Кириллов А. Айны (1894)

Айны — народ населяющий южную часть острова Сахалина на восточном берегу до залива Терпения и на западном до селения Ктяузи. Айны низкого роста, крепкого сложения, со смуглым цветом кожи; лицо у них плоское, глазная щель косовата, нос приплюснутый, губы толстый, волосы, сбритые на лбу и темени, черные, борода густая. Женщины по наружности отличаются от мужчин тем, что не бреют лба и темени, имеют длинные волосы до плеч и красят себе губы маслиною сажею. Одежду айнов составляют халаты из материи, а в зимнее время кафтаны из тюленьей или собачьей шкуры. Женщины и молодые девушки употребляют разные украшения, как то: пояса с медными бляхами и кольцами, браслеты, кольца и серьги на груди кожаное ожерелье. Живут айны большею числю небольшими селениями в юртах, выстроенных из коры и досок и снаружи и сверху прикрытых тростником или осокою. Главные занятия айнов — летом рыбная ловля и запас на зиму ягод, трав и кореньев, а зимою ловля зверей: соболей, выдр и др., а также морских животных — нерп и сивучей. Женщины занимаются главным образом домашними работами: приготовлением ниток из крапивы, шитьем платья и обуви, копчением и сушеньем рыбы и т. п. Но религии айны относятся к шаманистам: они верят в добрых и злых богов и охотно, во всех важных случаях жизни, пользуются услугами шаманов. Число айнов, живущих на Сахалине, простирается до 2,000 душ, хотя в прежнее время их было, по вычислениям одних, 2,480 душ, а по другим, даже 5,000. Отечество айнов остров Нипон, откуда они было вытеснены японцами на Ieco, а отсюда уже перешли на Сахалин и Курильские острова. О племенном происхождении айнов существует несколько мнений. Одни из ученых относят их к народностям индоевропейского происхождения, другие — к семитам, третьи—к особой расе, жившей некогда на восточно-азиатских островах, от Суматры до Филиппинских, четвертые, наконец, къ монгольскому племени. Но г. Л. Шренк, основываясь с одной стороны на том, что айны по своему физическому складу не могут принадлежать ни к кавказской, ни к монголоидной расе, хотя по некоторым особенностям близки к народом той и другой расы, с другой стороны – на том, что язык их не имеет сходства с языком других народов и стоит особняком, относит их к народам полеазиатским.

Цитируется по изд.: Кириллов А. Географико-статистический словарь Амурской и Приморской областей... Благовещенск, 1894, с. 4-5.

Этнос: