Шеломова Татьяна. Удэгейцы.

Автоэтноним (самоназвание)

Удэ, удэлэ, удеэ: Cамоназвание у д э, у д э л э, у д е э и др. Название народа устанавливается через возможную связь с у д, формант, который фиксируется в основе многих гидронимов Приморья.

Основная территория расселения

Проживают в Хабаровском и Приморском краях между горной системой Сихотэ-Алинь и морским побережьем, на севере от правых притоков низовьев р.Амгумни до бухты Ольги на юге.

Численность

Численность: 1897 - I690, 1926 - 1357, 1959 - 1444, 1970 - 1469, 1979 - 1551, 1989 - 3011.

Этнические и этнографические группы

В проделах этнической территории расселяются, в основном, по рекам. В конце ХIХ — начале ХХ вв. делились на восемь территориальные групп, названия которых происходили от рек, по которым проживали удэгейцы (напр.: хунгарийская).

Антропологические характеристики

Антропологически удэгейцы относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской малой расы монголоидов. Для этого типа, при едва ли ни максимальной степени выраженности монголоидного комплекса, свойственного для представителей североазиатской расы, характерна менее интенсивная пигментация глаз, волос и кожи.

Язык

удегейский: Язык удэгейцев относится к южной, амурской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Наряду с орокским, ближе стоит у эвенкийскому, чем языки других народов Приамурья. По ряду лингвистических признаков, язык удэгейцев делится на несколько говоров, объединяемых в три диалектные группы - хорско-анюйскую, бакинско-иманскую, самаргинско-хунгарийскую. Степень взаимопонимания между этими группами и внутри них различна, что объясняется изолированностью территориальных групп удэгейцев и направленностью их межэтнических связей.

Писменность

До 1932 г., когда был издан первый удегейский букварь (Е.Р.Шнейдер), обучение велось на русском языке на основе «Букваря для северных народов» В.Г.Богораза и С.Н.Стебницкого.

Религия

Православие: Православные. *)

Этногенез и этническая история

Сочетание общеамурских и специфических черт в культуре удэгейцев, объясняется общностью этногенетических процессов, в которых принимали участие народы Приамурья и Приморья. Как и другие народы этого региона, удэгейцы сформировались в результате длительного взаимодействия аборигенного и пришлого тунгусского населения. В этом процессе принимали участие нивхи и айны. По Уссури и Амуру удэгейцы издавна контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи прослеживаются с орочами. В то же время, можно отметить относительную территориальную изолированностъ удэгейцев, что способствовало сохранению их самобытной культуры.

Хозяйство

Хозяйственно-культурный тип удэгейцев может быть определен как охотничъе-рыболовецкий, в котором главным занятием была охота, а рыболовство, являющееся основой традиционной экономики практически всех народов Нижнего Амура и Сахалина, играет в их хозяйстве вспомогательную роль. Подсобным промыслом было собирательство. Особенностью культуры удэгейцев, был связанный с промысловой деятельностью, мобильный образ жизни. В организации промысла преобладала пешая охота на копытных животных, добыча пушнины. Весьма разнообразны и совершенны были орудия и снаряжение охотника, связанные активной индивидуальной охотой : лук и стрелы, ножеобразные копья, приспособления для переноски тяжестей, ручная нарта, на промысле использовались и самострелы. Специфика рыболовства удэгейцев, также состоит в преобладании активных способов добычи рыбы при помощи различных острог, на севере территории расселения, использовались сетные средства лова. В приморских районах удэгейцы занимались собирательством морской капусты, объектов прибрежной фауны, повсеместно практиковалось собирание таежных дикоросов. Гидрография рек, по которым расселялись удэгейцы, неглубокие с быстрым течением, способствовала бытованию у них тяжелой долбленное лодки "бата", на которой при помощи шеста человек успешно преодолевал сильное течение горных рек. У удэгейцев бытовал и общеамурский тип долбленной лодки-оморочки, на которой передвигались при помощи весел.

Традиционная одежда

Одежда удэгейцев в большей степени имели общеамурекий облик, отличаясь некоторыми особенностями кроя.

Традиционные поселения и жилища

Поселения делились на летние, кратковременные, с легкими шалашеобразными постройками и зимние, стационарные, о землянками или более капитальными шалашеобразными жилищами.

Пища

Пища удэгейцев от общеамурской модели питания отличалась составом продуктов — увеличение доли мяса.

Социальная организация

Большее количество общерегионалъных черт фиксируется в сфере организации общественной жизни и основ традиционного мировоззрения удэгейцев.

Современные этнические процессы

С 60-л годов ХIХ в., после вхождения юга Дальнего Востока в состав России, усилились контакты удэгейцев с русскими, носившие в начале экономический характер. С течением времени, влияние русской культуры привело к частичному изменению образа жизни (переход на оседлость), экономического уклада (распространение огородничества и животноводства), многих элементов материальной культуры. Большая самобытность духовной культуры удэгейцев, может быть объяснена тем обстоятельством, что в местах их расселения не было ни церквей, ни школ.

Библиография и источники

Общие работы

  • История и культура удэгейцев. Jl., 1989

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education


Примечания:

*) В энциклопедии "Народы и религии мира" под редакцией В.А.Тишкова, м., 2000 дана иная характеристика: "Преобладают традиционные верования - анимизм и шаманизм". См первую статьюв настоящей подборке.

Этнос: