Арутюнов С.А.

Арутунов Сергей Александрович. Доктор исторических наук, профессор, чл.-корр. РАН. Заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН.

Научные интересы: историческая этнография народов Азии, современная этническая и языковая ситуация на Кавказе, миграции, этнические процессы и их влияние на культурную и социальную идентичность.

Родился в Тбилиси в 1932 г. Окончив Московский Интитут Востоковедения в 1954 г., тогда же поступил в аспирантуру Института этнографии (ныне институт этнологии и антропологии РАН) и, окончив ее, стал научным сотрудником этого института (с 1957 г.), где и продолжает работать ныне, с 1985 года в должности заведующего отделом народов Кавказа. Кандидатская диссертация «Древний воточноазиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев» защищена в 1962 г., докторская «Процессы изменения и развития в современной бытовой японской культуре» в 1970 г. Избран чл.-корр. РАН в 1990 г.

С.А. Арутюнов вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, в разных районах Крайнего Севера и Сибири (но более всего на Чукотке), на Кавказе (более всего в Армении), поводя в поле с 1958 по 1988 год практически ежегодно по крайней мере один, а нередко и два полевых сезона (летний и зимний). Собранный им огромный полевой этнографический и археологический материал лег в основу ряда монографий, посвященных современной культуре народа айнов, археологии и этнической истории чукчей и эскимосов, сельской бытовой культуре армян и другим темам.

Итоги своих теоретических размышлений о закономерностях развития народной культуры. С.А. Арутюнов опубликовал в книге «Народы и культуры: развитие и взаимодействие» (М., 1989). Обобщающий взгляд С.А. Арутюнова на предмет и задача этнологии и культурной антропологии изложен им в книге «Культурная антропология» (М., 2004), написанный совместно с С.И. Рыжаковой. В этой книге он свел воедино материалы многочисленных спецкурсов, читавшихся им в 1970-е – 2000-е годы в МГУ и многих университетах Европы, Америки и Японии (Кэмбридж, Берн, Питтсбург, Джорджтаун, Стэнфорд, Беркли, Саппоро и др.).

Всего С.А. Арутюновым опубликовано более 400 статей, докладов и рецензий, 15 книг (единолично и в соавторстве). Три из них в дополненном и расширенном виде переизданы за рубежом – в Польше, США, Японии. В настоящее время С.А. Арутюнов продолжает работу над созданием учебных пособий, изучает проблемы формационного и цивилизационного подхода к истории, проблемы глобализации и парохиализации культуры.

Автор более 490 публикаций, в том числе:

    *      Современный быт японцев. М., 1968. 230 с.

    *      Старые и новые боги Японии. М., 1968. 200 с. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.:Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973. 206 p.

    *      Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. 206 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).

    *      Проблемы этнической истории Берингоморья. М., .1975. 240 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).

    *      Палеометалл северо-западной части Тихого океана. Владивосток, 1982. 104 с. (в соавт. с А. В. Александровым, Д. Л. Бродянским).

    *      Китовая аллея (древности островов пролива Сенявина). М., 1982. 176 с. (в соавт. с И. И. Крупником, М. А. Членовым).

    *      У берегов Ледовитого океана. М., 1984. 190 с.

    *      Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. 110 с. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).

    *      В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. 264 с. (в соавт. с В. П. Кобычевым).

    *      Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 250 с.

    *      Япония: народ и культура. М., 1991. 64 с. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).

    *      Perspectives on Ethnicity. Hague, Paris, 1978. 458 р. Член ред.; авторство: «Введение». С. 10—13 (в соавт. с Ю. В. Бромлеем).

    *      Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. 320 с. Член ред.; авторство: «Культура жизнеобеспечения в этнических системах». С. 53—60; «Система питания». С. 189—206; «Общие выводы». С. 254—270; «Заключение». С. 271—287 (в соавт. с Э. С. Маркаряном).

    *      Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. 256 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3—17; «Япония». С. 157—170; «Заключение». С. 232—250.

    *      Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. М., 1989. 220 с. Член ред.; авторство: «Введение». С. 5—14; «Абак». С. 15; «Напитки». С. 84—86; «Пища». С. 134—138; «Яды». С. 216.

    *      Истоки формирования современного населения Южной Азии. М., 1990, 410 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3—8; «Этногенетическая интерпретация расогенетического анализа». С. 365—404; «Заключение». С. 405—408.

    *      Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов. М., Наука, 1993. 210 с. (в соавт. с В.Г. Щебеньковым).

    *      Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М.Г Абдушелишвили., Б.А. Калоевым.) М., 1994.

    *      Народы Кавказа (книга 4). Материальная культура. Пища и жилище. М., 1995. (В соавт. с Г.А.Сергеевой, В.П. Кобычевым).

    *      Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс. 386 с.(на русс. яз.)

    *      Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004. 216 с. (в соавт. с С.И. Рыжаковой).

Список работ С.А. Арутюнова см.: Этнографическое обозрение. 1992. № 3; 2002. № 2

Биографическая справка с сайта http://www.iea.ras.ru/

Арутюнов С.А. Кхмеры

КХМЕРЫ - нация, основное население Камбоджи. Численность в Камбодже - около 4,5 млн. чел. (1961), кроме того, около 500 тыс. чел. кхмеров живет во Вьетнаме и 350 тыс. чел. в Таиланде. Язык кхмеров относится к мон-кхмерской семье языков. Религия - буддизм южного толка. Кхмерская народность сложилась в начале нашей эры в процессе консолидации многочисленных кхмерских племен, вероятно, исконных насельников Южного Индокитая, при влиянии более высокой культуры соседних стран - Китая, затем и в большей мере - Индии. Восприятие индуизма, предшествовавшего буддизму, распространение санскрита сильно повлияли на формирование духовной и материальной культуры кхмеров и их языка...

Арутюнов С.А. Карены

КАРЕНЫ - народ, населяющий Юго-Восточной Бирмы (1,8 млн. чел., 1959) и Западного Таиланда (100 тыс. чел.). Термин «карены» в научной литературе употребляется также для обозначения группы родствонных народов (собственно каренов - кая, ба-о, падаун). У каренов сохраняются значительные пережитки племенного деления. Основная группы - сго, пво (более 0,5 млн. чел. каждая), бвэ. Диалекты и обычаи разных групп сильно отличаются. Язык каренов относится к тибето-бирманской ветви китайско-тибетской семьи.

Арутюнов С.А. Вьетнамцы

ВЬЕТНАМЦЫ (самоназвание - вьет) - нация, составляющая подавляющее большинство населения во всех прибрежных и низменных районах Вьетнама; кроме того, в большом числе проживают во всех крупных населенных пунктах горного Вьетнама. Численность 25,6 млн. чел. (1960), из них около 400 тыс. чел. проживают за пределами Вьетнама, прежде всего в Камбодже свыше 300 тыс. чел., а также в Лаосе, Китае и Таиланде. Вьетнамцы говорят на вьетнамском языке, распадающемся на ряд диалектов, незначительно отличающихся друг от друга. Литературный язык сложился на базе центральных и северных говоров.

Арутюнов С.А. Бирманцы

БИРМАНЦЫ - нация, основное население Бирманского Союза (за пределами Бирмы проживает менее 0,5% бирманцев). В Бирме бирманцы сосредоточены в дельте и бассейне Иравади-Чиндвина и по побережьям Тенассерима и Аракана. Численность в Бирме - около 14,7 млн. чел. (1959). Язык - бирманский, тибето-бирманской ветви, китайско-тибетской семьи. Общенациональный язык бирманцев имеет письменность, которая восходит к 11 веку. Среди бирманцев имеется ряд этнографических групп, отличающихся диалектами и культурой от основной массы бирманцев.

Арутюнов С.А. Аэта

АЭТА, атта, инагта и др. (общего самоназвания не имеют), - группа малорослых (140-150 см) негроидных племен, коренное население Филиппинских островов. Аэта живут в горных районах острова Лусон, главным образом в провинции Илокос-Норте и Самбалес, а также на Востоке острова. Небольшие группы аэта живут во внутренних районах островов Негрос и Панай, на Северо-Востоке острова Минданао. Иногда к аэта относят также некоторые другие негроидные группы островов Миндоро и Палаван. Численность - около 40 тысяч человек (1959), из них на острове Лусон более 30 тысяч человек.

Арутюнов С.А. Филиппинцы

ФИЛИППИНЦЫ - группа близкородственных народов (тагалы, висайя, илоканы, биколы, моро, ифугао и др.), составляющих основное (коренное) население Филиппинских островов. Общая численность - 37 млн. чел. (оценка 1971 года). Говорят на языках северной группы индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи языков. Многочисленные неолитические памятники (плечиковые топоры, ступенчатые тесла, нефритовые изделия), сходные с памятниками материковой Юго-Восточной Азии, позволяют предположить, что предки филиппинцев во 2-м тысячелетии до н. э.

Арутюнов С.А. Гаошань (СИЭ, 1963)

ГАОШАНЬ (кит. "горцы") - собирательное название группы племен, обитающих на островах Тайвань (племена а-тайял, цоу, амей (ами), бунун, пайван, сайсет) и Хунтоуюй (племя емей (ями)). Численность около 230 тысяч человек (1959). Родственной группой племенам гаошань на Юге Тайваня являются пинпу (60 тысяч человек). Язык гаошань относится к индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи; он имеет множество сильно различающихся диалектов. По религии - анимисты, в прошлом был культ черепов. О происхождении гаошань есть ряд гипотез.

Арутюнов С.А. Ямато

ЯМАТО - племенной союз, возникший в древней Японии во 2-й половине 3 века н. э. с центром в районе современного города Нара. К середине 4 века объединил под своей властью большую часть страны, при этом частично были покорены племена кумасо и эбису. Термином «Ямато» принято также обозначать археологическую культуру раннего железа в Японии (с конца 3 по 6 века н. э.). Культура Ямато называется также курганной культурой и приблизительно соответствует историческому периоду Асука, археологически представляя собой развитие позднего этапа яёи культуры.

Арутюнов С.А. Японцы (СИЭ, 1976)

ЯПОНЦЫ - нация, основное (более 99%) население Японии (общая численность на 1.Х.1970 - 103,7 млн. чел.). За пределами Японии японцы (по данным на 1966 год) живут в США, преимущественно в штате Гавайи (464 тыс. чел.), в Бразилии (595 тыс. чел.) и других странах Латинской Америки, Канаде. Язык - японский, обычно характеризуется как изолированный, но большинством современных японских лингвистов включается в алтайскую семью как особая ветвь. Господствующая в Японии религия - буддизм в форме махаяны, представленной множеством сект.

Арутюнов С. А. Японцы (НиРМ, 2000)

Японцы, нихондзин (самоназвание), народ, основное население Японии. Живут также в США (Калифорния, Гавайские острова), Канаде, других странах Америки, Европы, Азии и Австралии. Численность 125,6 млн. человек, в том числе в Японии 123,65 млн. человек, США 800 тыс. человек, Бразилии 750 тысяч, Перу 70 тысяч, Канаде 65 тысяч, Аргентине 40 тысяч человек. Говорят на японском языке (генетические связи не выяснены), имеющем диалекты и говоры. Современный литературный язык (хёдзюнго) на основе токийского диалекта, вытеснил около середины XX века старый литературный язык (бунго), вобрав в себя некоторые его элементы. Письменность (первые памятники — VI—VIII века) смешанная: включает иероглифы китайского происхождения и слоговую азбуку (двух видов — катакана и хирогана). Верующие — в основном синтоисты и буддисты; есть христиане и последователи синкретическимх религий, сложившихся на основе синтоизма и буддизма.

Страницы

Подписка на RSS - Арутюнов С.А.