Еремеев Д. Е. Турки.

Версия для печатиВерсия для печати

Турки, тюрк (самоназвание), народ, основное население Турции. Численность в Турции 50 млн. человек. Живут также в Германии (1,35 млн. человек), Болгарии (750 тыс. человек), Нидерландах (160 тыс. человек), Франции (150 тыс. человек), на Кипре (140 тыс. человек), в Македонии (110 тыс. человек), Греции (100 тыс. человек) и других странах мира. Общая численность 53,3 млн. человек.

В состав турков входят субэтнические группы скотоводов-кочевников и полукочевников, восходящие к тюркским племенам, не слившимся с местным населением и сохраняющим патриархальный уклад: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы, зейбеки, чепни. Часть их перешла к оседлости и ассимилируется турками. Говорят на турецком языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: анатолийская группа (с юго-западными, центральными, восточными, северо-восточными, черноморскими, юго-восточными, кастамонуйскими, караманскими диалектами) и румелийская, или восточнофракийская, группа. Арабское письмо с XIII века, латинская графика с 1928. Подавляющее большинство турков — мусульмане-сунниты.

Турецкая народность сложилась к середине XVI века из двух основных этнических компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён, главным образом огузских и туркменских, мигрировавших в Малую Азию с востока в период сельджукских и монгольских завоеваний XI—XIII веков, и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и др. Часть тюрков проникла в Малую Азию с Балкан (узы, печенеги). После османских завоеваний в Юго-Восточной Европе (XIV—XVI века) заметную роль в этнической истории турков сыграли южнославянские народы, албанцы, румыны, молдаване, венгры. Формирование турецкой нации завершилось к началу XX века, ко времени распада Османской империи и образования Турецкой Республики. К этому периоду относится и складывание литературного языка.

Бо́льшая часть турков занята в сельском хозяйстве. Пашенное земледелие и садоводство особенно развиты в Эгейском, Средиземноморском (пшеница, ячмень, овёс, бобовые, цитрусовые, хлопок, табак, маслины, фрукты, виноград) и Черноморском (кукуруза, табак) районах.

В засушливых районах Центральной и Восточной Анатолии земледелие нуждается в искусственном орошении и сосредоточено в горных и речных долинах. Основную роль здесь играет пастбищное скотоводство (козы, овцы). У юрюков (на юге и юго-западе Турции) — кочевое, полукочевое и отгонное скотоводство. Традиционные промыслы, особенно ткачество и производство ковров, сохраняют свою роль в крестьянском быту.

Турецкие сёла невелики, обычно имеют мечеть, кофейню, постоялый двор, водоём, выложенный каменными плитами, часто с высеченными на них изречениями из Корана и именем строителя. Равнинные поселения обычно скученные, горные — разбросанные или хутора.

Преобладающий тип сельского жилища на равнине — глинобитный, квадратный в плане, с плоской или низкой четырёхскатной крышей, с окнами и входом, обращёнными во внутренний дворик. В западных районах встречаются двухэтажные дома на каменном или глинобитном фундаменте с круговой верандой и внешней лестницей; в лесистых районах — деревянная прямоугольная в плане хижина с двускатной крышей из веток (кулюбе), в Восточной Анатолии кое-где сохранились полусферические землянки (дам), в Северной Анатолии — срубные жилища (избе). В горных районах дома из грубо обработанного камня. У кочевников-юрюков — переносные шатры из козьей ткани (карачагыр) и войлочные шалаши (алачики), изредка встречаются юрты. Существует деление дома на мужскую (селямлык) и женскую (харем) половины. Внутреннее убранство состоит в основном из ковров, циновок, кошм; мебель ограничена низким столиком и кроватью, вещи хранят в сундуках и внутренних нишах. Для отопления и приготовления пищи посредине вырывают очаг (тандыр) глубиной до метра; в богатых домах он служит только для выпечки хлеба, а пищу готовят на специальном очаге. Для отопления используются также жаровни (мангалы).

Традиционная одежда сохраняется в основном в деревнях, особенно у женщин: шаровары, широкая рубаха и широкое длинное платье, на голове — большой платок; некоторые женщины продолжают носить чадру. Мужской костюм состоит из штанов, рубахи, пояса-кушака, короткого жилета и куртки; на голове носили фески и тюрбаны, запрещённые в 1925, сейчас носят европейские головные уборы. У юрюков сохраняются войлочные накидки, толстые длинные шерстяные носки (юрюк чорабы) и кожаные постолы (чарык).

В традиционной пище преобладают мучные (лепёшки, каши, пловы) и молочные (сыры, брынзы, сушёный творог и похлёбки из него, напитки из кислого молока — айран, йогурт) блюда. Распространены похлёбки (чорба) на мясном бульоне с крупяной заправкой, супы из молочных продуктов. Мясные блюда — шашлык, кавурма, кебаб — главным образом из баранины. Разнообразны блюда из овощей, гороха, фасоли, чечевицы и различные сладости. Излюбленные напитки — чай, кофе и шербет.

В семейных отношениях сохраняются патриархальные и исламские обычаи. Сильна власть отца, женщина занимает приниженное положение. Брак патрилокален. Браки нередко заключаются в раннем возрасте и без согласия молодых. Обязателен выкуп за невесту; часто мужчина оказывается не в состоянии выплатить его и остаётся холостяком. Сохранились большие семьи. Нередки случаи кровной мести. В субэтнических группах сохраняется родо-племенное деление.

Устное народное творчество представлено эпосом ("Огузнаме" и др.), историческими сказаниями (дестанами), лирическими песнями (тюркю), куплетами типа частушек (мани). Популярны анекдоты о Ходже Насреддине и Бу Адаме. Большую роль в развитии фольклора сыграли народные певцы — ашики и озаны. Из танцев преобладают круговые — халай, ромейка. Популярны национальная борьба (гюреш), конноспортивная игра с метанием дротиков (джирид), уличный театр (орта оюну) и теневой театр (карагёз).

Широко отмечаются мусульманские праздники, соблюдаются посты. В субэтнических группах сильны пережитки домусульманских верований. Большой семейный праздник — обрезание мальчика. В деревнях отмечают земледельческий весенний праздник (хыдреллез) и праздник окончания сельскохозяйственных работ(касым).

Д. Е. Еремеев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, стр. 550-551.

Этнос: