Южная Осетия

ЮГО-ОСЕТИНСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ, Южная Осетия, в составе Грузинской ССР. Образована 20 апреля 1922 года. Площадь 3,9 тысяч км2. Население 103 тысяч человек (на 1 января 1978 года). В области 4 административных района, 1 город, 4 посёлка городского типа. Центр - город Цхинвали. (см. карту…)

Природа. Южная Осетия занимает центральную часть южных склонов Большого Кавказа и северную оконечность Внутреннекартлийской равнины. По территории Южной Осетии протягиваются Рачинский, Лихский (Сурамский), Кударойский, Гудисский, Харульский, Ломисский хребты; на Северо-Востоке расположено Кельское нагорье. Около 90% территории находится на высоте свыше 1000 метров; на Севере многие вершины превышают 3500 метров (гора Халаца, 3938 метров, высшая точка области). Основные перевалы через Главный, или Водораздельный, хребты: Рокский (2995 метров), Зекарский, Дзедойский. В Южной Осетии выделяются 3 высотных пояса: предгорный (до 1000 метров), среднегорный (1000-1200 метров) и высокогорный (выше 2000 метров).

Климат меняется по высотным поясам от умеренно тёплого и влажного в южной части до климата вечных снегов на Севере. Средняя температура самого тёплого месяца (август) в Цхинвали 20,7 "С, на высоте до 2000 метров 13,8 "С, самого холодного (январь) - от -2,6 до -6,5 °С; осадков в год соответственно от 500 мм до 1000 мм и более. Главные реки: Большая и Малая Лиахви, Ксани, Лехура, Меджуда (бассейн Куры); наиболее значительные озёра - Келнстба и Эрцо.

В предгорном поясе в основном развиты чернозёмовидные, а местами аллювиальные и перегнойно-карбонатные почвы, выше - тёмно-бурые горно-лесные и горно-луговые почвы. Под лесами и кустарниками 48% всей территории Южной Осетии. Нижний пояс лесов представлен дубом с кустарниками, переходящим выше в лес с дубом, буком, грабом, клёном и другими; в верхнем лесном поясе господствуют хвойные леса (ель, местами пихта и сосна). На долю бука приходится 79% покрытой лесом площади, дуба - 10%, хвойных пород- 8%. Выше - субальпийские и альпийские луга. В лесах водятся волк, медведь, рысь, лисица, встречаются кабан, барсук, косуля; высоко в горах - тур.

В. Б. Бесолов.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978.

 

Осетины: традиционные верования

Сегодня мы много говорим о возрождении традиционной осетинской религии. Однако пока рассматриваются преимущественно теоретические аспекты бытования сакральных традиций, хотя в этом деле, несомненно, куда более важна практическая составляющая. И здесь возникает необходимость создания своеобразного религиозного центра, наподобие армянского Эчмиадзина. Подобный центр, к примеру, может быть образован под покровительством и в пределах Джеры дзуар - одного из главных святилищ осетинской традиционной религии в Южной Осетии. Именно эта святыня, посвященная Уастырджы, и олицетворяет на юге Осетии наши традиционные верования. Верования, которые осетинский народ пронес через века, несмотря на многовековое активное влияние в частности христианства...

Осетины: погребальная обрядность

Пожалуй, нигде на Кавказе нет такой сложности и такого разнообразия погребального ритуала, как у осетин. В то же время нигде так долго и так безуспешно не боролись за искоренение или хотя бы упрощение этого ритуала. С одной стороны погребально-поминальная обрядность своими традициями восходит еще к скифской эпохе. С другой - развитие общества требовало упрощения, как самой церемонии, так и ее материальной составляющей. Однако, именно эта сфера общественной жизни всегда оставалась наиболее консервативной и не восприимчивой к переменам. Ни сходы сельчан, ни введение христианского погребального обряда, ни советская система нивелирования патриархальных ценностей - ничто не смогло коренным образом изменить погребальную церемонию у осетин. Возможно, такая стойкость связана с тем, что из-за преобладания в погребально-поминальной обрядности древних черт вся обрядность воспринимается в народе не столько как религиозная, сколько как национальная...

Калоев Б.А. Осетины (СИЭ, 1967)

ОСЕТИНЫ (самоназв. - ирон, на Западе Северной Осетии - дигорон) - нация, основное население Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, живут осетины также в ряде районов Грузинской ССР, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, в том числе в Карачаево-Черкесии. Общая численность - 412,5 тысяч человек (1959). Осетинский язык относится к северо-восточной группе иранских языков; имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский.

Дзарасова И.В. Осетины с т. з. демографии

Этническую основу осетинского народа составило слияние местных кавказских и пришлых иранских племён. В 8-7 веках до н. э. на Северный Кавказ проникают скифы, позднее, в 4-1 веках до н. э., - сарматы. Из этих полукочевых племён в 1 веке н. э. выделились непосредственные предки современных осетин - аланы, поселившиеся в Приазовье и Предкавказье. Нашествие гуннов (конец 4 века) вынудило часть аланских племён в потоке великого переселения народов уйти в Западную Европу, через Южную Галлию в Испанию и достичь Северной Африки. Основная часть аланов отошла в предгорья Кавказа.

Ярлыкапов А.А. Верования осетин

Осетины  (402 тыс. чел. — 1989) в большинстве своем исповедуют православие; меньшая их часть — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Христианство к предкам осетин — аланам проникает в 6—7 веках из Византии и Грузии, с нача 10 века существовала Аланская митрополия. Сильное исламское влияние аланы испытывали со стороны Золотой Орды, но массовая исламизация шла в Осетии в 17—18 века. В течение второй половины 18 века царским правительством успешно проводилась политика укрепления христианства среди осетин. Преимущественно исламским осталось население Дигории и Тагаурии. Несмотря на распространение монотеистических религий, верования осетин носили синкретический характер, сохраняя богатое наследие язычества. Многие языческие божества, покровители и духи слились здесь с персонажами христианской мифологии. Наиболее популярны Уастырджи (св. Георгий) — покровитель мужчин, воинов и путников, Уацилла (св. Илья) — громовержец и покровитель земледелия, Фалвара покровитель домашних животных, Тутыр — покровитель волков и т. д...

Калоев Б.А. Осетины (НР.Э. 1994))

Осетины, ирон, дигорон (самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг, - двалы, группа осенин Наро-Мамисонского региона, и   хусайраг - хусары, группа осетин Южной Осетии) - народ в Российской федерации. Основная часть населения Северной Осетии, численностью около 335.000 человек, и Грузии (основное население Южной Осетии, численностью 65.000 человек).   Живут также в Кабардино-Балкарии (10.000 человек), в Карачаево-Черкесии (4.000 человек). Численность в России 402.000 человек.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи.   Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита.

Верующие - православные, есть мусульмане. Большинство осетин исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России. Меньшинство - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев); сохранились языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи...

Подписка на RSS - Южная Осетия