Арутюнов С. А. Айны.

Версия для печатиВерсия для печати

Айны, народ в Японии, на острове Хоккайдо. Численность около 20 тыс. человек. Говорят главным образом на японском языке. Айнский язык имеет диалекты: хоккайдский (с рядом говоров), сахалинский, курильский (утрачены). Верующие — в основном буддисты, отправляется также традиционная обрядность.

Предки айнов, видимо, в мезолите — раннем неолите мигрировали из Восточной или Юго-Восточной Азии в Японию. Населяли также северную часть острова Хонсю (в средние века), Южный Сахалин и Курильские острова (до середины XX века), южную оконечность Камчатки (до XVIII века). Подверглись интенсивной ассимиляции японцами на Хонсю и Хоккайдо, нивхами на Сахалине, ительменами и алеутами на Камчатке и Курилах.

Основа традиционного хозяйства — охота и рыболовство: лов нерестящихся лососёвых, мигрирующих сельдевых в реках и у берега, охота на морских (тюлень, сивуч, отчасти киты) и сухопутных животных (олень, медведь, енотовидная собака и др.), а также прибрежное и лесное собирательство. Земледелие носило подсобный характер (куриное просо и другие просяные). Имелось собаководство (на Сахалине упряжное).

Гончарство было утрачено в XVII—XVIII вв. вследствие контактов с японцами. Привозная деревянная лаковая и металлическая посуда служила наряду с японскими мечами предметом престижного накопления. Широко применялась резная деревянная посуда собственного производства. Употреблялись металлические орудия японского производства либо местной ковки из покупного железа. Из охотничьих орудий характерны копья-рогатины, поворотные гарпуны для охоты на морского зверя и своеобразные рыболовные остроги с поворотным остриём-крюком. До распространения огнестрельного оружия употребляли простые луки и стрелы с железными наконечниками, отравленными ядом аконита. Современные айны почти полностью ассимилированы японцами, заняты преимущественно земледелием.

Общественная организация в XVIII—XIX вв. была атомарна, не выходила за пределы посёлка (котан) из 10—15 домохозяйств, образовывавшего соседскую общину с выборным старшиной. В структуру общины включались представители разных патронимий, старшинами становились главы наиболее многочисленных, зажиточных и патронимически престижных семей. Генеалогический учёт родства был двойным — по мужской линии для мужчин и по женской — для женщин; от отца к сыну и от матери к дочери передавались родовые тамги (экасы), у мужчин ставившиеся на оружии и других предметах, а у женщин — на набедренных поясах (пон-кут). Деление на "племена" (чуфка-унтара, соя-унтара и др., всего на Хоккайдо около 12) отражало распределение айнов по бассейнам основных рек. До XVIII века посёлки насчитывали до 50—60 домохозяйств, существовала племенная структура с наследственно-выборными вождями.

Основу питания составляли рыбные и мясные блюда, супы, студни, дополнявшиеся просяными кашами и колобками, толчёными с жиром ягодами и др. Было известно большое количество лекарственных растений, многие растения имели культовое значение. Многочисленные пищевые и поведенческо-бытовые табу и ограничения в основном были связаны с охотой и промыслом нерестовых рыб. Из проса и покупного риса делали брагу (тоното), употреблявшуюся почти во всех культовых и церемониальных действиях. При питье тоното для поддержания усов употребляли особые резные палочки, имевшие самостоятельное ритуальное значение.

Традиционное жилище — наземное, каркасно-столбовое, однокамерное (дополнявшееся сенями), стены и кровля обшиваются снопами тростника внахлёстку. На Сахалине и Курилах строили также землянки.

Одежда — нижний набедренный пояс и орнаментированный аппликацией распашной халат с узкими рукавами, в прошлом — из волокон луба вяза, крапивы. Существовал обычай татуировки у женщин рук и губ.

Традиционные верования — вера в духов предков, очага, различных хозяев природы, астральные божества. В ритуале важны инау — палочки, рассматриваемые как посредники между людьми и богами, иногда антропоморфные. Характерен "медвежий праздник" с умерщвлением и поеданием молодого, специально выкормленного медведя.

Сохраняется разнообразный песенный и сказительный фольклор: былинно-мифологические напевные повествования, трудовые, колыбельные, обрядовые и другие песни и т. д. Из музыкальных инструментов характерны подвешенное на козлах бревно, используемое как барабан, и деревянный, реже металлический, варган. Традиционные жилище, одежда, некоторые обряды, песни и танцы в ряде посёлков сохраняются для туристов. Предпринимаются попытки языкового и культурного возрождения айнов.

С. А. Арутюнов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с.31-32.

Этнос: