Марийские диаспоры

Диаспорное сознание среди мари получило распространение в начале XX века после образования Марийской автономной области. На марийских территориях, не вошедших в состав области, стали учреждаться марийские сельские советы и районы, что в какой-то мере компенсировало возросший уровень этнополитического самосознания народа. Идеологической основой объединения большинства диаспор стал общинный образ жизни, который сплачивал компактно живущее население сел и деревень.

Часть марийских диаспор сформировалась из автохтонного населения в ходе установления административных границ МАО. Марийцы, живущие в составе смежных с Марийской автономной областью территориях Вятской (Кировской) и Нижегородской (Горьковской) областей, оказались вне территории автономного образования мари. В результате этого более чем пятьдесят тысяч человек оказались на правах диаспоры. Областное руководство и марийская интеллигенция Кировской области несколько раз предлагали пересмотреть установленные границы и присоединить марийские селения Уржумского, Иранского и Санчурского районов к области. Однако эти усилия не увенчались успехом.

В настоящее время примерно половина марийцев (48,4%) проживает за пределами Рес-публики Марий Эл. По данным 2010 года, наи-более крупные диаспоры находятся в Республике Башкортостан (103,6 тыс. мари), в Кировской, (29,6 тыс.), Свердловской (23,8 тыс.), Пермской (4,1 тыс.) областях, Нижегородской губернии (6,4 тыс.), а также в Республиках Татарстан (18,8 тыс.), Удмуртия (8,0 тыс.) и Чувашия (3,6 тыс.).

Наиболее многочисленной и организованной является марийская диаспора Башкортостана. Около 75% мари живут в сельской местности. Более 10 тысяч живет в г. Уфе, 10, 5 тысячи - в Нефтекамске, около 3 тысяч - в Бирске.

Марийцы расселены в северо-западной и за-падной части республики. В республике более 240 марийских деревень, преимущественно в Мишкинском, Калтасинском, Бирском, Красно- камском, Шаранском, Балтачевском, Благове-щенском и Нуримановском районах. В икско- сюньском бассейне (Шаранский, Бакалинский, Илишевский районы) марийцы проживают по соседству с башкирами, татарами и чувашами; прикамские марийцы (Калтасинский, Красно- камский, Янаульский районы) - с башкирами, татарами и удмуртами; марийцы междуречья Агидели и Уфы (Мишкинский, Бирский, Благо-вещенский, Караидельский, Нуримановский рай-оны) - русскими, башкирами и татарами.

Самая большая часть мари компактно живет в Мишкинском (более 18 тысяч человек) - около 72% населения района и Калтасинском (более 13 тысячи человек, или 46% населения) районах. Марийские поселения имеются также в Дюртюлинском, Бураевском, Иглинском, Ак- синском районах.

Марийцы Башкортостана хорошо сохранили свою культуру, обычаи и обряды, родной язык. По переписи 2002 года 86,8% марийцев назвали родным языком марийский. В 60 школах более 2 тысяч марийских детей обучаются полностью или по отдельным предметам на родном языке. Марийский язык как предмет преподается в 114 школах. Примерно 60 процентов детей изучают свой родной язык в 156 школах республики. В 33 дошкольных образовательных учреждениях более 700 детей воспитываются на родном языке [Марийский мир, 2012. С. 80-81]. На марийском языке ведется обучение на марийских отделениях Благовещенского педагогического колледжа и Бирского филиала Башкирского государственного университета, где готовят учителей марийского языка, ведутся научные исследования по марийскому языку, фольклору и этнографии. С 1991 года выходит марийская республиканская газета «Чолман» в г. Нефтекамске и издаются три районные газеты. Все это способствует сохранению и развитию марийской письменности, обогащению языка народа. Марийцы Башкортостана в большинстве своем трехъязычны. Русским языком владеют 76,5 марийцев. 25,8% марийцев хорошо владеют татарским, 3,4% - башкирским языками. Башкирско-марийские смешанные поселения встречаются в Балтачевском районе (деревни Староямурзино, Гарейка, Новояуразаево, Миш- кино, Туктаево и др.) и Нуримановском районе (деревни Малые Шиды и Усть-Салдыбаш).

Большое внимание уделяется в Башкортостане развитию марийской культуры - важному фактору развития национального самосознания народа. Более 50 марийских художественных коллективов успешно работают в республике. 13 из них удостоены звания «образцовый» или «народный». Далеко за пределами Башкортостана известен ансамбль танца «Эрвел» из Миш- кинского района. Успешно развиваются марийские творческие коллективы в Калтасинском, Бирском районах, Нефтекамске. При Мишкинском районном Дворце культуры работает Марийский народный театр. В Янаульском районе организован Дом-музей основоположника марийской филологии В. М. Васильева, в Мишкинском - историко-краеведческий музеи имени писателя, ученого-этнографа Я. Ялкайна и имени поэта А. Бика. В 29 музеях республики имеются экспозиции о марийцах.

Развивается творчество марийских художников Г. Г. Калитова, В. В. Валиуллина, С. С. Шамаевой. Лауреатом премий Башкортостана стал композитор А. К. Кукубаев. В республике сложилось объединение непрофессиональных марийских композиторов.

Начало национальному возрождению марийцев Башкортостана было заложено созданным в 1989 году в г. Уфе клубом «Мари». Члены клуба стали проводить творческие вечера и встречи, организовывать фольклорные концерты, пропагандировать марийскую национальную культуру. Были организованы вокальный и танцевальные ансамбли, создана библиотека книг на марийском языке, открыта Воскресная школа для детей, изучающих марийский язык.

По инициативе клуба «Мари» в 1989 году сформировалась Республиканская марийская общественная организация Башкортостана. В 1991 году учрежден Марийский общественный центр, который с октября 1994 года стал называться Марийским общественным объединением «Марий ушем» («Союз мари»). Оно учредило 13 филиалов в разных городах и селах республики.

В Башкортостане с 2005 года функционирует региональная национально-культурная автономия «Эрвел марий», местная Ассоциация финно-угорских народов, а также две марийские религиозные общины.

Большая работа по развитию марийской культуры проводится в Мишкинском районе. Здесь регулярно проходят праздники Агавайрем (приурочен к окончанию сева), Уарня (масленица) и другие праздники, на которые приезжают гости из Республики Марий Эл. В с. Мишкино в 2004 году организован Марийский историко-культурный центр «Мишкино», который с 2006 года стал филиалом Дома дружбы народов Республики Башкортостан. В центре работают литературный клуб «Эрвел памаш», воскресные школы и классы по изучению марийского языка, литературы и культуры. Членами клуба были изданы сборники стихов, рассказов и очерков «Ужар озым» («Зеленые всходы») и «Ужар озым тувырга» («Зеленые всходы пошли в рост»), изданные обществом А. М. Кастрена (Финляндия). В 2007 году в с. Чураево открыта экспериментальная марийская гимназия. [Хабибуллина, 2010]. Для обслуживания марийцев 12 районов республики создана краеведческая библиотека в с. Мишкино.

Марийская диаспора Республики Татарстан также, как и Башкортостана, отличается высоким уровнем этнического самосознания. Начало формированию марийской этнотерритори- альной группы было заложено еще в XV веке. После присоединения Казанского края к России сюда стали переселяться татары, под влиянием которых часть мари, приняв ислам, пополнила ряды татарского населения, значительная же часть не захотела принять новую культуру и переселилась в Закамье.

В XX веке численность марийской диаспоры устойчиво растет. За 1926-2002 годы она возросла с 13,1 до 18,8 тысячи человек. В 2010 году здесь насчитывалось 18,8 тыс. мари, что составляет 0,5% всего населения республики. Мари проживают в основном на северо-востоке и севере республики, в Агрызском, Менделеевском, Елабужском, Актанышском, Мамадышском, Балтасинском, Зеленодольском, Арском, Кукморском, Мензелинском и Муслюмовском районах [Лаллукка, 1997. С. 131; Вершинин, 2005]. 56% марийского населения живет в городах и поселках городского типа (в г. Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск и др.). В составе марийцев Татарстана выделяется этнографическая подгруппа камских марийцев (Агрызский, Менделеевский, Елабужский районы) численностью около 4 тысяч человек. Икскосюньские мари живут в Актанышском, Мензелинском и Муслюмовском районах.

Марийским языком владеет около 60% диаспоры. Лучше всего марийский язык сохранился в Агрызском районе. Марийцы Татарстана больше, чем в Башкирии, испытывают влияние татарской культуры. Около 35 процентов взрослого марийского населения свободно разговаривает на татарском языке. Татарский язык является обязательным предметом обучения в школах. Тем не менее число марийцев за 2002- 2010 годы не уменьшилось.

Благоприятное воздействие на этническое сознание марийской диаспоры Татарстана оказывают школы и культпросветучреждения. В сельской местности Республики Татарстан в 2011-2012 учебном году функционировали 10 марийских начальных школ, в которых 145 детей учились полностью или по отдельным предметам на родном языке. Марийский язык как предмет изучали в 18 учебных заведениях. Воспитание детей на марийском языке осуществлялось в 9 ДОУ [Марийский мир, 2012. С. 199-101]. Библиотеки ежегодно стараются пополнять книжные фонды на марийском языке.

Повышается уровень национального самосознания марийцев Татарстана. Первые национально-культурные автономии марийцев в республике были образованы в городах Набережные Челны (1990) и Казань (1998). В настоящее время в республике функционируют региональная (с 2011 года) и 12 муниципальных национально-культурных автономий. Они периодически проводят народные праздники, помогают открывать воскресные школы, где дети учатся марийской разговорной речи, читают стихи, поют народные песни, плясовые частушки, знакомятся с марийским фольклором. Занятия в группах проводятся два раза в неделю.

Центры марийской культуры работают в четырех деревнях, в г. Набережные Челны. В селе Старый Куклюк, деревнях Пелемеш, Мари-Сук- сы, Шурабаш, Бикмесь организованы марийские религиозные общины. В республике созданы 18 марийских фольклорных коллективов, которые принимают активное участие в национальных праздниках. В Казани силами учителей и представителей интеллигенции отмечаются марийские национальные праздники, проходят концерты марийских фольклорных коллективов. В 2010 году в Кукмарском районе были выпущены 4 номера газеты «Кнавел». В Республике Татарстан стало доброй традицией проведение национального праздника «Семык». Организаторы праздника стараются его проводить в разных районах.

Марийцы на территории современной Удмуртии стали расселяться в XVI-XVI веках. Согласно данным переписи 2002 года, в Удмуртии насчитывалось 8,98 тыс. марийцев, что составило около 0,6% населения республики. К 2010 году число марийцев сократилось на 900 человек. В общей численности населения республики доля марийцев составляет 0,6%. Большая часть мари проживала в сельской местности (60,6%). Компактные группы марийского населения имеются на юге и юго-западе Удмуртской Республики: в Каракулинском, Граховском, Алнашском, Киясовском, Камбарском, Кизнерском районах, в г. Сарапуле.

За последние годы в Удмуртии активизировалось марийское национальное движение. В 1989 году создано региональное Вятско-Камское отделение «Марий ушем», в состав которого вошли представители более 40 марийских населенных пунктов Удмуртии, Татарстане и Кировской области. В 1990 г. в с. Грахово учреждено общественно-культурное объединение - клуб «Грах марий», в конце 1993 года в Каракулинском районе создан центр марийской культуры «Одо Мари ушем». В декабре 1996 года состоялась учредительная конференция Союза марийцев Удмуртии «Одо Мари ушем», который имеет первичные организации в Кизнерском, Граховском, Алнашском, Киясовском, Каракулинском и других районах и городах. В республике действуют 10 марийских общественных организаций муниципального значения. В 2008 году учреждена Республиканская марийская молодежная организация «Ужара».

Марийский язык до недавнего времени преподавался в 15 школах и 4 дошкольных учреждениях республики. В 2011-2012 учебном году дети мари имели возможность изучать родной язык как предмет изучения в 5 школах, факультативное обучение родного языка велось в двух школах. В 5 ДОУ осуществлялось воспитание на родном языке [Марийский мир, 2012. С. 115].

Заселение Среднего Урала марийцами нача-лось в XVII веке. В 1624 году в Сылвенско-Иренском поречье были зафиксированы 4 юрты мари [Чагин, 1995. С. 41]. Марийцы по названию реки и уезда себя называли «контыр мари» (кунгурские) и «сулий мари» (сылвенские). К 1679 году численность мари возросла до 100 юрт (311 человек). Они проживали также в Верхотурском уезде. Формирование этнотерриториальной группы происходило за счет переселенцев из Среднего Поволжья и Уфимского уезда. В середине XVIII века здесь насчитывалось 3200 мари, что составляло 1,45% населения Среднего Урала [Чагин, 1995. С. 73]. За 1795- 1869 годы численность мари Красноуфимского и Кунгурского уездов возросла с 4,8 тыс. до 9,8 тыс. человек. Большое влияние на местных мари оказывали татары и башкиры.

В 2002 году в Пермской области численность мари составила 5591 человек. Они проживали в г. Перми (1 тыс. чел.), Суксунском, Чайковском, Октябрьском, Чернушинском районах. В 2010 году в Пермском крае назвали себя марийцами 4,1 тыс. человек, что составило 0,2% всего населения края.

В формировании этнического самосознания пермских мари большую роль играет националь-но-культурное движение. С 1995 года в Суксун-ском районе действует общественная организация - Центр марийской культуры «Сулий» («Сылва»), Пермская городская диаспора марийцев создала в 2004 году общественный марийский национально-культурный центр «Памаш» («Родник»), В 2005 году учреждена общественная организация «Марийский национальный культурный центр Суксунского района». Районные газеты Суксунского и Октябрьского районов два раза в неделю выделяют несколько полос материалам на марийском языке. В области действуют 6 фольклорных ансамблей, до 2010 года работала Васькинская марийская школа [Марийский мир, 2008. С. 116-121]. В 2011- 2012 учебном году марийский язык факультативно изучался в Суксунской школе [Марийский мир, 2012. С. 173].

Свердловские марийцы называют себя «Урал мари» (уральские мари). Среди жителей Артинского, Ачитского и Нижнесергинского районов Свердловской области сохранился этноним кунгурские мари (кбнтыр мари). Население бассейна реки Уфа (Красноуфимский район) называет себя «ипоныш» или «упб» мари.

В Свердловской области, по данным переписи 2002 года, проживало около 28 тыс. марийцев, к 2010 году численность мари сократилась до 23,8 тыс. человек (0,6% от общей численности населения области). В г. Екатеринбурге действуют областное марийское общество «Мари» (с 1992 г.) и городское общество «Пиал» (с 2000 г.), пять марийских творческих коллективов [Марийский мир, 2008. С. 128-130]. Преподавание марийского языка ведется в 4 школах, в одной школе - факультативно. В 2011-2012 учебном году дети двух дошкольных учреждениях имели возможность изучать родной язык [Марийский мир, 2012. С. 188-189]. В области функционируют 18 марийских творческих коллективов.

Марийцев Нижегородской и Кировской областей лишь с определенными оговорками можно назвать диаспорой. Они являются автохтонным населением, однако тесных культурных контактов с этническим ядром не имеют. Гораздо слабее они ощущают и влияние национальной культуры.

Марийское население Нижегородской области компактно проживает в Шарангском (2,3 тыс.), Тоншаевском (2,0 тыс.), Тонкинском (0,6 тыс. человек) районах. В 2010 году в области насчитывалось 6,4 тыс. мари (0,2% от общей численности населения области). Численность марийцев стала быстрыми темпами уменьшаться в послевоенные годы.

Этническое пробуждение марийцев области началось в 1990-е годы. В 1992 году в области организовалось Нижегородское региональное общественное движение «Угарман мари», в 2006-2011 годах в Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах учреждены три муниципальные национально-культурные автономии мари. Сохранению народных традиций способствуют четыре марийских творческих коллектива, пять сельских краеведческих и этнографических музеев. Преподавание марийского языка в школах не ведется.

В Кировской области в 2002 году марийцы компактными группами жили в Уржумском (7,5 тыс.), Малмыжском (5 тыс.), Пижанском (4,5 тыс.), Кикнурском (4 тыс.), Кильмезском (2 тыс.), Санчурском (1,8 тыс.), Лебяжском (1,5 тыс.), Тужинском (1,4 тыс. человек) районах. В 2010 году насчитывалось 29,6 тыс. мари, что составило 2,3% от общей численности населения области.

С конца 1990-х годов в д. Мари-Ошаево Пижанского района функционирует областной центр марийской культуры, при котором создан Совет марийцев Кировской области. В деревне Никулята Яранского района существует религиозная группа Марийской традиционной религии. В 2011-2012 учебном году воспитание детей на родном языке мари осуществлялось только в одном дошкольном образовательном учреждении. Марийскому языку обучали лишь в двух школах (65 учеников), факультативные занятия велись в одной школе (45 учеников) [Марийский мир, 2012: 137]. В области созданы 59 муниципальных специализированных учреждений, работающих в области марийской культуры. В их числе: базовый центр «Сохранение и развитие национальных культур при Яранской центральной районной библиотеке, центры марийской культуры при Пукшинерской библиотеке Малмыжского, Шаптинский библиотеке Кикнурского, Карманкинской библиотеке Кильмезского, Никулятской библиотеке Яранского районов и др. В области действуют 20 марийских фольклорных коллективов.

В XX веке, по мере усиления миграционного потока по стране, особенно после Великой Отечественной войны, марийцы компактно стали расселяться за пределами Волго-Уральского региона. В 2002 году 5,3% мари проживали в Сибири и на Дальнем Востоке (особенно много в Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Красноярском крае), 2,9% - на юге РСФСР (в Волгоградской, Саратовской, Ростовской областях, Краснодарском крае), 1,6% - в центральных областях (в Московской области и Москве - 4,5 тыс. человек), 1,4% - на севере страны (Республика Коми, г. Санкт- Петербург).

В конце 1990 - начале 2000 годов в этих регионах под воздействием демократических перемен в стране и пробудившегося национального сознания сформировались новые марийские диаспоры. Активное участие в их формировании приняли переселившиеся из Республики Марий Эл и Башкортостана представители марийской интеллигенции. К числу таковых относятся марийские диаспоры Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург, Московской, Ленинградской и Тюменской областей, Карелии и Республики Коми.

В Ханты-Мансийском округе марийская диаспора сформировалась в основном из числа переселенцев последних десятилетий. В городах Сургут, Нижневартовск и Лянотор, поселках Салым и Федоровское они организовали пять марийских творческих коллективов и столько же национальных общественных объединений. Марийские диаспоры этих регионов поддерживают культурные связи с Республикой Марий Эл, национальной творческой интеллигенцией.

Под влиянием переселенцев из Республики Марий Эл и субъектов Приволжского федерального округа в 2001 году учреждена региональная общественная организация «Землячество Марий Эл» в г. Москве. С этого же года действует региональное объединение финно-угорских народов.

Первое марийское общественное объединение в г. Санкт-Петербург появилось в конце 1990-х годов. Оно преследовало цели объединения горожан-марийцев и налаживания культурных контактов с Республикой Марий Эл. В последующем с притоком новых переселенцев-мари образовались новые общественные объединения. В настоящее время в городе функционирует общественная организация «Общество марийской культуры «Илем» («Поселение»). Кроме того, в муниципальном образовании «Большая Охта» в 2010 году сформировалась национально-культурная автономия «Ош кече» (букв. «Белое солнце»), В 2011 году марийцы Колотушского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области организовали муниципальную национально-культурную автономию «Марий Лен».

В Республику Коми марийцы стали переселяться по оргнабору для работы в шахтах еще в послевоенные годы. В начале 1990-х годов здесь образовалось «Землячество Марий Эл». В 1998 году марийцы города Инта объединились в ма-рийское национально-культурное общество «Ший памаш» («Серебряный родник»), при нем организовался самодеятельный ансамбль «Пе- ледыш аршаш» («Букет цветов»).

В 2002 году в разных районах и городах Республики Коми проживало более 3 тысяч мари. Создание марийских общественных объединений способствовало культурной интеграции марийского землячества, приобщению к современной марийской культуре.

В этнических группах, сформировавшихся в южных регионах страны после Великой Отечественной войны, стремление к культурной консолидации, сближению локальных различий культуры в одну этническую общность проявляется слабо.

В еще более невыгодном для сохранения своей этничности положении находятся марийцы Украины, стран Средней Азии и Казахстана и т.д. По данным 1989 года, доля мари - жителей союзных республик СССР - составляла более 4% общей численности марийского народа страны. К настоящему времени их доля постепенно уменьшается. Согласно данным переписи населения Украины 2001 года, численность марийцев составила 4130 человек. Из них только 1059 человек указали, что родным языком считают марийский [Марийский мир, 2012. С. 201].

Современные марийские диаспоры в большинстве своем преследуют культурные цели. Активисты национального движения ориентируются на развивающуюся в Республике Марий Эл национальную культуру. Они пытаются сохранить свою этническую идентичность, развить самобытную культуру мари своего региона и тем самым предотвратить культурную ассимиляцию. Некоторая часть диаспор, оказавшаяся в окружении иноэтнического большинства, постепенно теряет интерес к своей национальной культуре, начинает терпимее относиться к ассимиляционному процессу и соглашаться с идеей отождествления марийцев с доминирующей титульной тюркской (в национальных республиках) или общероссийской (русской) культурой (в областях, краях, губерниях РФ).

В политическом отношении марийские диа-споры лояльно относятся к общегосударственной интеграции, утверждаемым в пределах республик, областей и краев наднациональным политико-гражданским ценностям. По мнению финского ученого С. Лаллукка, усиление общегосударственного и ассимиляционного процессов наблюдается в диаспорах с низкой этнической самоидентификацией, в которых в годы Советской власти преобладало либо локальное (доэтническое), либо советское (надэтническое) самосознание [Лаллукка, 2000].

Диаспоры не проявляют особого стремления к самоуправлению. Они, например, не заявляли о своем желании создать свой автономный округ. Только в последнее время стала проводиться работа по объединению усилий для создания федеральной национально-культурной автономии мари. В стране в настоящее время действуют только две региональные и 17 муниципальных национально-культурных автономий [Марийский мир, 2012].

Цитируется по изд.: Марийцы. Историко-этнографические очерки. Издание 2-е, дополненное. Йошкар-Ола, 2013, с. 139-145.

Этнос: