января 2014

Полинская М.С. Маори

МАОРИ (самоназвание — «обычный»), полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии. Численность 320 тысяч человек. Говорят на маорийском языке. Письменность с начала XIX века на основе латинского алфавита. Распространён также английский язык. Верующие — протестанты (англикане, пресвитериане, баптисты) и католики. На острова Новая Зеландия предки маори переселились в VIII—XII веках из Восточной Полинезии. Каждое племя (иви) во главе с наследственным вождём селилось на строго определённой территории. В первой половине XIX века земли маори были захвачены Великобританией. Упорное сопротивление колонизаторам (маорийские войны 1843—1872) вынудило английское правительство признать за маори некоторые экономические и политические права. С конца XIX века начался процесс этнической консолидации маори, переплетавшийся с процессом смешения их с англоновозеландцами...

Чамалалы (историко-этнографический очерк).

Чамалалы (самоназвание нама ига - "сухая курага") - народность андийской подгруппы аваро-андо-цезской группы народностей Дагестана. В 60-е годы XIX в. у них было 8 селений и 9 отселков, 715 дворов, 2658 человек населения. В 20-е годы XX столетия число населенных пунктов достигло 34 с населением 4028 человек (Комаров, 1869. С. 43-44; Всесоюзная перепись... 1928. С. 343). В наши дни чамалалы компактно проживают в 29 селениях и хуторах Республики Дагестан (Цумадинский р-н), составляя 1851 хозяйство с населением 7207 человек - 45% населения района, 0,44% - Дагестана (селения Нижнее и Верхнее Гаквари, Гадири, Цумада, Гигатль и др.). Часть чамалалов (343 хозяйства, 2075 человек) проживает в восьми селениях Шатойского р-на Чеченской Республики (Кенхи, Хилиди, Агабехи, Школхе и др.).

Тиндинцы (историко-этнографический очерк).

Тиндинцы (тиндалы, богосцы) - коренное население северо-западной части Центрального Дагестана. Самоназвание их - "идери". Они относятся к андийской подгруппе аваро-андо-цезской группы народов Дагестана. Соседние народы - хваршины, багулалы, чамалалы, аварцы близлежащих селений - называют жителей сел. Тинди "иди", "идари"; жители остальных тиндинских селений - Акнада, Ангида, Тисси, Тисси-Ахитли, Эчеда - соседям известны по названиям селений. На севере тиндинцы граничат с багулалами, на северо-западе - с чамалалами, на юге - с хваршинами, на западе - с аварцами...

Каратинцы (историко-этнографический очерк).

Каратинцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически вошедший в определенной степени в ассоциацию с аварцами. Самоназвание - кIкIрди, но чаще они именуют себя по селениям, в которых проживают. Аварцы и соседние народы аварской группы называют каратинцев кIкIаралал, другие дагестанцы от аварцев их обычно не отличают (Лугуев, Магомедов, 1991. С. 3, 5). Живут они в центральной части Западного Дагестана, в ущельях, образованных правыми притоками р. Андийское Койсу, по отрогам северо-западной оконечности Богосского хребта, на высотах до 1800 м над уровнем моря. Расселены каратинцы компактно в нынешнем Ахвахском р-не (селения Карата, Анчих, Арчо, Думали, Рачабулда, Маштада, Верхний Инхело, Рацитль, а также смешанно с аварцами в сел. Тукита) и в Ботлихском р-не (сел. Нижний Инхело). В советский период часть их поселилась на кумыкской равнине в селениях Сиух, Кирпич-Кутан, Тукита, Камыш-Кутан Хасавюртинского р-на и в сел. Казиюрт Бабаюртовского р-на. В пределах этнической территории на севере и северо-западе каратинцы граничат с аварцами и ботлихцами, на западе - с хваршинами и аварцами, на юге - с ахвахцами. Общая численность, по оценке 1991 г., около 7,5 тыс. человек...

Акаба Л. Традиционные религиозные представления [абхазов]

Традиционная религия абхазов представляет собой систему политеистических верований, имеющих многослойный характер, с весьма многочисленным пантеоном божеств и объектов сакрального почитания, включенных в сценарии разветвленных культовых практик. Функция верховного божества принадлежит Анцэа. Он творец природы и людей (часто к его имени присоединяется эпитет "нас породивший"), повелитель и вседержатель мироздания. Обладает всеми совершенствами: всемогуществом, всеведением, абсолютной благостью, безграничностью, неизменяемостью и т.п. Анцэа пребывает в небе (часто наделяется эпитетом "вверху находящийся"). Когда он спускается с неба, гремит гром, когда поднимается, - сверкает молния. Гром и молния - его карающая сила. С одной стороны, существует представление об Анцэа как о божестве, лишенном каких-либо конкретных внешних черт; с другой, стороны, его представляют либо молодым красивым мужчиной, либо седым старцем...

Размолодин М.Л. Идентификация понятия «русский народ» в идеологии черной сотни

В данной главе будет рассмотрена тема оценки состо­яния русского народа в идеологии черной сотни. Успеш­ное решение поставленной задачи может быть достигнуто только при определении содержательной трактовки по­нятия «народ» и «нация», присущих правомонархической доктрине. Крайне правые не приняли получившее рас­пространение на Западе определение, смысловое содер­жание и трактовку понятия нации. Консервативные кор­ни и русоцентричный характер черносотенной доктрины заставляли их ограничиваться рамками российского масштаба при разработке понятия «русская народность», рассматривавшейся как сугубо национальная категория, ограниченная национальными традициями. Отказав­шись от решения всемирных «универсалистских» задач, черная сотня находила опору в национальных идейных корнях, в частности в русском консерватизме, а не в за­падных учениях...