Евреи (БСЭ, 1972)

Версия для печатиВерсия для печати

ЕВРЕИ, общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран. Верующие евреи в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Существовавшие в 1-м тысячелетии до н. э. древнееврейского государства - Израильское царство и Иудейское царство были покорены: первое - Ассирией (722 до н. э.), второе - Вавилонией (586 до н. э.), что положило начало расселению евреев по странам мира (см. Диаспора), особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.). Значительные группы евреев осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В средние века евреи расселились по многим другим странам Европы и Азии. Миграция евреев была связана также с развитием торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения. Во многих европейских странах существовали законы, ограничивавшие евреев в правах и занятиях, в частности - в праве владения в пользования землёй. Как правило, евреи селились в городах, где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преим. торговлей и ремёслами, наиболее богатые - ростовщичеством.

Догматы иудейской религии предусматривали обособление еврейской общины, чему способствовала также политика господствующих классов и христианской церкви. Евреи не допускались в цехи и гильдии; конкуренция евреев с местными купцами и ремесленниками способствовала распространению антисемитизма. В результате буржуазных революций 17-19 веков в ряде стран Западной Европы средневековые ограничения прав евреев были отменены, евреи втягивались в общую экономическую и культурную жизнь стран их обитания; начался процесс ассимиляции евреев с местным населением. Однако в условиях буржуазного строя права евреев, как и других национальных меньшинств, оставались урезанными. Еврейская беднота, помимо национальных притеснений, подвергалась классовому гнёту со стороны капиталистической и клерикальной (раввины) верхушки еврейской общины. В ряде стран Восточной Европы, в том числе в России, существовали законодательные ограничения евреев в месте жительства («черта оседлости»), в правовом и экономических отношениях. Царское правительство, используя черносотенцев, организовало в конце 19 - начале 20 ввеков ряд массовых еврейских погромов. Многие евреи, особенно из стран Центральной и Восточной Европы, эмигрировали в США и другие страны Америки. Трудящиеся массы евреев с середины 19 - начале 20 веков активно участвовали в революционном движении в России и в Западной Европе.

В конце 19 века среди еврейской буржуазии разных стран возникло реакционное националистическое течение - сионизм, провозгласившее своей целью переселение всех евреев в Палестину, пропагандировавшее глубоко враждебную рабочему движению идею классового сотрудничества всех евреев. Еврейские националисты пытались отколоть еврейский пролетариат от общей революционной борьбы, создавая особые националистические партии типа Бунда, против сепаратизма которого, за приобщение трудящихся евреев к общерусскому социал-демократическому движению решительно выступали русские большевики во главе с В. И. Лениным.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новой эре в истории всех народов России, в том числе евреи. Законодательством Советской власти были отменены все ограничения евреев в правах и объявлена решительная борьба с антисемитизмом. В 1934 году создана Еврейская автономная область в составе Хабаровского края. На основе общности экономических, политических и идейных интересов и принципов пролетарского интернационализма евреев вместе со всеми пародами СССР участвуют в строительстве нового общества. Все ограничения в отношении евреев полностью отменены и в других социалистических странах.

В капиталистических странах продолжает существовать антисемитизм, нашедший своё крайнее выражение в фашистской Германии. Гитлеровцы проводили политику массового истребления евреев (во время 2-й мировой войны 1939-1945 годов било уничтожено около шести миллионов человек *).

После 2-й мировой войны в развитых капиталистических странах имело место искусственное оживление среди евреев шовинистических тенденций и идеологии сионизма с его актинвными утверждениями о «мессианской» роли евреев и их «богоизбранности». Сионизм превратился в идеологию воинствующего шовинизма и антикоммунизма, действующую в интересах международного империализма.

В 1948 году на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано еврейское государство Израиль, правительство которого провозгласило сионизм официальной политикой.

В 1967 году численность евреев составляла около 13,5 миллионов человек, из них в США 5,7 миллионов, Израиле свыше 2,5 миллионов (1970, оценка), СССР (по переписи 1970 года) 2 151 тысяч, Франции свыше 500 тысяч, Великобритании около 480 тысяч, Аргентине около 450 тысяч, Канаде около 270 тысяч, Бразилии около 130 тысяч, ЮАР около 110 тысяч, Румынии около 110 тысяч евреев в большинстве случаев говорят на языке страны, в которой они живут. Часть евреев стран Европы и Америки говорит также на языке идти, на котором имеется литератуpa (см. Еврейская литература); в СССР, согласно переписи 1970 года, 17,7% евреев показали идиш своим родным языком. Официальным языком евреев Израиля является иврит, развившийся на основе книжного древнееврейского языка и используемый евреями в других странах лишь как язык религиозного культа. Часть евреев стран Средиземноморья (так называемые сефарды) пользуется языком ладино, близким к испанскому.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. – Т. 9. Евклид – Ибсен. – М., Советская энциклопедия. – 1972.

Литература:

Маркс К.. К еврейскому вопросу, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, там же, т. 2; Ленин В. И., Положение Бунда в партии. Полн. собр. coq., 5 изд., т. 8; его же, К еврейским рабочим, там же, т. 10; , его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, Законопроект о национальном равноправии, там же, т. 25; его же, О погромной травле евреев, там же, т. 38; Тюменев А., Евреи в древности и в средние века, П., 1922; Гессен Ю. И., История еврейского народа в России, т. 1-2, Л.. 1925 -27; Мартулис У., Гешихте фун идн Русланд, т. 1 (1772-1861), М., 1930: Колар Ф. Я.. Сионизм и антисемитизм, пер. с чешского, М., 1971.

Примечания

* «…Шести миллионов человек», - Цифра эта взята с потолка, точнее измышленная кратно шести концам звезды Давида.

Этнос: