Иванов В.В. Хетты.

ХЕТТЫ - народ, населявший центральную часть Хеттского царства. Хеттский, или несийский, язык (от г. Heca - древнего центра хеттов), на котором говорили хетты, принадлежал к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской семьи языков; поэтому обычно считается, что хетты (как и носители других анатолийских языков - лувийские племена и палайцы) или их предки - носители диалектов общеанатолийского языка, от которого произошли все эти три языка, переселились в Малую Азию либо через Балканы («западная» теория), либо через Кавказ («восточная» теория). В пользу восточного (кавказского) пути переселения говорит преимущественная роль восточных городов хеттов в Древнем Хеттском царстве (2-я половина 18-16 веков до н. э.) и некоторые свидетельства архаичных ритуалов (например, образ солнца, встающего из-за моря). По другой гипотезе, хетты принадлежали к древнейшему населению Малой Азии, что предполагает более южную первоначальную область расселения для носителей всех индоевропейских диалектов. Судя по заимствованиям из языка хеттов и собственным именам, встречающимся в документах на староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торговых центрах Анатолии, где были колонии ассирийских купцов, хетты к рубежу 3-2-го тысячелетий до н. э. уже находились в Малой Азии. Памятники изобразительного искусства хеттов 2-го тысячелетия до н. э. свидетельствуют о том, что их антропологический облик к этому времени обнаруживает следы смешения с другими этническими группами, а хеттская культура - следы взаимодействия с культурой хатти, а позднее - с культурой хурритов. В период Нового царства (14 - начало 12 веков до н. э.) хетты уже не были господствующим этническим слоем, хотя хеттский язык (с некоторым числом лувийских вкраплений) оставался основным языком государственных документов Хеттского царства. После падения царства хеттов (12 век до н. э.) прямые свидетельства о них прекращаются (носители «позднехеттской» культуры на юго-востоке Малой Азии и в Северной Сирии, иногда называемые «хеттами» в иноязычных текстах, в частности ветхозаветных, по языку были лувийцами). Засвидетельствованный в Лидии памятниками 1-го тысячелетия до н. э. лидийский язык особенно близок (по сравнению с ликийским и другими позднеанатолийскими) к языку хетты и в некоторых отношениях может считаться его продолжением.

В более широком смысле термин «хетты» употребляется для обозначения всех жителей Хеттского царства, а также исторически связанных с ним позднейших государственных образований Сирии.

В. В. Иванов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Гиоргадзе Г. Г., "Текст Анитты" и нек-рые вопросы ранней истории хеттов, "ВДИ", 1965, No 4(94); Schaeuble J., Zur Anthropologie der Hethiter, "Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien", 1957, Bd 87; Sommer P., Hethiter und Hethitisch, Stuttg., 1947.

Этнос: