Летописные «племена» уже давно привлекали внимание исследователей (Е. В. Барсов, М. К. Любавский и др.) 52. Анализу летописных известий о вятичах посвящена глава в работе А. В. Арциховского 53. Вопроса о соотношении летописной и археологической территории вятичей касался П. Н. Третьяков, отметивший, что последняя в три раза больше летописной 54.
Подробный анализ летописных известий о вятичах XII века содержится в статье А. К. Зайцева 55. В результате анализа исследователь приходит к интересному выводу о том, что в летописных известиях XII века термин «вятичи» применялся как название северо-восточной части Черниговской земли, как географическое название определенной территории. Эта область не совпадает с этническими границами вятичей. Летописные данные XII века нельзя использовать в качестве прямых свидетельств при определении границ «племени вятичей».
Постараемся проследить совокупность летописных свидетельств о вятичах и кривичах 56. Весь этот комплекс свидетельств распадается на две количественно-хронологические группы: наибольшее количество упоминаний приходится на X и XII века. Крайне мало упоминаний о тех и других в XI веке Причину этого, видимо, следует искать в особенностях политического развития Древнерусского государства, ибо вся совокупность упоминаний о кривичах и вятичах связана, как правило, с деятельностью отдельных князей (военными походами и другими мероприятиями). Для X века — это Олег и Игорь, в походах которых на греков они участвуют в 907 и в 944 годах, Святослав, возложивший на них дань (вместо хазар), Владимир, победивший их дважды (981 и 982 гг.) 57.
Упоминания XI века о вятичах включены в поучение Мономаха, о чем уже шла речь во 2-й главе. Комплекс упоминаний XII в. проанализирован А. К. Зайцевым 58. Из этого анализа следует, что область вятичей становится вовлеченной в усобицу между черниговскими Давидовичами и Ольговичами, причем вятичи называются волостью Изяслава Давидовича, и в которой сидят их посадники 59.
Очевидно, понятие «вятичи» для летописания XII века стало не племенным, а административно-территориальным, поскольку отдельные их области князья стремились включить в состав своих княжеских объединений. Именно этим обстоятельством следует объяснить частоту упоминаний о них на протяжении XII века. Но эти упоминания могут служить источником скорее для политической истории, чем для выяснения племенных границ вятичей.
XI век, когда количество летописных упоминаний о вятичах минимальное, — это период распада Древней Руси, характеризующийся борьбой между Киевом и Новгородом, «мятежами великими» в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 г.), на Белоозере (1071 г.).) Период этот завершился Любечским съездом 1097 г., когда был провозглашен окончательно принцип феодальной раздробленности. Отсюда невнимание летописца к удаленной от крупных княжеских центров лесной «Земле вятичей».
Цитируется по изд.: Юшко А.А. Московская земля IX-XIV веков. М., 1991, с. 155-156.
Примечания
52. Рыбаков Б. А. Спорные вопросы образования Киевской Руси // Вопросы истории. 1960. № 9. С. 23.
53. Арциховский А. В. Курганы вятичей ... С. 123—128.
54. Третьяков П. Н. Археологические памятники ... С. 268.
55. Зайцев А. К. Домагощ и границы «вятичей» XII в. // Историческая география России XII—начала XIII в. М., 1975. С. 21—30.
56. Данные взяты из указателя к первым восьми томам ПСРЛ (СПб., 1907. Отдел второй); привлекаются также сведения Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.
57. ПСРЛ. Т. I. С. 12, 27, 35.
58. Зайцев А. К. Домагощ ... С. 23—25.
59. ПСРЛ. Т. I. С. 137; Т. II. С. 30.