Бердяев Н.А.

Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — российский деятель культуры, философ, мистик.

В 1890-х гг. увлекался социал-демократическими идеями, «легальным марксизмом». В 1898 г. за участие в студенческом движении был исключен из Киевского университета. В 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию. В начале XX в. стал активным противником революционного движения и марксизма, член партии кадетов.

Участвовал в создании сборников статей: «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1918—1922 гг. — организатор и пред. «Вольной академии духовной культуры» в Москве. Преподавал в Московском университете философию.

В 1922 г. вместе с рядом других деятелей культуры выслан из Советской России (см. «философский пароход»). После краткого пребывания в Берлине (преподавал в Русском научном институте) с 1924 г. жил в Париже, был профессором в Русской религиозно-философской академии. Основал русский религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925—1940), а также издательство «Христианский союз молодежи» (YMCA-PRESS), в которых был редактором.

В эволюции его философских взглядов прослеживается четыре периода. В первом — основной акцент делался на этических проблемах, во втором — религиозно-мистических, в третьем — на историософских вопросах, четвертый — был связан с его персоналистическими идеями. Пришел к выводу, что смысл истории в обретении людьми в собственной эволюции ипостаси обитателей «мира свободного духа», находящегося вне реального, исторического времени. Его идеи оказали большое влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции «новых левых» во Франции в 1960—1970-х гг.

Основные работы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901), «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» (1918), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм» (1932), «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX—XX века» (1946).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 34-35.

Бердяев Н. Судьба еврейства

Еврейству принадлежала совершенно исключительная роль в зарождении сознания истории, в напряженном чувстве исторической судьбы, именно еврейством внесено в мировую жизнь человечества начало «исторического». И я хочу обратиться вплотную к самой исторической судьбе еврейства и его значению во всемирной истории как одного из непрерывно действующих и до наших дней мировых начал, обладающих своей специфической миссией. Еврейство имеет центральное значение в истории. Еврейский народ есть, по преимуществу, народ истории, и в исторической судьбе его чувствуется неисповедимость Божьих судеб.

Подписка на RSS - Бердяев Н.А.