Худавердян В.Ц. Религиозные и культурные традиции армян

Версия для печатиВерсия для печати

Армянская Апостольская церковь (ААЦ) — одна из древнейших христианских церквей. В догматических и культовых традициях она очень близка к православию. На историческую территорию Армении христианство пришло во 2—3 веках. А в самом начале 4 века (301 год) оно стало государственной религией. Именно в указанном году был построен храм в Эчмиадзине (вблизи Еревана), ставший кафедральным, где и поныне располагается административный и духовный центр ААЦ, ее Духовная академия и семинария.

В настоящее время главой церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин I.

До середины 5 века ААЦ представляла одну из ветвей единой христианской церкви. Однако, отстаивая самостоятельность и независимость Армении от Византии, она отделилась как от Восточной, так и от Западной церкви. Армяне относятся к монофизитам. Монофизитство возникло в 5 веке в Византии, оно отстаивает единую божественную природу Христа. Армяне — один из наиболее дисперсных, разбросанных по всему миру народов. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет более чем двухсотлетнюю историю. В 1779 году по указу Екатерины II было организовано массовое переселение в южные районы России христианского населения Крымского ханства, главным образом греков (18 407 чел.) и армян (12 598 чел.). Цель такой акции — не только ослабление ханства (в 1783 году его территория была включена в состав Российской империи), но и заселение южнороссийских степей людьми, имеющими большой опыт в земледелии, торговле и ремеслах. По царской грамоте армянским переселенцам в низовье Дона отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью св. Димитрия Ростовского и разрешено было основать один город и 5 селений. Переселенцам предоставлялись также определенные льготы и привилегии, в частности освобождение от государственных податей и служб на 10 лет и от воинской повинности — на 100 лет, разрешались строительство церквей, где церковные обряды будут проводиться в соответствии с их собственными законами и традициями, свободная торговля внутри и вне государства; армяне получали право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда. В современный период миграция армян в Россию усилилась после известных трагических для армян событий в Азербайджане и землетрясения в Армении в 1988 году. Именно в этот период численность армян в России увеличилась в несколько раз: если, по переписи 1989 года, в России проживало 532 тыс. армян, то уже в 1993 году эта цифра достигла 1,5 млн. В условиях, когда армяне оказались буквально разбросанными по всему миру, именно Армянской церкви принадлежит особая роль в развитии их духовного, этнического сознания. В последнее время в ряде мест, например, в Краснодаре, Сочи, Адлере, открылись армянские молельные дома, а в Адлере и с. Шаумян получены земельные участки для строительства церквей. В ряде крупных городов на юге России местными властями по просьбе армянских обществ выделены земельные участки под строительство новых армянских церквей. Армянские культурные общества оказывают немалую благотворительную помощь, в частности, беженцам, детским домам, нуждающимся членам общины. Армянские церковные общины зарегистрированы в более чем 10 городах Краснодарского края, занимавшего по численности армян 1-е место среди регионов России, в т. ч. в Армавире, Краснодаре, Новороссийске, Адлере, Сочи, в армянском селе Гайкадзоре. В Ростовской области находится кладбищенская церковь и здание монастырского храма Сурб Хач. В этом здании размещается музей русско-армянской дружбы. Церкви действуют в армянских селах Дона.

На территории России за-регистрированы 27 общин ААЦ, входящие в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Ее глава — патриарший Экзарх архиепископ Тиран Кюрегян.

В. Ц. Худавердян

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 21-22.

Этнос: