Ханукаев М.С. Таты и евреи. Или. Размышления о будущем иудейской молодежи несемитского происхождения

Версия для печатиВерсия для печати

В редакцию порой приходят письма, целые статьи не от специалистов-историков, а от тех из наших читателей, которые просто хорошо знают историю своего народа и способны внести ясность в ту всемирно-историческую картину, которая зачастую искажается в текущей публицистике дремучими порой журналистами, которые по привычке берутся за любую тему, даже за ту, в которой ничего не понимают. Специалисты просто физически не успевают реагировать на множественные искажения истории. Потому я с легкой душой предоставляю слово историку-любителю ХАНУКАЕВУ Михаилу Семеновичу из Петербурга, тату по этническому происхождению. Последнее обстоятельство особенно важно, так как именно о прошлом и настоящем татов идет речь в присланной им статье. Вячеслав Румянцев Авторское предисловие Недавно прочитал статью «О Зороастризме в средневековом Дагестане» , опубликованную на сайте прогрессивной кубачинской молодежи (http://www.ugbugan.ru/). Высокогорный аул Кубачи всемирно известен своими златокузнецами и изделиями прикладного искусства. Кубачинцы – правоверные мусульмане и появление статьи о зороастрийском прошлом говорит о том, что кубачинская молодежь действительно прогрессивная. Советую прочитать. Эта статья и побудила меня поговорить с татской, да и не только с татской молодежью о её прошлом и будущем. 1. Предлагаемая публикация никоим образом не претендует на открытие чего-либо нового в исторической, этнической и религиоведческой науках. У автора нет никакого желания открывать Америку или изобретать велосипед. В вопросах о том, кто такие Таты и кто такие Евреи давно всё открыто и всё написано. Любителям точных определений, формулировок и первоисточников посоветую обратиться к энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной ещё до революции 1917 года, в 86 томах. Существует и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, а, так - же, современная электронная версия этого издания на DVD дисках, но в них эти понятия даны с некоторыми сокращениями. Можно обратиться и к Б.С.Э. (Большая Советская Энциклопедия), но и в ней текст изменён и, в зависимости от времени (Сталинского, Брежневского) издания – эти изменения существенно варьировались. В любом случае – первоисточником с которого переписывались и компилировались эти и многие другие понятия – является энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах. 2. Поскольку в наши дни термин «национальность» упрощают или искажают в связи с отсутствием его определения, которое соответствовало бы современным требованиям, мы не будем доказывать друг другу, что между понятиями Еврей, Иудей, Горский Еврей и Тат нельзя ставить знак равенства. На это уйдет слишком много времени, причем впустую. И без этого любой образованный человек понимает, что Тат – это национальность, а не вероисповедание, что Иудей – это вероисповедание, а не национальность, и что Еврей – тоже национальность. Правда после недавней поездки по Израилю понял, что здесь нужна оговорка. Дело в том, что Эфиопов, исповедующих Иудаизм, в Израиле считают Евреями. В Америке слово «американец» – это никак не национальность, а означает гражданство, американское подданство человека, будь он Француз или Русский, Немец или Китаец, или любой другой национальности, главное здесь – гражданство. Так может быть в наше время понятие «Еврей» означает не национальность, а гражданство, израильское подданство? В этой связи не пройти мимо удивительного словосочетания – «Горские Евреи». Это что означает? Если такое понятие имеет место быть в науке, тогда полное право на существование имеют и такие понятия, как Лесные, Степные или ещё какие-нибудь Озёрные Евреи. Ладно, не будем больше строить из себя «шибко грамотных», не будем тратить время на неразбериху в понятиях, определениях и терминах. Перейдем к основной теме. Поставим себе конкретную задачу из двух вопросов и ответим на них. Вопрос № 1: Как и почему среди этнически единого татского народа оказались и Зороастрийцы, и правоверные Мусульмане, и Христиане, и Иудеи? Вопрос № 2: Как и почему произошло, что между совершенно разными национальностями «Тат» и «Еврей» поставлен знак равенства? Давайте разберемся в первом вопросе. Задолго до возникновения Христианской религии народы, населяющие обширные территории Ближнего и Среднего Востока, Кавказа , Закавказья и многие другие сопредельные территории, были язычниками – Зороастрийцами. Среди народов населяющих современные территории Афганистана, Ирака, Ирана, Турции и Дагестана имел место быть и татский народ, находившийся на службе у иранских правителей. Таты вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и ремесленничеством . Их задачей было снабжение многочисленных пограничных гарнизонов, охранявших все рубежи государства. А на северных границах, в частности, от кочевых племен прикаспийских степей. Естественно, что и вероисповедание у Татов было таким же, как и у всех окружающих их народов дохристианской эпохи – язычество Зороастрийского толка. О чем и написала на своем сайте кубачинская молодежь, трепетно и бережно относящаяся к своему прошлому, что свидетельствует об их высокой культуре и нравственности (чего, к сожалению не скажешь о татской молодежи!). С появлением и распространением Христианства народы населяющие территории Ближнего Востока, Кавказа и Закавказья тоже стали принимать христианскую веру. Первые, кто в этом регионе «изменил» вере своих предков – Зороастризму, были Армяне, принявшие Христианство в самом начале 4 века. Почти сразу за Арменией раннее Христианство проникло и на территорию Дагестана. Доказательством тому служит Христианский Храм расположенный в самой цитадели Дербентской крепости. Храм этот погребен под землей и выходит на поверхность самой верхней частью купольного свода небольшим отверстием в земле. Все местные жители считали его огромным резервуаром для хранения воды (или гигантским колодцем). Так говорили и экскурсоводы. Многие поколения дербентских мальчишек (и мой отец в детстве) приходили и бросали туда камни, и слушали долго ли падает камень и когда раздастся всплеск воды. Только в 70-х – 80-х годах 20 века было установлено, что это не хранилище для воды, а засыпанный землей и забытый в веках раннехристианский Храм. Полагаю естественным тот факт, что во времена строительства и функционирования этого храма большая чась местного населения, включая некоторую часть татского народа, приняла Христианство. Таким образом, древний Зороастризм и раннее Христианство сосуществовали здесь (до распространения Мусульманства), по меньшей мере, 300 – 400 лет. Ну, а в 7 веке зародилась и стала стремительно распространяться новая Мировая Религия – Мусульманство. Очень скоро эта религия заняла гавенствующее положение на расматриваемых нами территориях и за их пределами, включая Индию, Африку, Ипанию .Итак, доминирующей религией на территории Дагетана стал Ислам, прчно сохраняющий свои позиции и в наши дни. Таков исторический процесс и здесь ничего нового не скажешь. Можно сделать только одно замечание, что некоторые местные народы принимали новую религию добровольно, а некоторые – насильственно. Вообще территория Дагестана постоянно переходила из рук в руки, терзаемая нескончаемыми набегами и войнами между Византией, Персией и Хазарией. Вот они-то, Хазары, и принесли с собой Иудаизм. Интересующихся тем, как и почему Хазары стали Иудеями, отсылаю к авторам книг по истории Хазар: М.И.Артамонову, С.А.Плетневой, Л.Н.Гумилеву. Могущество Хазарского Каганата было подорвано в 10 веке, и одной из немногих глубинных причин распада как раз и послужило принятие ими Иудаизма. Во времена своего могущества Хазары осуществляли постоянные набеги на все окружающие их государства и земли: Русь, Булгар, Крым, Дагестан, Грузию и другие. Необходимо отметить, что и до, и после распада Каганата, Хазары оседали на тех землях, на которые делали набеги, образуя свои поселения, строго соблюдая свою веру. В качестве примера сказанному можно привести Караимов, которые осели на территории Крыма, соблюдая веру, и ни с кем не смешиваясь. Волею судеб, во время одного из своих военных походов, Великий князь литовский Витовтас переселил целую деревню из Крыма к себе в Литву, в город Тракай, где они живут до сегодняшнего дня изолированной общиной, соблюдая Иудаизм. Поэтому и существует заблуждение, что Караимы – это Евреи. На самом деле это сохранившееся до наших дней реликтовое племя настоящих Хазар. Однако, возвратимся в Дагестан, где территории и народы оказывались порабощенными то Персами, то Хазарами, то Тюрками и поработители заставляли народы Дагестана (включая татский народ) добровольно, либо под страхом смерти принимать религию завоевателей. Таким образом, благодаря описанным нами событиям, происходившим в древние времена и во времена средневековья, территория Дагестана оказалась не только многонациональной, но и многоконфессиональной. Итак, мы подошли к главному – к причине по которой этнически единый народ Таты, расселённый на обширных территориях Ирана, Азербайджана и Дагестана, оказались народом исповедующим Христианство, Зороастризм (сегодня уже почти нигде не встречающийся, разве что в юго-восточном Иране), Иудаизм и Ислам. Вот и ответ на вопрос №1. Перейдем ко второму вопросу. Какой-нибудь интеллектуал скажет: «Ведь настоящие, семитского происхождения, вышедшие из Израиля и рассеявшиеся по всему белу-свету евреи жили, в том числе, и на территории Кавказа». Да, конечно! – ответим мы. Но их, настоящих евреев-семитов, вышедших из Израиля, было совсем мало (далее по тексту, для краткости, позволю себе называть настоящих, вышедших из Израиля евреев семитского происхождения, просто – «евреями-семитами» ). Их было очень мало. Это были люди занимавшиеся торговлей, ростовщики, купцы, либо миссионеры-раввины. Для того, чтобы заставить большое количество людей принять какую-то веру, требуется военное завоевание, а не уговоры миссионеров, Для этого требуется сильное государство, а у евреев-семитов такого государства не было с библейских времен. А у хазар-иудеев такое государство было. Они завоевывали обширные территории, принося свою веру. Подавляющее большинство людей, исповедующих Иудаизм на Кавказе были НЕСЕМИТСКИМИ народами. Эти народы приняли Иудаизм и Ислам в силу причин рассмотренных нами в Вопросе № 1. Количество евреев-семитов на Кавказе было ничтожно малым для серьезных процессов и, как говорят в математике, – этой величиной можно пренебречь. Отвлечемся от завоевателей и вспомним о народах, которые и во времена мирные, и во времена лихолетий, из века в век мирно соседствовали друг с другом на территории Дагестана. Это: и носители христианской веры – Грузины, Армяне и Таты-христиане, и носители мусульманской веры – Азербайджанцы, многонациональные Дагестанцы, а в их числе и таты-мусульмане, и носители иудейской веры – евреи-семиты, несемитские народы принявшие Иудаизм, а в их числе и таты-иудеи и, так называемые, «Горские евреи». (что касается «Горских евреев» – то это, как и Караимы,– потомки Хазар). Эти многонациональные и многоконфессиональные народы , живя бок о бок, вынуждены были очень тесно общаться и, в силу этого, жили дружно и терпимо относились друг к другу, уважая религию своих соседей. Приведу исторический факт, подтверждающий правоту сказанного: Когда, в начале 20 века, в Дербенте появились Мусаваты, они подстрекали жителей к межрелигиозному конфликту, призывая к резне и к уничтожению Армян. Так вот – ни один житель не вышел с оружием и не обнажил кинжала! Люди относились друг к другу с пониманием и уважением, они очень серьезно относились к понятиям человеческого Достоинства и Чести. А понимание и уважение к Достоинству и Чести человека, подразумевает и уважение к его конфессиональной принадлежности. Итак, мы подошли к тому, что простой народ в Дагестане жил по правилам добрососедства, очень тесно общаясь, встречаясь на базаре, в чайхане, просто на улице, обмениваясь новостями или просто житейскими разговорами. Покупали в лавке у Азербайджанца или у Еврея все жители, независимо от их религиозной принадлежности. Как видим, жители Дагестана абсолютно не задумывались о том «кто есть кто». Это относится и к Иудеям, которых не очень волновало – кто семит по происхождению, а кто не семит. Вопрос об этом не вставал и люди об этом не вспоминали. Все сказанное относится, по большей части, к средневековью. (ситуация скоро изменится, как увидим позже). Такая идиллия могла бы продолжаться до наших дней, если бы в Новой Истории не произошли изменения в политической, социальной и культурной сферах большинства развитых государств. Таких изменений много, но перечислим только эти: – нездоровый национализм, – антисемитизм, – и изобретение паспорта, с его пресловутой графой «национальность». Эти факторы существенно повлияли на ход истории многих народов в религиозно-этническом плане. Антисиметизм вызвал очередные миграции евреев-семитов по всему миру. На территорию Кавказа евреи-семиты мигрировали отовсюду, в том числе и из Европы. На Кавказе евреев из Европы называют «ашкеназы», а выходцев из неевропейских государств – «сефарды». Приток их со второй половины 19 века стал значительным. Кроме того, антисиметизм вынуждал всех – и евреев-семитов, – и несемитов по происхождению, проживающих в Дагестане, записывать в графе паспорта «национальность», вместо слова «Еврей» – слово «Тат». В этот исторический период евреи-семиты захотели стать татами и любыми путями, за взятки или другими способами, становились татами. К середине 20 века это приобрело в Дагестане уже почти массовый характер. Однако, со второй половины 20 века, после образования Израильского государства, появляется возможность уехать из России на «землю обетованную». Начался, так сказать, «обратный процесс». Бывшие евреи-семиты записавшиеся татами – снова записывались евреями. Сионистскаяпропаганда заработала в полную силу. Пользуясь невысокой образованностью, а иногда просто темнотой и невежеством татского населения и других несемитских народов исповедующих Иудаизм (например Эфиопов-иудеев в Африке), убеждали их в том, что Иудей и Еврей – одно и то-же. А раз так, значит они Евреи и должны жить на своей «исторической Родине». Повсюду, как грибы после дождя, появились доморощенные историки и религиоведы, издающие книги, пишущие откровенную чушь (а один даже защитил диссертацию), убеждающие каждого Тата в том, что он не персидского происхождения, а семитского. Некоторые договорились до того, что дескать Таты – это и есть самые древние, самые настоящие, самые чистокровные Евреи, а все остальные : и евреи-семиты, образовавшие государство Израиль после Второй Мировой Войны, и ашкеназы, и сефарды, и все остальные – вовсе не «чистокровные» Евреи, а так, сбоку-припеку к ним примкнувшие! Правда неплохо, а ? Поверив пропаганде, огромная масса обманутых людей стала записываться евреями и покидать Родину и могилы своих предков! Но самое отвратительное, что среди них есть и НЕ обманутые, а знающие историю и присхождение своего народа, сознательно искажающие истину в угоду сионизму. У них отсутствует понятие о Достоинстве и Чести, нет уважения к могилам своих предков и памяти предков они не достойны. Это изменники Родины, заслуживают позорной гражданской казни. Больше говорить о них не буду – противно. Ну, ладно, оставим это. Лучше обратим внимание на то, что нами получен ответ на второй вопрос – «как и почему между совершенно разными понятиями «Тат» и «Еврей» оказался знак равенства?» Вместо заключения – 2 пункта: 1. Обвинять ВСЕХ Татов оказавшихся в этой ситуации ни в коем случае нельзя! Люди, стремясь к лучшей жизни и к достатку, оказались втянутыми в грязные политические игры и обманутыми сионистской пропагандой. Сейчас доказывать им что-либо поздно. Взывать к их разуму бесполезно. Даже если в глубине души они что-то и осознают, то все равно менять в своей жизни ничего не будут. Они состарились и устали. Давайте оставим их в покое. Будем любить этот многострадальный народ и сожалеть о нем и о том, что с ним произошло. 2. Но молодежь! Современная татская и НЕтатская цивилизованная и образованная молодежь! Обращаюсь к вам. Подумайте! Воспользуйтесь своим могучим интеллектом! Задумайтесь над прошлым своего народа! Неужели вы не понимаете, что история вашего маленького народа, являющегося одним из древнейших народов, исчезнет с лица земли и из памяти потомков. Ради чего? Ради Израиля ? В угоду политическим играм и пропаганде, которая искусственно растворяет вашу культуру в чуждой вам культуре, изменяет ваш менталитет и стремительно заставляет забыть родной язык заменяя его чуждым вам языком ? Хорошо, что горе-историки, идеологические диверсанты и политиканы не добрались до научных книг и справочной литературы, где прописаны такие понятия, как татская одежда, татская музыка, татская кухня и татский язык, о котором ученые-лингвисты говорят, что язык татов Дагестана почти не изменился с течением времён и что он гораздо ближе к Среднеперсидскому языку, чем современный Персидский язык, на котором сегодня разговаривают в Иране. Хорошо, что есть Народный писатель Дагестана – Хизгил Авшолумов, друг Расула Гамзатова, который пишет книги на татском языке, языке своих предков, за что неоднократно награждался правительственными наградами. Благодаря этому человеку и его художественной литературе есть возможность вспомнить родной язык и научить ему своих детей. Задумайтесь о будущем своих детей и своем собственном будущем. Неслучайно в одной из своих книг Расул Гамзатов напомнил нам народную мудрость: « Кто выстрелит в свое прошлое из пистолета, – в того будущее выстрелит из пушки! » Молодежь! Ещё есть время сбросить пропагандистские оковы, отбросить псевдоэтнические выдумки и уже изжившие сами себя псевдорелигиозные догмы. Будьте достойны свого исторического прошлого. Ну, хотя бы так, как это сделала кубачинская молодежь. Январь 2006 М.С.Ханукаев

Страны: 
Этнос: