июля 2023

Гаудио А. Гараманты

Приступив к методической реконструкции цивилизации древнего Феззана, Паоло Грациози сосредоточил свое внимание на некоторых рисунках. Они изображали летящие колесницы, запряженные лошадьми и управлявшиеся воинами, вооруженными дротиками, луками и щитами. Стиль этих колесниц (такой тип в Сахаре больше не встречается) и особенно «летящий галоп» лошадей обнаруживает любопытное сходство с микенским искусством. Таким образом, возникло предположение о Средиземноморском происхождении гарамантов, древних обитателей Ливии; это предположение все еще не подтверждено, равно как и не разгадана тайна, откуда в Сахаре появились эгейские колесницы. Известно, что в 1700 г. до н. э. долину Нила захватили гиксосы, воевавшие на колесницах; но мы не знаем, распространились ли колесницы вскоре после этого дальше на запад и были ли они заимствованы ливийцами. Первый достоверный документ о существовании колесниц и лошадей в Ливии относятся к 1229 г. до н. э. Речь идет об одном тексте Мернептаха из Карнака, в котором говорится, что египтяне, разбив в сражении ливийского вождя и его сына, захватили 14 пар лошадей...

Бондаренко Д.М. Бини: этногенез и расселение

Проблемы происхождения и самых ранних этапов этнокультурной истории бини столь же сложны, сколь одновременно значимы и интересны для исследователя. В конце XIX века английский торговец Сирил Панч сообщал, что бенинская «традиция гласит, что бини происходят и пришли из области к северу от Нигера и жили под властью короля Ламороду» (Roth, H.L. 1903: 6). Позднее Дж.У. Эгхаревба изложил традиционную версию бини относительно своего происхождения и прихода в края, населенные ими поныне, гораздо более подробно: «Много-много лет назад бини пришли, проделав путь из Египта, чтобы найти более надежное убежище в этой части мира, после кратковременных остановок в Судане и Иле-Ифе, который бенинцы называют Ухе. До прихода сюда группа охотников была послана из Ифе осмотреть эту землю, и представленный ими отчет был очень благожелательным. … они встретили каких-то людей, которые жили на этой земле до их прибытия. Эти люди, как говорят, пришли несколькими волнами из страны нупе и Судана» (Egharevba 1960: 1; также см. Egharevba 1956a: 1)...

Заказать разработку сайта

Веб-студия Джуно в Самаре обеспечивает своим клиентам уникальные услуги по созданию и продвижению сайтов. Благодаря более чем 15-летнему опыту, наша команда способна реализовать любые идеи, от разработки эксклюзивного дизайна до эффективного продвижения.

Раевский Д.С. Скифы, саки и киммерийцы

При сопоставлении различных версий скифской генеалогической легенды мы выяснили, что, несмотря на значительную близость их структуры и содержания в той части, которая имеет космологический смысл (брак небесного божества со змееногой богиней земли и воды, происхождение от этого брака смертного, телесного мира, и в частности скифского народа), в них достаточно четко прослеживаются параллельные традиции, связанные с интерпретацией мифа на социальном уровне. Независимость этих традиций друг от друга проявляется в двух моментах. Во-первых, версии Г-I и Г-II по-разному описывают сакральное испытание, в ходе которого выявляется достойный претендент на скифский престол и родоначальник скифских царей. Во-вторых, между версиями Г-I и ДС прослеживается расхождение в той части, которая повествует о сложении системы сословно-кастовых групп. Оно проявляется в числе этих групп (три в версии Г-I и две в версии ДС) и, что особенно важно, в терминологии, служащей для обозначения сходных социальных категорий: палы и напы в версии ДС, паралаты и катиары и траспии в версии Г-I...

Этногенез саамов

Саамский язык имеет значительные совпадения в морфологической структуре и общность объема лексики, а также типологические сходства с финноугорскими языками. Он наиболее близок к прибалтийско-финским языкам, но в нем есть ряд признаков, отличающих его от остальных языков этой группы. Саамы значительно отличаются от своих ближайших языковых родственников - прибалтийских финнов - и по данным физической антропологии. Особняком в кругу прибалтийско-финских народов стоит и их традиционная материальная и духовная культура. Все это послужило причиной длительных дискуссий о происхождении саамов. Основные теории нашли освещение в статье Ю.Х. Тойвонена “К проблеме протолопарей” (Toivonen, 1949). Все они могут быть сведены к двум диаметрально противоположным точкам зрения или гипотезам...

Поппе Н.Н., Старцев Г.А. Балтийские финны

Главную массу их составляют финны Финляндии и финское население Ленинградской губернии. Отдельные поселения Финнов встречаются также в Швеции и Норвегии; значительное количество финских эмигрантов (до 600.000 чел.) населяет также Северную Америку, главным образом штат Миннессота. После Октябрьской революции финские сельскохозяйственные колонии и трудовые коммуны появились также в разных частях СССР, за пределами Ленинградской губернии. Сами себя Финны называют Suomalaiset, а Финляндию — Suomi. Общее количество Финнов составляет более 3.500.000 чел., из них Финнов Финляндии 3.009.680 человек.

Финский язык распадается на два главных наречия: на восточное и западное. Литературный язык образовался, главным образом, на почве Западно-финского наречия...

Кондратьев И. Обские угры: архаические представления

В традиционной культуре угорских народов ханты и манси, населяющих Западную Сибирь, сохранилось больше элементов архаики, чем в культурах остальных, живущих западнее Урала финно-угорских народов. 104 Их представления о древности могут оказаться более цельным по сравнению с мифами других народов.

По верованиям ханты и манси, душа мёртвого, покинув тело, летит в образе птицы «по пути мёртвых или птиц». Загробный мир соотносится ими с чёрным озером, страной змей, лягушек и рыб – с холодным краем. 105 Озеро Самро выделяется среди соседних водоёмов, в том числе, и тёмным цветом воды. Страна лягушек – указание на нахождение в болоте. Упоминание рыбы, возможно, указывает на то, что озеро достаточно большое, чтобы быть рыбным. Холодный край – речь, видимо, идёт о Севере...

Алексеев В.П. Финно-угорские народы: проблемы этногенеза

Нет возможности, да и необходимости давать полный обзор всех исследований, сделанных до сих пор, и оценить вклад каждого автора в изучение проблемы, которая интересует нас в данном случае. Результаты этих исследований образуют тот фон, который должен быть принят во внимание при обсуждении всех вопросов происхождения финских и угорских народов. Поэтому следует ограничиться только перечислением тех исследователей, которые внесли оригинальные данные и стимулирующие идеи в изучение этих вопросов: работы Л. Бартуца, М. Малана, П. Липтака, Т. Тота — из Венгрии, проф.

Магомедов М.Г. «Царство гуннов»

...по приморской полосе к югу от Сулака до Дербента включительно. Здесь проходила одна из важнейших коммуникаций древности, которая в разные периоды, в зависимости от исторической обстановки, служила то торговым, то военным путем. Постоянная борьба за овладение и сохранение этого пути, где нередко завязывался сложный узел взаимоотношений местных оседло-земледельческих народов с пришлыми кочевниками, и находит отражение в специфике выявленных здесь памятников, На отдельных участках хребты близко подходят к берегу моря, образуя узкие 2—3-километровые коридоры, удобные для осуществления контроля над передвижением по этому пути. Как показали исследования, характер представленных на этих участках памятников находится в прямой взаимосвязи с естественными оборонительными факторами места их расположения.

Артамонов М.И. Происхождение хазар

Хазарский каган Иосиф в письме к Хаздаи начинает историю своего народа с изгнания в-н-н-т-р’ов, т. е. болгар Аснаруха, бежавших на Дунай, и занятия их страны хазарами. Вся предшествующая история остается ему неизвестной, если не считать указанием на нее глухого упоминания о беспрерывных войнах, которые хазары, будучи еще малочисленными, вели со многими сильными я могущественными народами. 1 Неизвестно ему и прежнее местопребывание хазар, где они находились до занятия страны в-н-н-т-р’ов. Наши другие источники, поскольку они локализуют хазар, указывают их на нижней Волге. Там их знает уже Армянская география, приписываемая Моисею Хоренскому, сообщающая, что хазары приходят сюда на зимние пастбища...

Страницы