Чеснов Я.В. Мон-кхмеры

МОН-КХМЕРЫ - родственные по языку народы, живущие главным образом в странах Индокитая. Общая численность - 8,5 млн. чел. (1961). Среди них: в Бирме - моны (400 тысяч человек), ва (50 тысяч человек) и палаун (160 тысяч человек); в Таиланде - моны (85 тысяч человек), кхмеры, (350 тысяч человек), куи (350 т. ч.), суи (150 тысяч человек), лава (5 тысяч человек), кхму (65 тысяч человек); в Лаосе - ламет (30 тысяч человек), кхму (100 тысяч человек), футенг (100 тысяч человек), боловен (60 тысяч человек), суи (60 тысяч человек); в Камбодже - кхмеры (4450 тысяч человек), куи (40 тысяч человек), мнонги (20 тысяч человек), стиенги (15 тысяч человек); во Вьетнаме - кхмеры (500 тысяч человек), банар (110 тысяч человек), сэданг (95 тысяч человек), чамрэ (100 тысяч человек), ван-кьеу (35 тысяч человек), мнонги (45 тысяч человек), стиенги (23 тысяч человек), ма (45 тысяч человек), ксакау и пуок (15 тысяч человек); в Малайе - сенои и семанги (4 тысяч человек). В Индии к мон-кхмерам относятся кхаси (370 тысяч человек) и никобарцы (15 тысяч человек), а в Китае (провинция Юньнань) - кава (345 тысяч человек), бэнлун (5 тысяч человек) и булан (42 тысяч человек). Мон-кхмеры принадлежат в основном к южномонголоидной расе, у некоторых обнаруживаются негро-австралоидные черты (у ва и мнонгов), а у сеноев и семангов эти черты господствуют (у первых - веддоидный тип, у вторых - негритосский). В лингвистике все больше утверждается теория, объединяющая языки мон-кхмеров с языками мунда (Северо-Восточная Индия) в аустро-азиатскую семью, имеющую связи с малайско-полинезийской (аустронезийской) семьей. По религии моны и кхмеры - буддисты, остальные народы сохраняют сильные пережитки племенных (анимистических) верований. По-видимому, формирование мон-кхмеров происходило еще в раннем неолите в северно-западной части Индокитая и на Юго-Западе Китая. Распространение мон-кхмеров в эпоху неолита по всему Индокитаю сопровождалось поглощением более древнего негро-австралоидного населения. В этнической истории мон-кхмеров значительное влияние имели миграции тибето-бирманских и тайских народов, особенно с конца 1-го тысячелетия. Расселение этих народов сопровождалось ассимиляцией мон-кхмеров и расчленением их территорий, а вместе с тем восприятием пришельцами культурных достижений мон-кхмеров.

В первых веках н. э. в Индокитае в дельтовых районах возникали ранние государства мон-кхмеров: у монов в Нижней Бирме, а у кхмеров в Камбодже. Оба эти народа создали развитые цивилизации, чему способствовали экономические и культурные связи с Индией. В противоположность монам и кхмерам многие родственные им народы (ва, ламет, мнонги и др.), попав в тяжелые природные условия (горные р-ны) и практикуя подсечно-огневое земледелие, вплоть до недавнего времени сохраняли многие черты первобытнообщинного уклада. Колониальные захваты Англии и Франции в Индокитае затормозили развитие мон-кхмеров, как и других народов полуострова. В настоящее время в ряде стран Индокитая происходят процессы консолидации многих мон-кхмерских народов в более крупные этнической общности.

Я. В. Чеснов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Левин М. Г. и Чебоксаров Н. H., Древнее расселение человечества в Вост. и Юго-Вост. Азии, в кн.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951; Очерки общей этнографии, в. 2, М., 1959; Schmidt W., Die Mon-Khmer Völker, Braunschweig, 1906; Heine-Geldern R., Urheimat und früheste Wanderungen der Austronesier, "Anthropos", 1932, Bd 27; Condominas G., Nous avons mangé la forêt. Chronique de Sar Luk, village Mnong Gar, P., 1957.

Этнос: