Рус Альберто

Альберто Рус Луилье (1906-1979), мексиканский археолог, исследовал цивилизацию майя.  А. Рус родился в Париже. Отец его был кубинцем, мать - француженкой. До 1930 г. жил во Франции. Затем по настоянию отца отправился на Кубу для того, чтобы продолжить свое образование в Гаванском университете. Однако очень скоро молодой студент попадает в самую гущу политических событий, происходивших в кубинской столице в те годы. Он активно участвует в студенческих выступлениях против диктатора Мочадо. Его арестовывают и насильственно высылают в Мексику. Эта страна стала для Альберто Руса второй родиной. Здесь он закончил в 1940 г. Национальную школу антропологии и истории в Мехико и получил диплом археолога. Здесь он под руководством известного мексиканского ученого Альфонса Касо сделал и свои первые шаги в археологии. С тех пор и началась интенсивная научно-исследовательская деятельность молодого Руса. Он стал вести широкие археологические раскопки в зоне майя - в Чьяпасе, Кампече и на Юкатане.

В 1959 г. А. Рус возглавил организованный им семинар, а с 1970 г. и Центр по изучению культуры майя при Национальном автономном университете в Мехико. В 1977 г. его назначают директором всемирно известного Национального музея антропологии.

Прогрессивный ученый, демократ и гуманист, А. Рус Луилье всегда решительно выступал против псевдонаучных и реакционных воззрений в археологии, от каких бы высоких авторитетов они ни исходили. Он, как и многие мексиканцы, сразу же принял и поддержал социалистическую революцию на Кубе. А. Рус неоднократно посещал эту страну, читал лекции в Гаванском университете, помогал готовить кадры специалистов по археологии и истории Латинской Америки. А. Рус был хорошо знаком и с советскими исследованиями о древних майя, высоко их ценил и всячески способствовал их пропаганде в научном мире путем издания статей советских авторов на страницах ежегодника "Исследования по культуре майя" (главный печатный орган Центра по изучению культуры майя).

Перу ученого принадлежит свыше 130 книг, статей и публикаций, наиболее значительные из которых "Кампече в археологии майя" (1945), "Цивилизация древних майя" (1968), "Погребальные обряды древних майя" (1969), "Храм Надписей в Паленке" (1973) и, наконец, "Народ майя: вчера и сегодня" (1981).

Цитируется по изд.: Рус А. Народ майя. М., 1986.

Рус А. Майя: психические черты

За исключением некоторых спорных аспектов использованной методики (тесты, признанные малопригодными самим Стеггердой, и то, что часть исследования была осуществлена через переводчиков людьми, мало знающими или совсем не знающими языки майяский и испанский, прожившими на Юкатане 12 лет и имевшими в качестве служащих и рабочих майя, смешанных в большей или меньшей степени с белыми), я согласен почти со всеми выводами, к которым пришел Стеггерда. Однако я не помню, чтобы я видел проявление жестокости к животным или людям, даже в случае неверности жены. Что касается половых связей, упомяну один факт, совпадающий с тем, что писал Ланда относительно легкости, с которой древние майя соединялись и расходились, и с тем, что происходит обычно в случае супружеских ссор. Сторож одной из археологических зон, находившихся в моем ведении, жена которого была, по его мнению, слишком любезна с другим, более молодым сторожем...

Рус А. Майя: физические черты

Описывая физический тип древних майя, С. Г. Морли основывался главным образом на исследованиях М. Стеггерды (Морис Стеггерда - известный американский этнограф, осуществлявший в 30-х годах нашего века большие полевые исследования на полуострове Юкатан (изучал хозяйство и быт индейцев юкатеков). - См.: Steggerda M. Maya Indians of Yucatan. - Carnegie Institute of Washington Publication, No 531. Washington, 1941) среди современных юкатеков, сожалея при этом, что не были проведены сходные исследования среди остальных групп. Хотя он сам указывал, что "майя высокогорий имеют кожу более красную и блестящую, чем майя Юкатана, и биологически кажутся более чистого происхождения", он заключил: "Тем не менее, если их исследовать по основным критериям: росту, цвету кожи, форме головы и волос, можно заметить, что все группы, говорящие на языке майя, кажутся происшедшими первоначально от одного и того же древнего ствола". Этот вывод идет несколькими страницами ниже сравнительной таблицы различных соматических элементов (рост, головные указатели...

Рус А. Майя: этнолингвистические группы

Априорное убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки (А. Тоззер, цитируемый Морли, который в общем-то разделял эту идею). Разумеется, последний в соответствии с его схемой развития цивилизации майя из центра в Петене (Гватемала) утверждал со своей стороны, что "язык "Древнего царства", должно быть, был прародителем современной майоидной группы".

Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов. Однако, по мнению известных лингвистов М. Суодеша и Н. Маккоуна, имеются 28 языков, каждый с одним или несколькими местными диалектами, которые можно объединить в подгруппы согласно степени близости между ними.//

Подписка на RSS - Рус Альберто