Кононенко М. Хазары.

Хазары. Об этом народе историки начинают упоминать более часто с VI века, а в Х веке Хазария уже прекратила свое существование. В чем и где скрыты причины подъема и падения Хазарии? В первую очередь, мы должны, очевидно, задаться вопросом: «А кто же такие были хазары?» Историки привыкли все, что хоть сколь-либо относится к Востоку, сразу же отюрчивать, обыранивать или относить к арабам. Но сами арабы утверждают совсем противоположное.

Легенды из арабского сборника «Мадал-ат-таварих» относят прародителя хазар к нашей кровной родне, считая, что Рус и Хазар были детьми одной матери и одного отца. Арабские историки и писатели древности относили хазар к славянам. Едва ли стоит оспаривать эти свидетельства, тем более что и этимология слова «хазар» не проливает света на происхождение этого народа.

Предлагается считать, что имя «хазар» происходит от «хаз» или «каз» — гора и «ар» — арий, то есть «горец-арий». Но это этимологическое решение не увязывается с древнерусским названием этого народа — «козаре». Если следовать логике автора «Повести временных лет» и называть все народы по месту, где они сели, то те, что ушли дальше всех на восток, или ко заре (к восходу солнца), и там осели, и должны называться «козаре», подразумевается «живущие на зоре». В таком случае хазары были самыми восточными из восточных славян (если, конечно, не считать саков и согдов). Легкость, с которой в русском языке находится этимологическое решение словам «козаре», «каган», «саркел» и прочих слов «нерусского» происхождения из южнорусских просторов, невольно приводит к мысли о правоте арабов, считавших булгар, хазар и иже с ними славянами. Видимо, мы неправомерно сужаем границы древнего славянского мира в угоду норманнистам, отрицающим роль славян в древнем мире и считающим славян, в том числе и русских, людьми второго сорта.

Но есть еще одна деталь, говорящая, что славян-ские земли в древности не ограничивались восточным берегом Волги.

Одним из самых почитаемых или даже самым почитаемым апостолом на Руси является Андрей Первозванный. Известно, что первоначально апостолов — странствующих проповедников идей христианства было двенадцать: Андрей, Петр, Иаков, Иоанн, Фаддей, Филипп, Фома, Варфоломей, Матвей, Иаков Алфеев, Симон Зилат и Иуда, брат Иакова. Но когда мы начинаем знакомиться с «деяниями святых апостолов» в Новом Завете, то вырисовывается любопытная картина: основная часть «Деяний» посвящена деяниям двух апостолов: Петра и Павла — остальные оказываются вроде бы и не у дел. К числу этих безработных апостолов относится и Андрей Первозванный.

Нет имени этого апостола и среди авторов «Посланий». Все это находится в явном несоответствии с «первозванностью» апостола. Согласно прозвища, Андрей был первым апостолом, последовавшим за Христом и, возможно, даже начавшим свою миссионерскую деятельность еще при жизни Христа. Это значит, что начало миссионерской деятельности Андрея должно приходиться на конец тридцатых — начало сороковых годов первого столетия от Рождества Христова. Так где же все-таки проповедовал Андрей Первозванный? «Повесть временных лет» свидетельствует о том, что святой Андрей из Синопа прибыл в Корсунь, а затем проделал путь «из варяг в греки» в обратном направлении: сначала побывал «идеже послhже бысть Киев», потом «идеже нынh Новъгородъ» и уже затем «иде в Варяги, и приде в Римъ». Судя по всему Андрей пропутешествовал из Варяг в Рим по морю Варяжскому, коим наши предки считали все воды, омывающие берега Европы.

