апреля 2025

Синха Н.К., Банерджи А.Ч. Арийские поселения в Индии

Трудно установить даже приблизительно время, когда начались переселения ариев. Возможно, что естественный рост населения заставил их покинуть свою родину, маленькую страну, окруженную горами, и искать пищу и кров в далеких странах. Они, вероятно, выдержали много битв с народами тех стран, которые они пытались захватить, и этот период в их истории длился, очевидно, несколько веков. Знаменитые надписи Богаз-Коя, обнаруженные несколько лет назад немецкими археологами в Каппадокии, по-видимому, свидетельствуют о том, что около 1400 года до н. э. ариям удалось навязать культ некоторых своих богов народу (известному под названием митанни), жившему в этом районе. Этот факт, однако, не исключает возможности того, что переселение ариев в Индию началось раньше 1400 года до н. э...

Возгрин В.Е. Эскимосы Гренландии

В настоящее время общая численность эскимосов на Земле достигает 90 тысяч человек [сведения на 1984 год]. Из них свыше 40 тысяч  живет в Гренландии, 18 тысяч — в Канаде, 30 тысяч — в США и 1,3 тысяча — в СССР. В самой крупной гренландской этнической группе специалисты отмечают различия между эскимосами Восточной, Западной и Северной Гренландии.

С этнонимом «эскимосы» европейцев впервые познакомил французский пастор Биар; в его отчете о поездке в Америку в 1611 году употреблено слово «эскимантсик», которое на языке индейцев-вобинаков означало «поедатели сырого мяса» — так они называли эскимосов, лакомившихся сырым мясом. В настоящее время термин «эскимосы» в гренландской и датской прессе и научной литературе почти полностью вытеснен этнонимом «гренландцы». Вызвано это по меньшей мере двумя причинами: во-первых, из-за стремления избежать «расизма наоборот»...

Фейхтвангер Л. Евреи

В городах, на побережье Средиземного моря и Атлантического океана, жили евреи вольно и богато. Они сосредоточили в своих руках обмен товарами между Востоком и Западом. Они простирали свою власть за океан. Они помогали снаряжать первые корабли в Вест- Индию. Они наладили торговлю с Южной и Центральной Америкой. Открыли путь в Бразилию. Положили начало сахарной промышленности в Западном полушарии. Заложили основу для развития Нью-Йорка.

Но в Германии жили они безрадостно и скучно. В четырнадцатом столетии более чем в трехстах пятидесяти общинах они были почти поголовно перебиты, потоплены, сожжены, колесованы, повешены, заживо погребены. Большинство из оставшихся в живых перекочевало в Польшу. С той поры в Римской империи их оставалось немного. На шестьсот немцев насчитывался один еврей. Жили они тесно, скудно, беспросветно, терпя всякие измывательства от народа и властей, беззащитные перед произволом...

Лебедев Н.К. Чукчи

Название чукча есть испорченное чукотское слово «чауча», что значит «оленный народ». Это показывает, что чукчи являются старыми жителями Арктики, для которых олень служит главной базой их существования.

В настоящее время чукчи делятся на две группы кочующих, или «оленных», и оседлых, или «сидячих». Оленные чукчи кочуют по всему Чукотскому полуострову к востоку от Чаунской губы, и их главное занятие - оленеводство.

Сидячие, или «береговые», чукчи живут на побережье Ледовитого моря и занимаются рыболовством и охотой на морского зверя. Сами, себя береговые чукчи называют «Морским» народом.

Морские чукчи очень смелые мореплаватели. На своих легких «байдарах», сделанных из моржовой кожи, чукчи уходят далеко в море на -охоту на белых медведей, песцов, моржей, тюленей и даже на китов...

Бонгард-Левин Г.М. Индоарии: проблема прародины

Индоиранская общность и проблема прародины ариев. Вместе с предками древних иранцев предки индоарийцев составляли историко-культурную общность — индоиранскую. О близости этих племен свидетельствует прежде всего близость их языков. По данным современной науки, в тот отдаленный период и индийцы и иранцы поклонялись также одним и тем же богам, совершали одинаковые обряды (в том числе связанные с культом опьяняющего напитка «саума»: инд. — «сома», иран. — «хаума»). Сходство прослеживается и в социальной организации, мифах, гимнах. Некоторые отрывки «Ригведы», например, находят прямые аналогии в текстах «Авесты». Вероятно, несколько преувеличивая это сходство, ученые порой склонны рассматривать отдельные гимны обоих памятников как два варианта одного первоначального текста 404. Близостью этих народов в далеком прошлом объясняется ряд аспектов их культурного и социального развития в последующие эпохи. Многие черты культуры часто могут быть правильно поняты лишь при учете общности древнейшего пласта их исторического развития...