Федосов Д. Бритты

До вторжений германцев и скоттов в V - VI веках бритты были самым многочисленным народом Великобритании и единственными (после ухода римлян) соперниками пиктов, с которыми их роднила некоторая культурная общность и Р-кельтский язык. Юг

[42]

Шотландии занимала северная ветвь бриттских племен: дамнонии (жили в долине Клайда), сельговы и нованты (Дамфрис и Гэллоуэй) и вотадины (Лотиан). Хотя роль Рима в этих краях сводилась лишь к военному присутствию, названные племена испытали воздействие римской культуры в наибольшей степени и, видимо, несколько обогнали пиктов в своем развитии. В V веке у них сложились три примитивных королевства: Стрэтклайд со столицей в Алклуте, или Дамбартоне («крепость бриттов»), Регед (Камбрия) - вокруг Карлайла и Гододдин с центром в Трэпрейне, а позднее, возможно, в Эдинбурге.

Археологические и топонимические исследования удостоверяют высокую плотность населения и интенсивную расчистку лесов уже в ранний период. Наряду с возделыванием лучших в Шотландии земель северные бритты были скотоводами. Скот считался мерилом благосостояния, и ради его захвата снаряжались военные походы 23. Ремесленные изделия бриттов качественны и разнообразны, а отдельные формы керамики и стекла предполагают обмен с Ирландией, Галлией и прирейнскими районами.

Бритты первыми в Шотландии восприняли христианскую веру, которая пришла с юга в IV веке. В конце этого столетия «апостол Каледонии» знатный бритт Ниниан, получивший образование в Риме, основал церковь и епископство в Уитхорне 24. Не исключено, что он прибыл в уже существовавшую христианскую общину. Ниниан и его последователи способствовали утверждению христианства у соплеменников и обращению части южных пиктов Файфа и Энгуса. Указания Беды на этот счет подкреплены открытием кладбищ с захоронениями по христианскому обряду и надгробий с крестами и монограммой Иисуса «хи-ро» 25. Другим известным крестителем был первый епископ Глазго Кентигерн (Манго), умерший, согласно валлийским анналам, в 612 году 26. По всей южной Шотландии рассыпаны поселения, в названии которых кроется «церковный» элемент: кельтский kil , латинский eceles, германский kirk.

________

23. The Gododdin. Ed. K.H Jackson. 1968. p. 109, 132. Эта поэма, сложенная сказителем по имени Анейрин в конце VI века, считается древнейшим литературным произведением шотландского происхождения.

24. Bede, op.cit., I; Dickinson. Scotland, р.36-7.

25.  Wall. J. "Christian Evidences in the Roman Period" // Archaeologia Aeiiana. XLIII, 1965 p 208-11.

26. Annates C'ambriae; Lives of St.Kentigem // ESSH. I. p. 126-39.

[43]

Участь трех королевств северных бриттов в жестоких столкновениях между собой и с внешними врагами была различной. Гододдин и Регед оказались недолговечными. В конце VI - начале VII веков они подверглись сильному натиску нортумбрийских англов и распались после того, как король Нортумбрии Этельфрит своей победой при Честере в 613 году отрезал их от северного Уэльса 27. Однако бриттам Стрэтклайда удалось выстоять, и их государство вступило в XI век.

___________

27. Ibid., р. 140

[44]

Цитируется по изд.: Федосов Д. Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века. М., 1996, с. 42-44.

Этнос: