Деметра Н.Г. Цыгане в СССР (1989)

Таким цыгана представил иллюстратор "Вечеров на хуторе близ Диканьки",
художник А. Лаптев.

Цыгане — народ, связанный происхождением с кочевыми народами Индии. Предки цыган покинули Индию в IX—X веках, прошли через Египет, Малую Азию, достигли Балканского полуострова, откуда распространились сначала по Центральной, а затем по Западной и Восточной Европе. В начале XVI века цыгане пришли в Россию. В настоящее время живут в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии. В СССР цыгане расселены по всей стране. Общая численность около полутора миллионов (в связи с неполным учетом их действительная численность значительно больше), в том числе в СССР — по переписи 1979 года — 209 тысяч человек.

Цыганский язык относится к индоевропейской семье языков и распадается на ряд диалектов, возникших в результате заимствований из языков тех народов, среди которых цыгане жили долгое время. Цыгане неоднородны по своему составу, в процессе расселения сложились многочисленные этнические группы цыган, отличающиеся диалектом, культурой и бытом: кэлдэрари, ловари, сэрви, влахуря, синти и другие. У разных групп цыган преобладали различные ремесла: кузнечество, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело. Особенно распространенными у всех групп цыган в прошлом были такие занятия, как торговля лошадьми — у мужчин и гадание — у женщин. Цыгане во всем мире приобрели славу как замечательные музыканты, танцоры, певцы. Неизбежно заимствуя некоторые черты национального фольклора соседей, цыгане со своей стороны внесли существенный вклад в культуру народов, среди которых они живут. Напевы румынских и венгерских скрипок, танец фламенко, прославивший Испанию, так или иначе обязанные своим появлением цыганам, стали частью европейского музыкального богатства. Но вопреки существованию у цыган различных этнических групп общность языка (несмотря на диалекты), историческая память о единстве происхождения, сохранение многих общих явлений культуры и быта приводят к тому, что цыгане всех стран осознают себя одним народом.

Во всем мире цыгане вели кочевой образ жизни.

В царской России цыгане кочевали таборами с весны по осень, а на зиму снимали дома или угол уместного населения - украинцев, русских, молдаван. После уплаты налогов им не возбранялось вступить в любое сословие - городское или сельское.

После революции Советское правительство приняло ряд мер для перевода цыган на оседлый образ жизни. Большое значение имело принятое 1 октября 1926 года Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета народного хозяйства СССР «О мерах содействия при переходе кочующих цыган к трудовому, оседлому образу жизни». Цыганам СССР была дана возможность получить образование, повысить культурный уровень, создать необходимые для жизни бытовые условия. Советским правительством было создано центральное цыганское учреждение — Всероссийский союз цыган, в задачу которого входило объединение разрозненных цыганских масс. В 1928—1932 годах выходили журналы на цыганском языке — «Романы зоря», «Нэво дром», появились книги на цыганском языке: буквари, учебники, научно-популярная и художественная литература. В Москве были открыты цыганские группы при начальных школах и цыганский техникум. Было создано объединение цыганских поэтов и писателей на правах секции Союза советских писателей. Большую роль в подъеме культуры цыган сыграл созданный в 1931 году единственный в мире цыганский театр «Ромэн». Вскоре ситуация изменилась: перестала издаваться литература на цыганском языке, закрылись национальные школы. Цыгане разделили судьбу многих депортированных народов - тысячи цыган были высланы в необжитые районы Сибири.

За пять столетий существования цыган в России было лишь одно десятилетие, когда правительство принимало серьезные меры для улучшения положения цыган, для сохранения языка и культуры, повышения уровня образования. На протяжении веков систематически создавались объективные условия для вынужденной обособленности цыган, их изоляции от общественной жизни страны и возрождения у них негативных традиций, складывавшихся на протяжении многих столетий. Так возник тяжелый груз нерешенных «цыганских» проблем.

За столетия образ жизни цыган изменился. Практически прекратилось кочевание. Сегодня лишь 30 процентов цыган в СССР сохранили внешнее национальное своеобразие — цыганский стиль одежды, элементы традиционного быта, продолжают заниматься традиционными ремеслами, но и эти цыгане имеют прописку, дома. Семьдесят же процентов по образу жизни практически не отличаются от окружающего населения. Межнациональные браки в целом для цыган не характерны.

Одна из основных проблем цыган — низкий уровень образования. Здесь возник сильный разрыв: с одной стороны, образовался солидный слой творческой и научно-технической цыганской интеллигенции; с другой стороны, основные массы цыган, особенно в сельской местности, зачастую заканчивают лишь несколько классов десятилетней школы.

Другая важная проблема — взаимоотношения цыган с окружающим населением и правовая незащищенность. Во взаимоотношениях цыган с окружающим населением нередко отрицательную роль играют средства массовой информации, которые систематически публикуют статьи о противоправных поступках части цыган. По большей части авторы подобных выступлений некомпетентны в данной области, и в результате они вольно или невольно создают негативный образ цыган - народа с самобытной историей, обычаями, традициями.

Никого не волнует обратная сторона медали — правовая незащищенность цыган в Советской стране. Никто не знает, например, о негласном решении не селить цыган в пределах Московской области, о негативном отношении к ним работников правоохранительных органов, об Указе Президиума Верховного Совета СССР, запрещающем бродяжничество цыган, неподчинение которому грозит пятью годами ссылки и исправительно-трудовыми работами. Это единственный в стране указ, согласно которому уголовная ответственность устанавливается по национальному признаку.

Нам кажется, если пресса и в дальнейшем будет публиковать материалы о негативных пережитках и традициях цыган, мало что изменится в лучшую сторону, а цыгане и дальше будут замыкаться в себе. А ведь именно изолированность, неприятие обществом, вполне обоснованный страх перед официальными учреждениями — все эти факторы и определяют социальное положение цыган в нашей стране.

Надежда Деметр, научный сотрудник Института этнографии АН СССР

Цитируется по изд.: Приложение к журналу «Новое время», декабрь 1989 // «Перестройка и национальные проблемы», с. 19.

Страны: 
Этнос: