Якутия [Россия]

Субъект Российской Федерации Республика Саха (Якутия) (Дальневосточный административный округ), столица г. Якутск.

Туголуков В.А. Юкагирский дом

Если бы мы захотели навестить юкагиров в разные периоды их истории, то сумели бы побывать и в простом ивовом шалаше, и в землянке, и в чуме, и в срубном доме...

Н. И. Спиридонов сообщает, что в древности юкагиры летом жили в «обыкновенных, глухих» шалашах «с подвешенным куском дерна или шкуры дикого оленя вместо двери над входным отверстием». Судя по атому описанию, он имел в виду шалаш конической формы, как чум, но с закругленным верхом из-за отсутствия дымового отверстия («глухой»). Вероятно, именно о таком жилище говорится в одной из юкагирских легенд. Убив на поединке «ледяного старика», герой предания водружает над его телом ивовый шалаш, покрытый травой...

Якуты Средней Лены

Первых якутов служилые и промышленные люди встретили на средней Лене. В 1630 г. отряд во главе с Мартыном Васильевым и Антоном Добрынским проник на Лену через Вилюй и среди якутских улусов поставил острожек 2. В следующем году прибыл на Лену, по уже иным путем, Иван Галкин с отрядом- Он также встретил якутов, которые оказались «скотны и людны, и доспешны, и воисты» 3. Стрелецкий сотник П. Бекетов, прибывший на смену Галкину, в 1632 г., как уже указывалось, построил Ленский острог — будущий Якутск.

Якуты центральных районов лучше других изучены современными исследователями. Эта группа якутов в 30-х годах XVII века составляла основную массу якутского народа. Она была расселена довольно компактно на сравнительно небольшой территории.

Административно-территориальные единицы, установленные русскими людьми у якутов, стали называться в документах волостями. ..

Исбрандт Идес о южном происхождении якутов

Теория южного происхождения якутов оформилась еще в конце XVII столетия в записках одного иностранного купца, немца или голландца, Эверта Исбракдта Идеса, который, по поручению русского правительства, ездил через Сибирь в Китай для улажения пограничных дел. Он выехал из Москвы в 1692 г. и вернулся через три года в феврале 1695 г. Во время своего путешествия Исбраидт вел дневник, в котором между прочими сведениями заключались и краткие этнографические данные о некоторых туземных народах Сибири, в том числе о бурятах и якутах. Сведения о последних автор должен был получить, конечно, проезжая через Иркутск, путем расспросов бывалых людей при посредстве местной администрации. Отрывки из дневника Исбрандта Идеса через год после его возвращения в 1696 г. были изданы в Берлине Менцелем, опубликовывались также и Г. Г. Лейбницем в 1697 и в 1699 годы...

Функ Д.А. Верования якутов

Якуты (саха) — народ в России, основное население Республики Саха (бассейн Средней Лены, Нижн. Алдана, Вилюя, низовья реки Олёкма, районы Крайнего Севера). Численность — 350 тысяч человек. Наиболее ярким и потому наиболее полно этнографически описанным явлением в религиозной жизни якутов конца 19 — начала 20 века был шаманизм. Он впитал в себя многие архаические культы. Вместе с тем во многих случаях ритуальной практики якуты не прибегали к помощи-посредничеству шаманов. Значительно у якутов число пережитков различных архаических культов.

Соколова З.П. Традиционные верования юкагиров

Юкагиры (численность 1142 чел.) живут на севере Якутии (тундровые) и в Магаданской области (таежные). Сейчас юкагиры чаще сохраняют приверженность к православию (христианство они приняли в 17 веке), чем помнят о вере своих предков. В прошлом же для них были характерны культы матерей природы (земли, воды, огня, солнца, луны), промысловые культы (особенно культы лося, дикого оленя), память о которых сохраняется в некоторых обрядах и запретах: женщины не должны наступать на кровь диких оленей; глаза (или головы) убитых животных закапывали — возвращали матери-земле.

Сирина А.А. Религиозные воззрения эвенов

Эвены живут в центральных и северо-восточных районах Республики Саха (Якутия), в Магаданской, Камчатской области, на Чукотке, в Хабаровском крае. Численность в России 17,2 тысяч человек (1989). Их верования основаны на анимизме, включают культы промысловые, природы, животных, огня, шаманизм. Религиозные воззрения эвенов схожи с эвенкийскими, имеют заимствования от коряков, юкагиров, чукчей, якутов. У русских восприняли многие элементы христианства. Вселенную считают многослойной. Был развит культ Солнца. Эвены верят в духов-хозяев природы, земли, тайги, реки и т. д., облик и функции которых часто смешиваются. Главный из них — Тангара, Хэвки ("всевышний", "бог"). В связи с культом гор эвены оставляют дары на перевалах (дэлбу-ргэ), верят в существование горного духа — хэйек...

Батьянова Е. П., Сирина А. А. Религиозные представления чукчей

Чукчи — народ в Российской Федерации, насчитывающий 15,1 тыс. чел. (1989). Живут в Чукотском автономном округе, в Республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе. Подразделяются на береговых (оседлых охотников на морского зверя) и оленных (кочевых оленеводов). В религиозных воззрениях чукчей много общего с другими палеазиатскими народами Сибири (см. Народов Сибири верования). В основе религии — вера в духов, одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности. Вселенная представлялась состоящей из трех (пяти, семи) миров. Главное божество — Творец, или Верховное Существо, обитающее в Верхнем мире. С Верховным Существом отождествлялись Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда и др. У крещеных чукчей с образом Творца связывались также представления о христианском боге. Иногда в роли Творца выступает мифический герой — Ворон Куркыль: он создает местность, диких и домашних животных, учит людей жить. Солнце — человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или собаках; Луна — солнце злых духов; Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч; Млечный путь — песчаная река; Полярная звезда — небесная привязь, вокруг к-рой ходят все звезды. В Верхний мир можно попасть через отверстие в Полярной звезде, а также по радуге или солнечному лучу...

Эвены (СИЭ, 1976)

ЭВЕНЫ (в литературе известны также как ламуты) - один из малых народов Северной Сибири. Живут в некоторых районах Магаданской и Камчатской областей и в северных районах Якутской АССР к востоку от нижней Лены. Численность 12 тыс. чел. (1970, перепись). Эвенский (ламутский) язык относится к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков. По происхождению и культуре близки эвенкам. В прошлом основным занятиями большинства эвэенов были оленеводство и охота, а у живших на побережье Охотского моря. Эвены, так называли пеших тунгусов, - рыболовство и морской зверобойный промысел.

Гурвич И.С. Юкагиры

ЮКАГИРЫ (самоназвание - одул, деткиль) - одна из самых малочисленных народностей Восточной Сибири. Численность - 0,6 тыс. чел. (1970, перепись). Юкагирский язык относится к условно выделяемой палеоазиатской группе языков. Сохранившие свой язык тундровые юкагиры живут в Нижнеколымском районе Якутской АССР, таежные - в Верхнеколымском районе Якутской АССР и Среднеканском районе Магаданской области. В 17 веке, ко времени прихода русских, юкагиры занимали огромную территорию от реки Лены на западе до устья реки Анадырь на востоке.

Страницы

Подписка на RSS - Якутия [Россия]