Но для того, чтобы пользоваться на Руси таким авторитетом и почитанием, как апостол Андрей Первозванный, всего, что поведала нам «Повесть временных лет», явно недостаточно — для этого Андрею нужно было оставить на Руси более глубокий след, нужно было проповедовать на Руси. И действительно, в пользу деятельности апостола Андрея на Руси говорят «Каталоги» Ипполита, Дорофея, Софония, Епифания, и древнее церковное предание отводит Андрею, как жребий, проповедь в Скифии — в самой восточной части удела Иафета. В зону деятельности Андрея, кроме Скифии, древними источниками включаются также Фракия, Вифиния, Понт, Севастополь и даже Согдиана и страна Саков. Стоит ли напоминать читателям, знающим географию, что автором «Повести временных лет» все эти территории включены в состав удела Иафета. Согласно этого источника, удел Сима начинался восточнее Болгарии Волжско-Камской и Хорезма. Невольно возникает вопрос: «А на каком же языке читал свои проповеди Андрей Первозванный и какой национальности были его слушатели?» Читая свои проповеди в уделе Иафета и роду Иафета, которым называли себя русские, апостол Андрей должен был проповедовать на русском языке (иначе грош цена этим проповедям). Но для того, чтобы увлечь людей своей верой, апостол Андрей должен был либо владеть русским языком в совершенстве, для чего нужно, даже зная язык, пожить несколько лет среди русских, либо самому быть русским. И если Фракия, Вифиния, Понт, Согдиана и страна Саков не говорили на русском языке, то сколькими же языками должен был владеть в совершенстве Андрей — уроженец Вифсаиды и где он мог их изучить? Ведь Андрей, согласно Евангелию, был простым рыбаком. Видимо, все-таки Андрей был русским по происхождению, и русские в Передней Азии в то время не были редким явлением.

Хорошо известно, что для обращения русских, болгар и других славянских народов в Православие Византии потребовалось заслать на Русь Кирилла, разработать кириллицу, написать на ней книги и т. д. и т. п. и проповеди вести на славянских языках. Андрей же был Первозванным, следовательно, у него не было таких возможностей, как у его последователей, ни для написания книг, ни для изучения языков и овладения ими. Поэтому было бы естественно считать, что проповеди свои он читал на русском (словенском) языке. В таком случае мы приходим к необходимости признать Тракию (Фракию), Вифинию, Понт, страну Саков и Согдиану, не говоря уже о самой Скифии, русскими (славянскими) территориями, и еще раз убедиться в правоте арабов, считавших хазар славянами.

Поэтому события, происходившие до Х века в Прикаспии, в том числе и в Северном, имеют объяснение, связанное с арабской экспансией на юге Каспия и в Средней Азии.

В Средней Азии арабы, насаждая ислам, разрушают древнейшую восточно-скифскую (восточнославянскую) цивилизацию — Хорезм и ее столицу — Ургенч, вызвав этим миграцию согдов и саков (ныне тюрков) в междуречье Волги и Урала, что способствовало, с одной стороны, усилению Хазарии, а с другой стороны — ее обособлению и поиску самостоятельности. Ведь традиции саков и согдов носили на себе отпечаток длительного проживания в иных условиях, нежели Волжское Понизовье.

В это же время натиск арабов на юг Каспия вызывает миграцию населения с Южного Прикаспия из тех районов, которые ныне зовутся Астрабад (даже название то сродни «Астрахани»), Мазандеран и Гилян. Миграционные пути в этом случае пролегали по западному побережью Каспия. Часть этих беженцев слилась с астраханскими тороками. Часть предпочла пожить самостоятельно, основав некое государственное формирование со столицей Самандар. В тех местах, где был построен этот город, всегда было сложно со строительными материалами, и саман действительно является даром природы. Русское происхождение названия «Самандар» (так же как и Краснодар, Солнцедар и проч.) говорит о русскости и этой части беженцев. Для саков и согдов, покидавших Хорезм, был ближе путь к Уралу, к Итилю. Видимо, эта миграция носила не разовый, а системный характер и способствовала принятию хазарами мусульманства, быстрому росту Хазарии и ее отделению от остальных южнорусских земель. После разгрома Хазарии земли ее частично вошли в состав Астроганьского царства.

См. ст. Михаила Кононенко. Тайны русских букв ("Слово" №6,2002)

Этнос: