Крупнов Е.И. Аланы (СИЭ, 1961)

Версия для печатиВерсия для печати

АЛАНЫ (в русских источниках - ясы, в грузинских - овсы, осы) - многочисленные ираноязычные племена сарматского происхождения. Известны со 2 века до н. э. под названием роксалан. В первых веках н. э. обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии, Предкавказье и в южных районах Северного Причерноморья (до Днепра); это - время их экспансии на Юг, на Северный Кавказ, что хорошо прослеживается по распространению погребального обряда аланов в катакомбах. По свидетельству Иосифа Флавия, Тацита и др., сильные и воинственные племена аланов совершали успешные походы в Закавказье, Мидию, Малую Азию и в районы Римской империи. Первоначально основой хозяйства степных аланов являлось скотоводство в сочетании с земледелием; позднее высокого развития достигло гончарное, ювелирное дело и металлургия. Общественный строй аланов характеризовался выделением вождей племен и образованием союза племен.

В 4 веке аланы этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения аланов в 4 веке разгромили гунны, в 6 веке - авары. Часть аланов участвовала в великом переселении народов и оказалась в Западной Европе (в Галлии) и даже в Северной Африке, где вместе с вандалами образовала государство, просуществовавшее до середины 6 века. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией аланов. Культуру аланов 4-5 веков представляют городища и могильники предгорной зоны Северного и Западного Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С 7 по 10 века значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длительного времени северокавказские аланы вели упорную борьбу с арабским халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре 8-11 веков дают знаменитые катокомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе (городища: Архызское, Верхний и Нижний Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких международных связях аланов с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией.

В 9-10 века у аланов складываются раннефеодальные отношения. С 7 века в Алании начинает распространяться христианство из Византии и Грузии. В условиях разложения первобытно-общинных отношений, дифференциации населения образовался крупный племенной союз аланов, который в 10-12 веках приобрел черты примитивного государства с выделением царей-"багатаров" (царь Дургулель). Возникли крупные поселения городского типа (г. Дедяков). В 10-12 веках у аланов зародилась письменность на греческом алфавите. В это время аланы были оседлым народом, создавшим замечательный Нартский героический эпос и высокую культуру, пришедшую в упадок только после татаро-монгольского нашествия на Кавказ (1222). С 14 века среди аланов стал распространяться ислам. Aланы, являющиеся прямыми предками осетин, сыграли известную роль в этногенезе и складывании культуры и других коренных народов Северного Кавказа. Термин "аланы" бытовал на Северном Кавказе до 19 века уже в значении "приятель", "сосед".

E. И. Крупнов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 3, М., 1887; Кулаковский Ю., Аланы по сведениям классич. и визант. писателей, К., 1889; Готье Ю. В., Кто были обитатели Верхнего Салтова?, "ИГАИМК", 1927, в. 5; Крупнов Е. И., Археологич. памятники верховьев р. Терека и басс. р. Сунжи, "Тр. ГАИМК", 1947, в. 17; Абаев В. И., Осетинский язык и фольклор, (в.) 1, М.-Л., 1949; История Северо-Осетинской АССР, М., 1959; Кузнецов В. A., К вопросу о позднеаланской культуре Сев. Кавказа, "СА", 1959, No 2; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; Täubler E., Zur Geschichte der Alanen, "Klio. Beiträge zur alten Geschichte", 1909, Bd 9, H. 1.

Этнос: