Шеломова Татьяна. Долганы.

Автоэтноним (самоназвание)

Дулган: Самоназвание д у л г а н, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов.

Основная территория расселения

В настоящее время расселяются в Авамском, Хатангском и Дудинском районах Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, небольшое количество долган живет в низовьях Енисея.

Численность

Численность по переписям: в 1897 г. учтены вместе с якутами – 226739, из них долган - 967 чел., 1926 - 656, 1959 - переписью не были учтены, по данным местной статистики - 3932, 1970 - 4877, 1979 -5053, 1989 - 6932.

Этнические и этнографические группы

В связи с поздним времением оформления долган в единую этническую общность (первая половина XIX в.), локальные этнические особенности не фиксируются.

Антропологические характеристики

Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа.

Язык

долганский: Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира.

Писменность

Язык бесписьменный.

Религия

Православие: Православные. Историю христианизации края см. Нганасаны.
В отличие от нганасан христианизация долган имела иные последствия для их истории. Все они были крещены, но в конце ХIХ - начале ХХ вв., определяются как "троеверцы" (культы природы, шаманизм, христианство). Тем не менее именно общая вера, в данном случае речь идет о христианстве, выступила в качестве одного из факторов консолидации долган в единую этническую общность.

Этногенез и этническая история

Долганы являются одним из наиболее “молодых” народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в Х1Х в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган.
Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII - ХIХ вв. Озерно-речной край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами (дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной зверь) был притягателен для разных групп населения, способствовал территориальным контактам и хозяйственно-культурному взаимодействию.
Основу долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, затундренские якуты и затундренные крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на на это, долган иногда определяют как “объякученных тунгусов”.

Хозяйство

Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию.
По данным Приполярной переписи около 55 % доходов давал охотничий промысел. Он характеризуется сочетанием элементов культуры охотников на дикого оленя с русской охотничьей техникой. В промысловой терминологии и хозяйственном календаре представлена якутско-русская лексика.
Около 25 % доходов давало оленеводство (ок. 59.000 оленей) Летний олений транспорт вьючно-верховой эвенкийский, зимний - самодийский, существует эвенкийская традиция доения оленей, но для выпаса оленей, как и у самодийцев, используется пастушеская собака.
Третей хозяйственной составляющей было рыболовство.

Традиционная одежда

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции.

Традиционные поселения и жилища

Жилища долган весьма разнообразны - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо. Долганы-оленеводы используют в качестве мобильного жилища нартенный чум-балок — каркасное жилище покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты.

Современные этнические процессы

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В общем плане, “промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра”.


Библиография и источники

Общие работы

Северные якуты и долганы./Гурвич И.С.//М.//Этническая история народов Севера.-1982

Отдельные аспекты

Передвижное жилище оленеводов Севера Западной и Средней Сибири // Памятники материальной культуры народов Сибири./Грачева Г.Н.//Л.-1996

Происхождение долган./Долгих Б.О.//М.//Сибирский этнографический сборник V.-1963 92-141

Кочевая жизнь и типы жилищ у долган./Попов А.А.//М.//Тр. ин-та этнографии. Т. ХVIII.-1963142-172

К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.)./Грачева Г.Н.//Л.-1979 29-49

Отдельные региональные группы

Тундровики. Экология и самосознание Таймырских эвенков и долган./Андерсон Д.Дж.//Новосибирск-1998

Перепечатывается с сайта:

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

Этнос: