Арзаканян М. Ц. Французы.

Версия для печатиВерсия для печати

Французы, франсе (самоназвание), народ, основное население Франции (56,3 млн. человек). Живут также во владениях Франции (Гвиана, Новая Каледония, Реюньон, Французская Полинезия), в Алжире, Тунисе, Марокко, на Мадагаскаре. Крупные группы французов сосредоточены в США (650 тыс. человек), Италии (320 тыс. человек), Бельгии (132 тыс. человек), Швейцарии (80 тыс. человек) и др. Общая численность французов 59,4 млн. человек. Говорят на французском языке романской группы индоевропейской семьи. Верующие — в основном католики, есть кальвинисты-реформаты (преимущественно в Париже, в Пиренеях, в бассейне Роны, в районе Марселя, в Нормандии).

Автохтонное население Франции было вероятнее всего индоевропейского происхождения. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры начинается заселение страны индоевропейскими племенами кельтов. К середине 1-го тысячелетия до нашей эры они практически смешались с местным населением и заняли всю территорию современной Франции. На средиземноморском побережье были основаны также финикийско-карфагенские и греческие колонии, главная из них — Массилия (современный Марсель) — в 600 до нашей эры. Со II века до нашей эры сюда начали проникать римляне. Кельтов они называли галлами, а их страну — Галлией. Римское завоевание Галлии привело к романизации её населения (особенно на юге страны) и возникновению галло-римской этнической общности, говорившей на местном варианте народной латыни. Во время Великого переселения народов (V век) в Галлию вторглись германские племена вестготов (на юг и юго-запад), бургундов (на восток и юго-восток) и франков (на север и северо-восток). В начале VI века франки вытеснили из Галлии вестготов, в 534 завоевали королевство бургундов. С середины VI века вся территория Галлии вошла во Франкское королевство, сформировалось германо-латинское двуязычие. К концу IX века народная латынь поглотила германские наречия и легла в основу будущего французского языка. Следствием неодинаковой степени романизации севера и юга Франции стало сложение двух этнических общностей: северофранцузской (к северу от реки Луара) и южнофранцузской. Их языки назывались по характерному различию в произношении слова "да": ланг д'ойль (от oil) на севере и ланг д'ок (от oc) на юге. Северные диалекты первоначально оставались лишь разговорными, в то время как на юге уже к XI веку начал складываться литературный язык (провансальский). На особых языках говорили народы, обитавшие на западных окраинах империи. У подножий Пиренеев ещё с доримских времён жили баски — народ неизвестного происхождения, устоявший перед романизацией. В конце VI века из-за Пиренеев пришли на юго-западное побережье Франции васконцы (предки гасконцев), скорее всего иберийского происхождения. В V—VI вв. началось переселение с Британских островов на Северо-Запад Франции (современный полуостров Бретань) кельтских племён бриттов (предков бретонцев). С VIII века с севера на франкские земли стали прибывать скандинавские племена норманнов. Формированию единой общности способствовало политическое объединение французских земель вокруг королевского домена Капетингов Иль-де-Франс с центром в Париже (с конца X века). К началу XIV века под властью французских королей была объединена большая часть Франции. На основе диалекта Иль-де-Франс начал формироваться северофранцузский литературный язык. Этническая и языковая консолидация проходила в Северной Франции значительно быстрее, чем в южной. К концу XV века начинается слияние северной и южной этнических общностей. Северофранцузский язык становится общефранцузским разговорным и письменным языком. Формирование общенациональной французской культуры было ускорено в XVI веке усилением политической централизации и внутренних экономических связей, утверждением французского национального языка, который вытеснил латинский язык из судебного и административного делопроизводства, расцветом светской культуры в эпоху Ренессанса. В XVII—XVIII вв. утвердилась гегемония Франции в Европе. Французский язык служил языком дипломатии и аристократии европейских стран. Решающим фактором в формировании французской нации стали эпоха Просвещения и Французская революция конца XVIII века. Философия французских просветителей, французская классическая литература сыграли большую роль в распространении французского литературного языка в провинциях, где до того времени стойко держались местные говоры. Административные реформы эпохи революции (уничтожение провинций с их таможнями, учреждение департаментов, введение всеобщей воинской повинности), реформа школьного образования и т. п. способствовали стиранию областных различий и слиянию французского народа в единую нацию.

В условиях современной общенациональной нивелировки культуры среди французов ещё удерживается сознание принадлежности к определенным историческим областям (нормандец, пикардиец, бургундец, овернец, гасконец и т. п.) с местными особенностями культуры.

При высоком промышленном развитии во Франции сохраняется значительная роль сельского хозяйства. Главная отрасль — животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птица); существенное место занимает земледелие (основные культуры — пшеница, ячмень, кукуруза, сахарная свёкла, табак и др.). Развиты также традиционные виноградарство и виноделие. Традиционные ремёсла (резьба по дереву, изготовление расписной керамики, плетение кружев) утрачивают значение. Однако некоторые из них (лионские шёлковые мануфактуры, севрский фарфор, парфюмерное производство Граса близ Канна и др.) превратились в промышленные отрасли и приобрели мировую известность.

Бо́льшая часть французов живёт в небольших городах (20—30 тыс. жителей) и нескольких крупных городах-агломерациях. Маленькие города с населением менее 20 тыс. жителей сохраняют средневековую радиальную планировку с замком или монастырём в центре, с главной площадью, где расположены церковь, мэрия и рынок.

Среди сельских поселений преобладают небольшие деревни с несколькими десятками или сотнями жителей либо совсем мелкие, состоящие из 5—10 дворов; встречаются также фермы-хутора. Планировка поселений в основном линейная. Традиционные сельские жилища имеют несколько типов по планировке и принципу конструкции. Основной тип — одноэтажные каменные или глинобитные на деревянном каркасе постройки, где под одной крышей объединены жилые помещения и примыкающие к ним конюшня, стойло, амбар и погреб для вина. Двускатные крутые крыши старинных домов Северной и Центральной Франции крыты шифером, черепицей и др. На крупных фермах Северо-Восточной Франции, Парижского района, Пикардии и Фландрии жилые и хозяйственные постройки с четырёх сторон замыкают двор с колодцем или прудом посередине. В горных областях (Альпы, Пиренеи) распространён альпийский тип дома — двух- или трёхэтажный, с нижним каменным и верхним срубным этажом. На юге Франции (Аквитания, долины Роны и Соны, остров Корсика) характерны небольшие двухэтажные дома под низкими черепичными крышами, каменные или глинобитные, второй этаж жилой, иногда деревянный, с галереей, на которую ведёт внешняя каменная лестница. Крестьянский дом состоял обычно из общей комнаты, служившей кухней и столовой, и одной—двух спален. Жизнь семьи сосредоточивалась в общей комнате с камином в нише у фронтонной стены. В нём на чугунном треножнике готовили пищу, на полках перед ним хранилась кухонная утварь. Современное крестьянское жилище лишь частично сохраняет традиционный интерьер.

Народный костюм перестали носить уже в XIX веке. В основе женского традиционного костюма — широкая юбка со сборками, кофта, корсаж, передник, чепец или шляпа. Мужской костюм — штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка или широкая блуза, головной убор — берет или шляпа. Старинная обувь — деревянные сабо. Разные провинции имели различные мотивы вышивки, формы чепцов, покрой и украшение корсажа и передника.

Для традиционной пищи характерны овощные и луковые супы (чаще протёртые), бифштексы (из говядины; в деревнях многие блюда — из свинины) с жареным картофелем, баранье рагу под различными соусами, омлеты с ветчиной, грибами (трюфелями и шампиньонами) и другими приправами, рыбные блюда; широко употребляется сыр (остальные молочные продукты французы едят меньше, чем другие европейские народы). Потребляется много овощей, фруктов, устрицы, лангусты, крабы, морские ежи, моллюски. Традиционные центры виноделия — департамент Жиронда, области Бургундия и Шампань. Режим питания в деревнях зависит в значительной мере от сезона и характера сельских работ, а горожане в своём большинстве строго соблюдают традиционные часы раннего лёгкого завтрака (кофе, тосты или булочки с маслом, вареньем, мёдом), второго завтрака (мясное блюдо с овощами, закуски, кофе с десертом) и позднего обильного обеда.

Главный праздник — Рождество (25 декабря) — отмечают в семейном кругу. В деревнях к Рождеству откармливают гусей и индеек, заготавливают свинину, кровяные колбасы. Изобилие блюд на рождественском столе считается залогом благополучия. Обычай украшать ёлку распространился в городах в XIX веке, но почти не проник во французскую деревню. Рождество, Новый год и День королей (6 января) составляют зимний цикл праздников ("двенадцать дней"). Праздник конца зимы (карнавал) теперь отмечается главным образом в городах южных провинций, в частности в Ницце; процессия с чучелом Карнавала сопровождается театрализованными действами. На Пасху, Троицу, в престольные праздники устраивают ярмарки, народные гуляния, шуточные состязания. На Пасху выпекают особые хлеба, подают омлет с мясом. День Всех святых (1 ноября) отмечается как день поминовения умерших. На могилы родственников ставят горшочки с хризантемами. Главный национальный праздник — День взятия Бастилии (14 июля) отмечается военным парадом, вечером — народными гуляниями с песнями и танцами на площади Бастилии. Помимо общенациональных отмечаются и местные праздники. Из национальных игр самая популярная — игра в шары (були). Сохраняются местные традиционные зрелища и игры: на юге — бои быков и бега коров, в баскских областях — игра в мяч, в Лангедоке — состязания борцов на лодках и т. п.

Фольклор на протяжении веков питал французскую литературу, музыку, театр. Особым видом городского фольклора, подвергшегося литературной обработке, стали песни, исполняемые профессионалами-шансонье. Традиционные танцы (фарандола, гольярда, менуэт, бурре, гавот и др.) исполняются во время фольклорных фестивалей под аккомпанемент народных инструментов (волынка, тамбурин, виола, фасита).

М. Ц. Арзаканян

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 582-584.

Страны: 
Этнос: