Скифы

Сцена лечения воина. Изображена на сосуде из скифского кургана в Крыму.

Скифы племена, вытеснившие в 7-8 тыс. до н. э. киммерийцев из Причерноморья. Они говорили на языке, близком к древнеиранскому, о чем можно судить по личным именам скифов, а также по названиям крупнейших рек бывшей Скифии - Дон, Днепр, Днестр, Дунай. Сами себя скифы называли сколотами, а персы называли их саками. Скифы времен Геродота делились на отдельные группы. Кроме царских скифов упоминаются скифы-кочевники, скифы-пахари, каллипиды, алазоны. Имя Скифия было известно за три столетия до Геродота и повторялось многими греческими и латинскими писателями и историками. После вытеснения скифов сарматами применялось для обозначения многих народов, живших к востоку от Дуная, в том числе и восточных славян.

+ + +

Скифы — собирательное название кочевых и оседлых ираноязычных племен, живших в степях Северного Причерноморья. К IV в. от P. X. скифы растворились среди множества племен, но византийцы продолжали называть их именем любых иноплеменников, живших к северу от империи, в том числе и славян.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.307.

Скифия по Геродоту.

Скифы на Северо-Восточном Кавказе

Скифы во время их походов в Малую Азию двигались в основном по Каспийскому проходу. Данные письменных источников по этому вопросу подтверждаются и топографией археологических находок — бронзовых трехлопастных втульчатых наконечников стрел. Большинство из обнаруженных наконечников, а также предметы, связанные со скифским миром, выявлены в приморском Дагестане вдоль древнейшего пути — Каспийского прохода (Кизляр, Бавтугай, Тарнаио, Махачкала, Тарки, Избербаш, Карабудахкент, район р. Самур).

В последнее время получены данные, позволяющие глубже осветить скифскую проблему на Северо-Восточном Кавказе. Так, в составе археологических комплексов, найденных близ сел. Аркас, имеются предметы явно скифского типа, говорящие о более тесных контактах населения предгорного Дагестана в эпоху раннего железа со скифами...

Раевский Д.С. Скифы, саки и киммерийцы

При сопоставлении различных версий скифской генеалогической легенды мы выяснили, что, несмотря на значительную близость их структуры и содержания в той части, которая имеет космологический смысл (брак небесного божества со змееногой богиней земли и воды, происхождение от этого брака смертного, телесного мира, и в частности скифского народа), в них достаточно четко прослеживаются параллельные традиции, связанные с интерпретацией мифа на социальном уровне. Независимость этих традиций друг от друга проявляется в двух моментах. Во-первых, версии Г-I и Г-II по-разному описывают сакральное испытание, в ходе которого выявляется достойный претендент на скифский престол и родоначальник скифских царей. Во-вторых, между версиями Г-I и ДС прослеживается расхождение в той части, которая повествует о сложении системы сословно-кастовых групп. Оно проявляется в числе этих групп (три в версии Г-I и две в версии ДС) и, что особенно важно, в терминологии, служащей для обозначения сходных социальных категорий: палы и напы в версии ДС, паралаты и катиары и траспии в версии Г-I...

Брашинский И.Б. Исчезнувший народ

О нем, об этом исчезнувшем народе — скифах в страхе вопрошает богов великий и грозный царь Ассирии Асархаддон (681—668 гг. до н. э.). Как божью кару характеризует его нашествие библейский пророк Иеремия. О нем оставил подробный рассказ великий древнегреческий историк Геродот (484 — ок. 425 гг. до н. э.), названный «отцом истории».

Две с половиной тысячи лет тому назад бескрайние степи от Дуная до Дона населяли многочисленные и воинственные племена скифов, наводившие ужас не только на своих соседей, по и па могущественные государства Древнего Востока, куда их несметные орды совершали опустошительные и победоносные походы, доходя до границ Египта. Пророк Иеремия описывает их нашествие как страшное бедствие: «Вот я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит господь, народ сильный, народ древний, народ, языка которого ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его как открытый гроб. Все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой...

Вернадский Г.В. Киммерийцы и скифы в Южной Руси

Для истории Южной Руси в первом тысячелетии до и. э. имеются не только археологические материалы, но также некоторые письменные источники. Поэтому эта эпоха более не относится к доистории, а скорее принадлежит древней истории. Основание многочисленных греческих колоний на северных берегах Черного моря не способствовало поддержанию коммерческих отношений между греками и скифами, оно давало также возможность греческим ученым наблюдать условия жизни в скифских степях. Одним из наиболее выдающихся авторитетов по Скифии был Геродот (около 484 - 425 гг. до н. э.). Он не только собрал информацию о современном ему скифским государстве и обществе, но также был очень заинтересован историей как скифов, так и их предшественников - киммерийцев. Позднее греческие географы///

Татищев В.Н. Различия скифов и сарматов

Различия скифов, сарматов и славян. Амазонов язык особый. Выше показано, что древние писатели все странные народы скифы именовали, и более того, в то название три совсем разные, как славяне, сарматы и самые настоящие скифы, или татары и турки, заключались. Однако ж иногда довольно разделяли, как Геродот, о сарматах говоря, рассказывает, что они от скифов отличающийся язык имели, об амазонах, кн. 4, гл. 21, говорит, что они языком сарматским по соседству говорили, а скифский с трудом изучали; из чего видно, что ни амазоны сарматы, ни сии со скифами одного языка не были, а так как, кроме славянского, языка третьего не было, то амазоны конечно славяне были, гл. 4, н. 5, гл. 34, р. 4. Описывая же народы скифские, Геродот о многих говорит, что они не скифы, как в главе 15 четвертой книги, о неурах, антропофагах и будинах рассказывая, от скифов отличает...

Артемов Н.Е. Скифы.

Сведения о скифах более полны. Свидетельства древних авторов здесь дополняются богатым археологическим материалом. Большинство археологов считает, что скифы были потомками нижневолжских племен срубной культуры. Придя из-за Дона и вытеснив киммерийцев, скифы заняли Северное Причерноморье. Поэтому греки называли его Скифией.

По данным Геродота, Скифия была обширной страной. На юге она доходила до Черного и Азовского морей, на востоке и западе ее границами были реки Дон и устье Дуная. Северная граница Скифии, менее известная Геродоту, находилась, по его словам, на расстоянии 20 дней пути (около 700 км) от Черного моря.

Характеризуя быт скифов, Геродот различал среди них племена оседлых земледельцев и скотоводов-кочевников. Из земледельческих племен он называет каллипидов и алазонов (по соседству с греческой колонией Ольвией), скифов-пахарей (по Бугу и на запад от Нижнего Днепра) и скифов-земледельцев, живших по Днестру...

Скифы (АС, 1990)

СКИФЫ, ираноязычный народ, населявший степи Северного Причерноморья с 8–7 веках до н. э. по 3 век н. э. В 7–3 веках до н. э. у скифов господствовал кочевой уклад жизни. Сведения о них содержатся у греческих и латинских писателей и в ассиро-вавилонских клинописных документах. Наиболее полные оставлены Геродотом, посетившим Ольвию около 450 года до н. э. Известно о вытеснении скифами киммерийцев и их военных походах в страны Передней Азии, совершавшихся через Кавказ под предводительством Партатуэя (Прототий Геродота) и Мадия с 70-х годов 7 века до начала 6 века до н. э., когда они были частично уничтожены мидийцами. Уцелевшие скифы вернулись в причерноморские степи. В конце 6 века до н. э. персидский царь Дарий с огромным войском (700 000 человек, по Геродоту), переправившись через Боспор и Дунай, вторгается в скифские владения. Победа над Дарием способствовала сплочению скифов, укреплению их политического объединения, стоявшего, вероятно, на пороге классовых отношений и государственности. Сложение у скифов государства многие исследователи относят ко времени правления царя Атея (погиб в 339 году до н. э.)...

Скифы и сарматы (ВИ, 1956)

Основную часть населения Северного Причерноморья в III веке до н. э. составляли по-прежнему скифы. Скифы и геты упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331— 330 гг. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войска в скифские степи, дойдя до Ольвии, погиб в сражении со скифами. Попытку Зопириона повторил Лисимах, мечтавший о подчинении своей власти всего понтийского побережья. В 292 г. до н. э. он перешёл Дунай и двинулся против гетов, но попал в окружение и вынужден был отказаться от своих завоевательных замыслов. Северное Причерноморье осталось за пределами держав наследников Александра, население его сохранило свою независимость.

Гораздо более серьёзная опасность угрожала скифам с востока. На юго-восточных границах скифских степей, по южному берегу Меотиды (Азовского моря) и на Северном Кавказе, как уже говорилось выше, жили племена синдов, меотов и савроматов, или сарматов...

Скифы в Передней Азии

Через 50—60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгается другое кочевое ираноязычное племя или группа племён — скифы. Первоначально это название принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на её западный берег и на Северный Кавказ. Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана. Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.

Киммерийцы и скифы

В начале I тысячелетия до н. э. в связи с развитием земледельческого и скотоводческого хозяйства (в частности, в связи с дальнейшим развитием коневодства) на большой территории от Чёрного моря до степей Средней Азии ускоряется процесс разделения племён на земледельцев и кочевников-скотоводов. В то время как в приречных низменностях (например, в Приднепровье) продолжает развиваться мотыжное земледелие, дающее уже значительное количество продукта, в степных районах с целью расширения возможности владельческих государств. Подвергая полнейшему разграблению захваченную территорию, киммерийское войско внушало ужас жителям соседних стран.

Длительные успехи небольшой группы кочевников, проникших в Переднюю Азию, можно объяснить только предположив, что к ним присоединялись некоторые полукочевые скотоводческие племена и ранее уже обитавшие в Закавказье и Малой Азии на периферии больших государств. Кроме того, к ним, вероятно, примыкали также земледельцы и рабы, которые бегством из своей страны спасались от эксплуатации; таких беглецов было немало в эти времена в державах Востока...

Страницы

Подписка на RSS - Скифы