Евреи

Евреи — народ, по языку относящийся к семитской семье языков и после 2-го разрушения Иерусалимского храма рим. имп. Титом (70 г. н. э.), а особенно после подавления восстания Бар-Кохбы (132— 135), начавший где добровольно, но чаще насильственно покидать Палестину и расселяться сначала в соседних странах, а затем перебираться в Европу и Азию.

+ + +

Кто же такое евреи? Часто говорится, что это те, кто придерживаются еврейской религии иудаизма. Например, в «Заявлении о природе расы и расовых различиях», составленном группой антропологов и генетиков, собравшихся в Париже в июне 1951 года под эгидой ЮНЕСКО, можно найти такие слова: «Мусульмане и евреи являются расой не более, чем римские католики и протестанты» (1080). Это утверждение необходимо рассмотреть.

В различных частях мира сегодня существуют общины, которые практикуют иудаизм в той или иной форме, но их представители этнически отличаются от евреев Европы и Северной Америки. Теперь рассмотрим их.

Бейкер  Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 309-310.

Литература:

Кузнецов Д.С. Еврейские политические партии в Пензе в годы Гражданской войны. 1917-1922. Пенза, 2017. ("РУмянцевский музей")

Фейхтвангер Л. Евреи

В городах, на побережье Средиземного моря и Атлантического океана, жили евреи вольно и богато. Они сосредоточили в своих руках обмен товарами между Востоком и Западом. Они простирали свою власть за океан. Они помогали снаряжать первые корабли в Вест- Индию. Они наладили торговлю с Южной и Центральной Америкой. Открыли путь в Бразилию. Положили начало сахарной промышленности в Западном полушарии. Заложили основу для развития Нью-Йорка.

Но в Германии жили они безрадостно и скучно. В четырнадцатом столетии более чем в трехстах пятидесяти общинах они были почти поголовно перебиты, потоплены, сожжены, колесованы, повешены, заживо погребены. Большинство из оставшихся в живых перекочевало в Польшу. С той поры в Римской империи их оставалось немного. На шестьсот немцев насчитывался один еврей. Жили они тесно, скудно, беспросветно, терпя всякие измывательства от народа и властей, беззащитные перед произволом...

Левек П. Евреи диаспоры

Эмиграция евреев из Иудеи — древнее явление, восходящее по меньшей мере к великой катастрофе 586 г. до н. э.— захвату Иерусалима Навуходоносором и последующему за этим «исходу». Диаспора увеличивается во времена завоеваний Александра Великого, который присоединил Палестину к греческому миру, и еще больше во время потрясений, происшедших во II веке до н. э.

Ареал диаспоры довольно велик. Еврейское население в эту эпоху оценивается примерно в 8 миллионов человек. В основном они были сосредоточены в четырех областях: Вавилонии, Сирии, Анатолии, Египте, и в каждой из них проживало более миллиона. Немало их было также в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции и даже в Африке, Италии, Испании. Везде отмечены обращения иноверцев, особенно среди женщин, так как многие мужчины испытывали отвращение к обрезанию. Сложилась также категория полуобращенных, «себоменой» (боявшихся бога). Кроме Храма были еще многочисленные синагоги (молитвенные дома).

Иврим и израильтяне

По свидетельству книги Бытия (Быт. 11:10–26), предок Авраама по прямой линии именовался ‘Эвер – т.е. «Переход» или, точнее, «Заречье». Отсюда прилагательное ‘иврú (ʻiḇrî) – «(человек) из ‘Эвера», т.е. «Заречья», – так, вероятно, назывались все люди, принадлежавшие к числу аморейско-сутийских племен, ушедших в первой половине II тыс. до н.э. из Верхней Месопотамии через реку Евфрат в Сирийскую степь и далее в Ханаан (И. Нав. 24:2–3). Состав этих племен не совпадал со сложившимся позже народом Израиля. Как ‘иврúм могли обозначаться и племена, возводившие себя к родоначальнику Лоту (Быт. гл. 11 и др.), или Лотану (Быт. 36:29), никогда не входившие в израильский племенной союз, и аморейские, арамейские и арабские племена, которых Библия считает потомками Авраама...

Выгодский Л.С. Еврейство и мировая история

То, что я еврей - это дается мне внутренними мистическими переживаниями, корнями уходящими в глубь веков, невидимы[1]ми нитями связанными со сверхразумной и сверхсознательной жизнью народной души в ее прошлом и настоящем - это дается мне внутренней «скорбной складкой души, печатью Бога живого» 1 - и я всегда испытываю и ощущаю, что я «запечатленный», я – еврей! «Нация есть историческое в нас (Historische in uns), <...> историческое в нас - есть национальное в нас, - говорит Отто Бауэр, - нация проявляется в национальности каждого соплеменника, это значит, что характер (склад души. - Л. В.) каждого соплеменника определяется судьбой всех соплеменников, пережитой сообща в процессе постоянного взаимодействия» 2. Вот почему я - еврей: не потому, что я хочу быть таковым - я не националист, не в силу своей воли; я - еврей - это самое таинственное, необъяснимое и загадочное, как то, что я есть я, абсолютно иррациональное...

Аренд Х. Евреи и общество

Политическое невежество евреев, делавшее их столь пригодными для их особой роли и для укоренения в государственном хозяйстве, а также их предрассудки: предубеждение против населения и преклонение перед властями, делавшие их слепыми в плане политической опасности антисемитизма, - все это обусловило сверхчувствительность евреев к любым формам социальной дискриминации. Трудно было увидеть принципиальное различие между политической аргументацией антисемитизма и просто бытовой антипатией, когда они существовали бок о бок. Все дело в том, однако, что они произрастали из прямо противоположных аспектов эмансипации: политический антисемитизм развивался в силу того, что евреи представляли собой отделенное от общества образование, а социальная дискриминация проявлялась вследствие укрепления равноправия евреев со всеми другими группами...

Евреи: колонизация Апеннинского полуострова (Дубнов, 2003)

В тот момент, когда вслед за легионами Помпея из Иудеи двинулись в Рим вольные и невольные переселенцы*, заложено было основание еврейской колонизации в Италии. Уже первое поколение еврейских переселенцев в Риме стремилось создать там свою общинную организацию. Они добились у Юлия Цезаря разрешения устраивать свои общинные собрания в то время, когда в Риме запрещались всякие собрания восточных выходцев.

При императоре Августе еврейская колония в Риме откликалась на политические волнения родины. Она подверглась гонениям в царствование Тиверия, а император Клавдий ограничил свободу собраний ее членов ввиду начавшейся тогда в Риме иудео-христианской пропаганды*, но римская община все-таки росла и привлекала в свою среду немало прозелитов из язычников...

Емельяненко Т.Г, Носенко-Штейн Е.Э. Евреи: этногенез

Этноним (первоначально – экзоэтноним) евреи (‘iḇrîm) употреблялся для наименования представителей всех или отдельных колен (племен) древ[1]них израильтян наряду с самоназванием Израиль / сыны Израиля (bĕnê Yiśrā’ēl). Израилем называлось и единое царство еврейского народа, а после его разделения (около 931 г. до н.э.) государство, объединившее северные колена (прекратило существование в 722 г. до н.э.). Жители Южного царства, Иудеи (пало в 586 г. до н.э.), происходившие преимущественно из колена ­Йехуды (синод.: Иуды), а позднее и еврейские обитатели региона в составе вавилонской, персидской, птолемеевской, селевкидской и римской империй, а также государства Хасмонеев (140–63; 40–37 гг. до н.э.) получили название иудеи (yĕhûḏîm). В эпоху Второго Храма этот термин обретает религиозный смысл...

Евреи в Средние века

В средневековом обществе, где единство понималось прежде всего как единство конфессиональное, евреи, будучи иноверцами, религия, культура и образ жизни которых вызывали неприятие, рассматривались как «чужие». В эпоху классического Средневековья евреи пользовались в странах Западной Европы относительной автономией: им гарантировались свобода вероисповедания, право торговать и заключать всякого рода сделки, устанавливать политические контакты с властью, а также создавать органы управления еврейскими общинами. Последние были подчинены особому праву, находясь в зависимости от правителей, традиционных защитников иностранцев и торговцев. Во главе общин стояли раввины — служители культа и знатоки права и религии. Внутренняя жизнь общины, все аспекты ее повседневного существования регулировались на основании Талмуда — основной книги религиозных законов иудеев. В соответствии с Талмудом устанавливались правила, регулирующие права поселения евреев, браки и разводы, права членов общин, вводились запреты и пр...

Евреи древние

Евреи древние — укоренившееся в науке обозначение израильтян — этноса племенного союза и царства Израиль (XIII—X вв. до н. э.), а также этнополитических групп, сложившихся на его основе, прежде всего иудеев. Древнее самоназвание — израильтяне. Термин «еврей» (евр. ибри, дословно «перешедшие из-за реки» [подразумевался Евфрат]) употреблялся реже, нередко имел более широкое значение (легендарный Авраам считался первым ибри) и стал синонимом терминов «израильтяне» и «иудеи» в эллинистическую эпоху у иных народов. Первые вполне достоверные вехи истории евреев древних — упоминание в древнеегипетской стеле царя Мернептаха (конец XIII века до н. э.) Израиля как неоседлой или полуоседлой племенной общины в Ханаане (или у его границ) и археологически подтвержденное обитание уже оседлого племенного союза Израиль на нагорье Палестины в XII — начале XI века до н. э. Происхождение евреев древних — предмет гипотез, в разной степени использующих данные ветхозаветной традиции, окончательно сформировавшейся в середине I тысячелетия до н. э. (см. патриархи, Иисус Навин, Исход, Моисей). Согласно этой традиции, предки евреев древних, возводившие себя к Шету (=Суту, легендарный первопредок сутиев-амореев), под началом Авраама за 13 поколений до израильского царя Давида выселились из Нижней Месопотамии в Восточное Средиземноморье...

Бейкер Д.Р. Ашкеназы

Лица ашкеназской группы в основной массе могут быть распознаны по определенным физическим признакам, которые отличают их от других европейцев. Следует иметь в виду, что не каждый член этой группы обладает всеми отличительными чертами, но многие из них демонстрируют большинство из тех, которые будут описаны. Описание будет применяться, в частности, ко взрослому мужчине (49, 302, 331, 477, 545, 905, 925, 1085).

Как правило, ашкеназы являются короткоголовыми, хотя некоторые из них попадают в мезокраниальную группу. Измерение относительной ширины черепа производится специальным способом. У некоторых этнических таксонов короткоголовое состояние возникает просто из-за того, что голова очень широкая, но здесь это не так. Такой признак обусловливается тем, что голова евреев является именно очень короткой, а объем черепа поддерживается необычной высотой свода черепа. Короткий тип головы связан с тенденцией к уменьшению затылочной области. Череп этого типа называется hypsibrachycranial...

Страницы

Подписка на RSS - Евреи