Ассирия

На карте обозначены:
Линия из точек – Приблизительная граница Ассирии в XX веке до н.э.
Линия из вертикальных чёрточек – Наибольшее распространение влияния Митанни в первой половине XVI века до н.э.
Пунктирная линия – Приблизительная граница Ассирийской державы в XIII веке до н.э.
Участки, заполненные точками – Ассирия в конце IX века до н.э.
Линия из точек и тире – Приблизительная граница Ассирийской державы в середине VII века до н.э.
Названия курсивом – самоуправляющиеся ассирийские города.
Названия заглавными буквами, подчеркнутые – Зависимые от Ассирии государства и племена в середине VIIвека до н.э.
Цифрами на карте обозначены: 1 – Гургум, 2 – Хатти, 3 – Область данунийцев, 4 – Мусасир, 5 – Парсуа.

АССИРИЯ - рабовладельческое государство, существовавшее в древности на территории современного Ирака до конца 7 века до н. э. Ядром Ассирии явился Ашшур, древнейшие археологические слои которого относятся к 4-му тысячелетию до н. э. В этот период (эпоха неолита и энеолита, археологической культуры "Тель-Халаф", "Самарра" и др.) район предгорий Ирана и притоков Тигра был областью наиболее высокого развития земледелия, основанного на использовании вод горных ручьев. Древнейшее население Ашшура, предположительно, состояло из субарейцев, или хурритов (работы немецкого ассириолога А. Унгнада, американского ассириолога Э. А. Спайзера), однако к 2000 основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. Ашшур играл тогда роль посредника в транзитной торговле между южным Двуречьем и Малой Азией. В ряде пунктов Малой Азии, как показал немецкий ассириолог Б. Ландсбергер, имелись колонии города Ашшура (важнейшая - Канес, ныне городище Кюль-Тепе), Мнение немецкого ассириолога Ю. Леви о существовании в этот период обширной ассирийской империи ныне отвергнуто.

Город Ашшур. Храм богов Ану и Адада. XI в. до Р. Х. Реконструкция. 

В начале 18 века до н. э. Ашшур становится центром крупной державы аморея Шамшиадада I. Ближайшие к Ашшуру города - Шибаниба (современная Тель - Билла), Арбелы (совр. Эрбиль), Ниневия (современный Куюнджик), Экаллате и другие - составили царство сына Шамшиадада I - Ишмедагана I; эта территория впоследствии и называлась Ассирией. В 18 веке Ассирия подчинялась Вавилонии (при вавилонском царе Хаммурапи), а в 16-15 веках - царству Митанни. Правителю Ашшура Ашшурубаллиту I (конец 15 - начало 14 веков) удалось создать сильную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию. Его внук Арикденилу впервые принял титул "царя Ассирии". В течение 14-13 веков Ассирии удалось покорить всю Северную Месопотамию и захватить все пути подвоза в Вавилонию - по Евфрату, Тигру и его притокам. В числе прочих было захвачено и государство Аррапха (современный Киркук). Дошедшие до нас (год Нузу, современное городище Иорган-Тепе) документы периода, предшествовавшего завоеванию (исследованы П. Кошакером, Э. А. Спайзером, американским ассириологом Р. Старром и др.), дают исключительно яркую картину жизни древне-восточной общины и ее разложения под влиянием ростовщического кредита (работы советского историка Н. В. Янковской). История Ассирии этого периода разработана английским ученым С. Смитом, Социальные отношения изучались советскими исследователями - автором данной статьи, Л. А. Липиным и др. Характерна самоуправляющаяся сельская или городская община (алу) с находящимся в ее собственности периодически переделяемым земельным фондом, которым непосредственно владели семейно-родовые общины (биту). Имущественное расслоение зашло далеко уже в древний период, однако главным образом за счет того, что знать, входившая в торговые компании, наживалась на караванной торговле. В 18 веке Ассирия утратила монополию в караванной торговле. Одновременно началась интенсификация и специализация сельского хозяйства и в связи с этим развитие ростовщического кредита. Это привело к созданию крупных частных земельных владений торгово-ростовщической знати и к закабалению и разорению значительной части рядовых общинников. Потребности крупных землевладельцев в рабочей силе первоначально удовлетворялись в основном за счет долговой кабалы, но уже с 13 веке в результате военных походов усилился приток рабов-военнопленных.

Между 16 и 13 веками был составлен дошедший до нас сборник ассирийских судебных постановлений: семейное, земельное, долговое право и т. п. (изданы английскими учеными Г. Р. Драйвером и Дж. Майлсом, на русском языке - И. М. Дьяконовым с комментариями его же и Я. М. Магазинера). Ассирийское право этого времени характеризовалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины.

Вопрос о правах различных этнических групп Ассирии до сих пор является дискуссионным. В советской науке высказывалось мнение (Л. А. Липиным) о том, что различные этнические группы были в Ассирия неравноправными, против чего возражал автор настоящей статьи.

С 13 веке начались столкновения царской власти со знатью, вызванные значительным усилением роли царя-полководца, в результате военной экспансии Ассирии. После временного ослабления (12 век) начался новый подъем могущества Ассирии при Тиглатпаласаре I (конец 12 - начало 11 веков). Он вел успешные войны в Вавилонии, Северной Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Однако во 2-й половине правления Тиглатпаласара I началось движение арамейских племен из сирийской степи в Северную Сирию и Северную Месопотамию. Ассирйиская держава оказалась ослабленной и расчлененной. В результате борьбы со знатью резиденция царей Ассирии из привилегированного города Ашшура была перенесена в другие города - сначала в Кальху (современное городище Нимруд), а в 8-7 веках в Дур-Шаррукин (Хорса-бад) и Ниневию (Куюнджик).

Новый подъем завоевательной политики Ассирии был вызван стремлением ассирийских рабовладельцев насильственно захватить богатые сырьем районы, которые прежде (во 2-м тысячелетии до н. э.) вследствие своей экономической отсталости эксплуатировались ассирийскими купцами и ростовщиками, а с 10 века, в результате развития своего собствственного ремесла, перестали нуждаться в широком международном обмене.

В конце 10-9 веков ассирийским царям удалось восстановить свою власть в Северной Месопотамии и в горах к Востоку от Ассирии. Ассирийские войска неоднократно вторгались на Юге - в Вавилонию, на Севере - в Урарту, на Восто - в Мидию, на Заде - в Сирию. Однако Ассирия встретилась здесь с ожесточенным сопротивлением сирийского союза государств и ассирийское господство в Сирии оказалось непрочным.

С конца 9 века в Ассирии начался длительный социально-политический кризис, связанный с разорением во время войн сельскохозяйственных районов. В борьбе с крупными государствами и коалициями, особенно с Урарту, Ассирия утратила часть завоеванных областей. Политической формой кризиса явились длительные гражданские войны между партией жречества и привилегированной торговой и служилой знати и военной партией (существование этих партий впервые отмечено немецким ассириологом Г. Винклером). В результате 3-й гражданской войны царем стал Тиглатпаласар III (745-727), проведший ряд реформ, которые сводились к следующему: 1) политика истребления покоренного населения заменена политикой его массового переселения с этническим смешиванием жителей; 2) наместничества разукрупнены, и права наместников ограничены (наблюдение немецкого ассириолога Э. Форрера); 3) создана четкая военная организация, в основу которой положен "царский полк", - постоянная армия на полном государственном довольствии. Социальное значение последней реформы, укреплявшей положение рядовых земледельцев, вовлекавшихся в армию, разъяснено советским ученым академиком В. В. Струве.

При Тиглатпаласаре III Ассирия вновь перешла к завоевательной политике. В течение 100 лет была завоевана вся Передняя Азия (кроме Урарту и некоторых окраинных областей). В этот период в Ассирии продолжалась борьба двух партий. Если Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V (727-722), а позже Синахериб (705-680) были сторонниками военной партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торговых городов как в самой Ассирии (Ашшур, Харран), так и в Вавилонии (Вавилон, Ниппур, Сиппар, Урук и др.), а Синахериб даже полностью разрушил Вавилон, то Саргон II (722-705) и особенно Асархаддон (680-669) блокировались с жреческой партией и вавилонскими привилегированными городами. Наиболее подробно внешнеполитическая история этого периода разработана английским ассириологом А. Т. Олмстедом.

В 679-672 годы Ассирия вела упорные войны на Севере и Востоке с киммерийцами, скифами и мидянами. Еще с конца 8 века противники Ассирии пытались противопоставить ей коалиции государств (Вавилония, Элам, иногда Египет, государства Сирии, Финикии и Палестины) и племен (халдейских, арабских и др.). При царе Ашшурбанипале (669-ок. 633) длительная война Ассирии с коалицией, возглавлявшейся его братом, вавилонским царем Шамашшумукином, окончательно подорвала силы Ассирии. Положение свободных земледельцев в Ассирии в 8-7 века ухудшалось. Они были обложены тяжкими натуральными налогами и повинностями и связаны общинной круговой порукой. В большинстве своем они пользовались землей, являвшейся собственностью царя по праву завоевания, или землей, подаренной царем вельможам. Поместья знати частично обрабатывались посаженными на землю рабами, в значительной части - из числа военнопленных и переселенных. Особыми привилегиями пользовались храмы. Хищнические войны разоряли население покоренных стран и истощали Ассирию. Моральное состояние армии ухудшалось. Военно-технические достижения Ассирии к 7 веку перестали быть ее монополией.

После длительной войны коалиция Вавилонии и Мидии разгромила Ассирию, разрушила ее основные города и уничтожила ассирийское государство (605). Ассирийская знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамейцами Месопотамии.

Об изучении Ассирии см. также в ст. Ассириология.

Важнейшие места раскопок (в скобках дано древнее назв.): Арпачия, Балават, Калъат-Шаргат (Ашшур), Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (Ниневия), Нимруд (Кальху), Тель-Ахмар (Тиль-Барсиб), Тель-Билла (Шибаниба), Тепе-Гаура, Хорсабад (Дур-Шаррукин).

И. M. Дьяконов. Ленинград.

Примечания

Транскрипция имен дана по общепринятой в энциклопедических изданиях системе.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Дьяконов И.М. Мушки

МУШКИ - в древности народ и царство в Малой Азии. Упоминается в ассирийских и урартских надписях 8-7 веков до н. э. и в Библии (Мешек, греч. Мосох) и отождествляется с Фригией. Однако термин «мушки» встречается в ассирийских и (как «мусака») в хеттских иероглифических надписях и до возникновения Фригии, в 12-9 веках до н. э. Согласно этим надписям, около 1165 года до н. э. народ мушки поселился на Армянском нагорье, в долине рек Евфрат и Мурад-Су - Арацани, в 9 веке до н. э. покоренной Ассирией, а затем Урарту. Г. А. Меликишвили, Э. Кавеньяк и другие отождествляют эту группу мушки с мосхами, жившими позже на южном берегу Черного моря, и с грузинской этнической группой месхов; предполагается, что и в составе мушки-фригийцев была грузиноязычная прослойка. По И. М. Дьяконову, мушки отождествляются не только с фригийцами, но и с носителями родственного фригийскому протоармянского языка, которые, проникнув около 1190 года до н. э. с Балкан и разгромив Хеттское царство, осели затем в Юго-Западной Армении, а позже, слившись с урартами и хурритами, сложились вместе с ними в армянский народ. Мосхов следует отличать от мушки.

Арамеи (СИЭ, 1961)

АРАМЕИ арамейцы, - кочевые семитические племена, родиной которых является Аравийский полуостров. В 14 веке до н. э. арамеи проникли в Сирийскую пустыню и на Средний Евфрат, на рубеже 12-11 веков до н. э. наводнили почти всю Переднюю Азию. Арамеи проникли в Сирию и Финикию, в Вавилонию, в Северную и Северо-Восточную Месопотамию. Арамеи, видимо, не имели общего самоназвания, а именовались по племенам. Сам термин "арамеец" означал скорее всего "кочевник". Арамейский язык (семитической группы) оказал сильное влияние на языки ряда азиатских народов. К началу н. э.

Евреи (СИЭ, 1964)

ЕВРЕИ - самоназвание и общее этническое название (на русском языке) народов, живущих в разных странах, но ведущих свое происхождение от древнееврейской народности; верующие евреи исповедуют иудаизм. В 13-12 веках до н. э. древнееврейские скотоводческие племена, кочевавшие в Аравии, переселились в Палестину, где частично смешались с ханаанеями и хеттами и перешли к оседлости и земледелию. Их родоплеменной строй сменился классовым, образовалось единое государство (около 1000 года до н. э.), чему способствовала борьба с соседними племенами (филистимлянами и др.). Около 935 года до н. э.

Немировский А.А. Арамеи.

Арамеи (также «ахламеи») – номадический семитский народ Передней Азии, носитель одного из западносемитских языков, вероятно, выделившегося из родственной семитской среды в середине III тысячелетия до н.э. Во II тысячелетии до н.э. племена арамеев обитали на территории центральной и восточной Аравии. Их легендарный первопредок Сахламу (что можно перевести как «пра-ахламей») упоминается в первой половине II тысячелетия до н.э. в арамейских племенных генеалогиях, согласно которым ахламеи, по-видимому, считались одной ветвью его потомков, а сутии-амореи – другой.

Подписка на RSS - Ассирия