Потомки амазонок

«Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги. Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами»— так описывает сарматов римский географ Помпоний Мела (I век н. э.).

В VIII—IV веках до н. э. предки сарматов, известные у древних авторов под именем савроматов, жили на территории между Доном и Ура[1]лом. Эти племена были очень близ-

[107]

ки по культуре к скифам и говорили, как пишет Геродот, «на скифском языке, но издревле искаженном».

До IV века до н. э. отношения между скифами и савроматами были, вероятно, вполне мирными. Они совместно участвовали в бит[1]Бах с персидским царем Дарием в V веке до н. э. во время его похода в Скифию, ходи[1]ли вместе со скифами в Закавказье, вели оживленный торговый обмен. Но со временем (в IV—III веках до н. э.) добрососедские отношения сменились далеко не дружественными.

Савроматы, или, как их позже стали именовать источники, сарматы, перешли на правый берег Дона и, как свидетельствует Диодор Сицилийский (I в. до н. э.), «сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню».

Причины столь быстрого захвата нетрудно объяснить. К этому времени в савроматском обществе, находившемся на стадии разложения первобытнообщинного строя, произошли большие изменения. Начался усиленный процесс социального расслоения, сопровождающийся выделением родоплеменной знати. Интенсивное кочевое скотоводство требовало новых пастбищ. Стремление к обога-

[108]

щению вело к увеличению грабительских войн против соседей.

Сложилось такое положение, при котором, как пишет Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «богатства соседей возбуждают жадность народов, у которых приобретение богатств оказывается уже одной из важнейших жизненных целей. Они варвары: грабеж им кажется более легким и даже более почетным, чем созидательный труд. Война становится постоянным промыслом» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, М., 1961, стр. 164).

На савроматской территории происходит также формирование новых могущественных союзов племен, в которые, вероятно, вошли не только савроматы, но и родственные племена, пришедшие с Востока.

Скифский племенной союз в это время уже не мог противостоять новому, более мощному объединению. Сарматы двинулись на Запад в IV—III веках до н. э. несколькими племенными объединениями, из которых наиболее известны племена языгов, роксолан, аорсов, сираков. На территории Скифии наибольшую активность проявляли языги и роксоланы. К югу от Дона главную роль играли союзы сираков и аорсов.

Сарматское господство в Подонье и во

[109]

всем Северном Причерноморье продолжа[1]лось до III века н. э.

Начиная с I века н. э., усилился союз сарматских племен под главенством алан (предков современных осетин). Этот союз установил политическое господство на всей территории от Дона до Северного Кавказа.

В начале нашей эры вся территория, которую контролировали сарматы, называлась Сарматией. В сочинениях римского географа Птолемея (II век н. э.) Сарматия делилась на Европейскую, лежащую между Вислой и Доном, и Азиатскую — между Доном и Волгой.

Политическая активность сарматов была так велика, что они не только потеснили скифские племена, но в последние века до н. э. стали активно вмешиваться во внутренние дела могущественного Боспорского государства в Крыму. Насколько это вмешательство было сильным, можно судить по тем элементам сарматской «варварской» культуры, которая проникала в государство, основанное греками, где сравнительно долго соблюдались греческие традиции и нравы.

Дело дошло даже до того, что в первые века н. э. на боспорском престоле правили цари, носившие явно негреческие имена. На[1]пример, Савромат.

Сарматы не только передавали свою куль-

[110]

Лепной сосуд из сарматского кургана.

 

туру покоренным народам, но и заимствовали многое у них, особенно у скифов и меотов (земледельческие племена Приазовья и Прикубанья).

В первые века н. э. значительная часть сарматов, смешавшись с меотами, перешла к оседлости и стала заниматься ремеслом и сельским хозяйством. В это время в Прикубанье и Подонье образуется ряд поселений. На Нижнем Дону этих поселений особенно много образовалось вокруг Танаиса — северной колонии боспорских греков — «самого большого торжища варваров» (Страбон — римский географ, I век до н. э.).

В первые века до н. э. и первые века н. э. в сарматском обществе особенно усилился распад первобытнообщинных родоплеменных отношений. Происходило интенсивное накопление богатства в руках знати. В это время стоявшие во главе союзов племен цари и возглавлявшие отдельные племена так называемые скипетроносцы, имея вооруженные дружины, выступали как представители за[1]рождавшейся государственной власти, которая выражала интересы растущей знати.

Курганы сарматской знати по богатству и роскоши не уступают скифским царским погребениям. Среди находок — привозная стеклянная и краснолаковая посуда, сосуды из

[112]

Лепная посуда рядовых сарматов.

 

золота и серебра, дорогое оружие, украшения и принадлежности конской сбруи— фалары, украшенные драгоценными камнями, и множество других вещей (см. цветное фото 12—14). В то же время рядовые кочевники пользовались обыкновенной лепной посудой, сделанной без гончарного круга, дешевы[1]ми украшениями и обычным оружием.

Внешний облик сарматов известен по сохранившимся многочисленным изображениям в росписях погребальных склепов в Пантикапее — столице Боспорского государства, а также по скульптурным изображениям, воспроизводящим с большой точностью их одежду и вооружение. Знатные сарматы но-

[113]

сили короткие рубахи, штаны, мягкие сапоги и плащи, которые застегивались на плече булавкой — фибулой. Парадная одежда расшивалась бляшками. Мужчины носили на левом боку длинный обоюдоострый меч, а на правом — короткий кинжал.

Сарматское оружие и тактика ведения боя резко отличались от скифской. Сарматское войско тоже состояло из конников, но если скифы были в основном легковооруженными воинами, то сарматская конница была тяжеловооруженной. Главным оружием служили массивное копье, достигавшее 3 метров в длину, и длинный, иногда свыше метра, рубящий меч. Защитное вооружение состояло из кольчуг, кожаных панцирей, на которые нашивались бронзовые или железные пластины, и бронзовых или железных шлемов. Тяжелое вооружение сарматов римляне называли катафрактами, а воинов — катафрактариями.

Иногда сарматы защищали броней даже коней. Сарматская конница, так же как и скифская, применяла оружие дальнего боя — луки и дротики. Но более характерным для сарматов был рукопашный бой. Их конница вооруженная тяжелыми копьями и длинными мечами, клином врезалась в неприятельский строй и в рукопашной схватке наносила ему сокрушительный удар.

[114]

Сарматские мечи.

 

Благодаря высоким боевым качествам, маневренности, эффективным видам оружия, умелому сочетанию дальнего и ближнего боя сарматское войско было сокрушительной силой.

Описание сарматов будет далеко не полным, если мы не скажем об особом положении в сарматском обществе женщин. О ни принимали активное участие в общественной и политической жизни. Наравне с мужчинами участвовали в военных походах, не уступая им в храбрости. Почетное положение женщин в сарматских племенах неоднократно отмечалось античной литературой. Еще Геродот упоминает о том, что «савро-

[115]

матские женщины ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду» (Геродот, IV, 116).

Гиппократ писал, что «савроматские девушки не выходят замуж, пока не убьют трех неприятелей и при необходимости и после замужества выступают в поход вместе с мужчинами».

Возможно, что эти сообщения античных авторов и породили легенды о храбрых женщинах-воительницах, или, как их называли греки, амазонках. В легендах, безусловно, есть изрядная доля вымысла, но то, что женщины у сарматов были не менее воинственны, чем мужчины, не вызывает сом[1]нений. На Дону найдено несколько погребений «амазонок» с оружием, но в то же время и с необходимыми принадлежностями женского туалета: бусами, серьгами, зеркалами.

Нижний Дон очень богат памятниками сарматской эпохи. Наиболее интересные находки обнаружены в курганах.

[116]

Цитируется по изд.: Кияшко В.Я., Косяненко В.М., Максименко В.Е. Легенда и быль донских курганов. Ростов-на-Дону, 1972, с. 107-116.

Этнос: