства инков — борьба отдельных племён против подчинения их централизованной власти инкской деспотии.

Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 80-82.

Этнос: