Вийрес А.О. Эстонцы

ЭСТОНЦЫ - нация, составляющая основное часть населения Эстонской ССР. Общая численность в СССР - 1007 тыс. чел. (1970, перепись), в т. ч. в Эстонии - 925 тыс. чел. Остальные эстонцы живут в РСФСР (г. Ленинград, Ленинградская, Псковская, Омская обл. и др.), в Латвийской и Украинской ССР, Абхазской АССР. Более 100 тыс. эстонцев живут за рубежом (данные 1950-х годов), главным образом в США (св. 60 тыс.), Швеции (ок. 22 тыс.), Канаде (ок. 19 тыс.). По происхождению и языку принадлежат к прибалтийско-финской группе финно-угорских народов. В эстонском языке известны 3 заметно отличающихся друг от друга диалекта, границы которых в общем совпадают с границами древних племенных группировок. Самым распространенным является северо-эстонский диалект, на основе которого сформировался эстонский литературный язык. На Юго-Востоке республики распространен южно-эстонский, на Северо-Востоке - прибрежный диалект, близкий к финскому языку. Предки эстонцев - финно-язычные племена появились на территории Эстонии, вероятно, уже в 3-м тысячелетии до н. э. В течение последующих тысячелетий в их состав вошли отдельные балтийские, частично северо-германские (скандинавские), а с конца 1-го тысячелетия н. э. восточно-славянские элементы, что находит заметное отражение в языке, антропологическом типе и материальной культуре эстонцев. В начале 2-го тысячелетия н. э. древние племенные группировки эстонцев постепенно заменились территориальными. Примерно тогда же начала формироваться эстонская народность. Видимо, в это время среди эстонцев укоренилось самоназвание maarahvas - "народ (нашей) земли", в то время как в рус. летописях они назывались вместе с др. прибалтийско-финскими племенами чудью, а в зап.-европ. источниках - эстами. Связанное с последними назв. eestlased – «эстонцы» с 17 века постепенно заменило старое самоназвание. Формирование эстонской народности ускорилось в начале 13 века в ходе борьбы против немецких захватчиков. В результате покорения страны немецкими феодалами социально-экономическое развитие затормозилось, и вплоть до 19 века. Эстонцы, подавляющую часть которых составляли крестьяне, находились в бесправном положении. В феодальную эпоху в эстонской крестьянской культуре сохранилось много древних самобытных черт, резко отличавших ее от культуры прибалтийско-немецкой правящей верхушки. В 13 веке эстонцы были обращены в католичество, которое в период Реформации в 16 века сменилось лютеранством. В середине 19 века около 10-12% сельского населения Эстонии перешло в православие; небольшая группа эстонцев на Юго-Востоке Эстонии, так называемые сету (ныне их около 15 тысяч), которая тяготела к Псковщине, исповедовала православие издавна. В середине 19 века борьба против прибалтийско-немецкого господствующего класса приняла характер национального движения. Во 2-й половине 19 века в связи с развитием капитализма складывается эстонская нация. Вплоть до 20 века главным занятием эстонцев было земледелие и животноводство, а на побережье и рыболовство. Типичным жилищем эстонцев была жилая рига (рэхэтуба), в которой главное жилое помещение служило и снопосушилкой. Начиная с середины 19 века жилая рига постепенно заменялась жилищем, близким к городскому типу. В то же время многие традиционные элементы народной культуры вытеснялись новыми, общеевропейского характера. С развитием промышленности к концу 19 века сформировались эстонский пролетариат и городская буржуазия. Быстрыми темпами увеличивался удельный вес городского населения, особенно после восстановления Советской власти в 1940 году. За годы Советской власти в тесном политическом, экономическом и культурном сотрудничестве с другими народами СССР эстонская нация преобразовалась в социалистическую. В эстонской социалистической культуре, достигшей замечательных успехов, сохраняются и творчески развиваются многие народные традиции: народная одежда, используемая в качестве праздничного костюма, особенно на всеобщих певческих праздниках, народные танцы, песни и т. д. Об истории, хозяйстве и культуре эстонцев см. также в ст. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

A. О. Вийрес. Таллин.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Литература:

Вопросы этнической истории эстонского народа, Тал., 1956; Эстонская народная одежда XIX и нач. XX в., Тал., 1960; Моора X. А. и А. X., К вопросу об историко-культурных подобластях и районах Прибалтики, "СЭ", 1960, No 3; Семья и семейный быт колхозников Прибалтики, М., 1962 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР, т. 77); История Эстонской ССР, т. 1-2, Тал., 1961-66; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Тихазе К. И., Народное зодчество Эстонии, (Л.), 1964; Сельские поселения Прибалтики (XIII-XX вв.), М., 1971; Eesti nôukogude etnograafia bibliograafia, (t. 1-2), 1945-1970, Tallinn, 1967-74; Viires A., Eesti rahvapärane puutööndus, Tallinn, 1960; Moora A., Peipsimaa etnilisest ajaloost, Tallinn, 1964; Abriss der estnischen Volkskunde, Tallinn, 1964; Vahtre S., Eestimaa talurahvas hingeloenduste andmeil (1782-1858), Tallinn, 1973.

Страны: 
Этнос: