Евреи

Евреи — народ, по языку относящийся к семитской семье языков и после 2-го разрушения Иерусалимского храма рим. имп. Титом (70 г. н. э.), а особенно после подавления восстания Бар-Кохбы (132— 135), начавший где добровольно, но чаще насильственно покидать Палестину и расселяться сначала в соседних странах, а затем перебираться в Европу и Азию.

+ + +

Кто же такое евреи? Часто говорится, что это те, кто придерживаются еврейской религии иудаизма. Например, в «Заявлении о природе расы и расовых различиях», составленном группой антропологов и генетиков, собравшихся в Париже в июне 1951 года под эгидой ЮНЕСКО, можно найти такие слова: «Мусульмане и евреи являются расой не более, чем римские католики и протестанты» (1080). Это утверждение необходимо рассмотреть.

В различных частях мира сегодня существуют общины, которые практикуют иудаизм в той или иной форме, но их представители этнически отличаются от евреев Европы и Северной Америки. Теперь рассмотрим их.

Бейкер  Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 309-310.

Литература:

Кузнецов Д.С. Еврейские политические партии в Пензе в годы Гражданской войны. 1917-1922. Пенза, 2017. ("РУмянцевский музей")

Левек П. Евреи диаспоры

Эмиграция евреев из Иудеи — древнее явление, восходящее по меньшей мере к великой катастрофе 586 г. до н. э.— захвату Иерусалима Навуходоносором и последующему за этим «исходу». Диаспора увеличивается во времена завоеваний Александра Великого, который присоединил Палестину к греческому миру, и еще больше во время потрясений, происшедших во II веке до н. э.

Ареал диаспоры довольно велик. Еврейское население в эту эпоху оценивается примерно в 8 миллионов человек. В основном они были сосредоточены в четырех областях: Вавилонии, Сирии, Анатолии, Египте, и в каждой из них проживало более миллиона. Немало их было также в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции и даже в Африке, Италии, Испании. Везде отмечены обращения иноверцев, особенно среди женщин, так как многие мужчины испытывали отвращение к обрезанию. Сложилась также категория полуобращенных, «себоменой» (боявшихся бога). Кроме Храма были еще многочисленные синагоги (молитвенные дома).

Иврим и израильтяне

По свидетельству книги Бытия (Быт. 11:10–26), предок Авраама по прямой линии именовался ‘Эвер – т.е. «Переход» или, точнее, «Заречье». Отсюда прилагательное ‘иврú (ʻiḇrî) – «(человек) из ‘Эвера», т.е. «Заречья», – так, вероятно, назывались все люди, принадлежавшие к числу аморейско-сутийских племен, ушедших в первой половине II тыс. до н.э. из Верхней Месопотамии через реку Евфрат в Сирийскую степь и далее в Ханаан (И. Нав. 24:2–3). Состав этих племен не совпадал со сложившимся позже народом Израиля. Как ‘иврúм могли обозначаться и племена, возводившие себя к родоначальнику Лоту (Быт. гл. 11 и др.), или Лотану (Быт. 36:29), никогда не входившие в израильский племенной союз, и аморейские, арамейские и арабские племена, которых Библия считает потомками Авраама...

Выгодский Л.С. Еврейство и мировая история

То, что я еврей - это дается мне внутренними мистическими переживаниями, корнями уходящими в глубь веков, невидимы[1]ми нитями связанными со сверхразумной и сверхсознательной жизнью народной души в ее прошлом и настоящем - это дается мне внутренней «скорбной складкой души, печатью Бога живого» 1 - и я всегда испытываю и ощущаю, что я «запечатленный», я – еврей! «Нация есть историческое в нас (Historische in uns), <...> историческое в нас - есть национальное в нас, - говорит Отто Бауэр, - нация проявляется в национальности каждого соплеменника, это значит, что характер (склад души. - Л. В.) каждого соплеменника определяется судьбой всех соплеменников, пережитой сообща в процессе постоянного взаимодействия» 2. Вот почему я - еврей: не потому, что я хочу быть таковым - я не националист, не в силу своей воли; я - еврей - это самое таинственное, необъяснимое и загадочное, как то, что я есть я, абсолютно иррациональное...

Аренд Х. Евреи и общество

Политическое невежество евреев, делавшее их столь пригодными для их особой роли и для укоренения в государственном хозяйстве, а также их предрассудки: предубеждение против населения и преклонение перед властями, делавшие их слепыми в плане политической опасности антисемитизма, - все это обусловило сверхчувствительность евреев к любым формам социальной дискриминации. Трудно было увидеть принципиальное различие между политической аргументацией антисемитизма и просто бытовой антипатией, когда они существовали бок о бок. Все дело в том, однако, что они произрастали из прямо противоположных аспектов эмансипации: политический антисемитизм развивался в силу того, что евреи представляли собой отделенное от общества образование, а социальная дискриминация проявлялась вследствие укрепления равноправия евреев со всеми другими группами...

Евреи: колонизация Апеннинского полуострова (Дубнов, 2003)

В тот момент, когда вслед за легионами Помпея из Иудеи двинулись в Рим вольные и невольные переселенцы*, заложено было основание еврейской колонизации в Италии. Уже первое поколение еврейских переселенцев в Риме стремилось создать там свою общинную организацию. Они добились у Юлия Цезаря разрешения устраивать свои общинные собрания в то время, когда в Риме запрещались всякие собрания восточных выходцев.

При императоре Августе еврейская колония в Риме откликалась на политические волнения родины. Она подверглась гонениям в царствование Тиверия, а император Клавдий ограничил свободу собраний ее членов ввиду начавшейся тогда в Риме иудео-христианской пропаганды*, но римская община все-таки росла и привлекала в свою среду немало прозелитов из язычников...

Емельяненко Т.Г, Носенко-Штейн Е.Э. Евреи: этногенез

Этноним (первоначально – экзоэтноним) евреи (‘iḇrîm) употреблялся для наименования представителей всех или отдельных колен (племен) древ[1]них израильтян наряду с самоназванием Израиль / сыны Израиля (bĕnê Yiśrā’ēl). Израилем называлось и единое царство еврейского народа, а после его разделения (около 931 г. до н.э.) государство, объединившее северные колена (прекратило существование в 722 г. до н.э.). Жители Южного царства, Иудеи (пало в 586 г. до н.э.), происходившие преимущественно из колена ­Йехуды (синод.: Иуды), а позднее и еврейские обитатели региона в составе вавилонской, персидской, птолемеевской, селевкидской и римской империй, а также государства Хасмонеев (140–63; 40–37 гг. до н.э.) получили название иудеи (yĕhûḏîm). В эпоху Второго Храма этот термин обретает религиозный смысл...

Евреи в Средние века

В средневековом обществе, где единство понималось прежде всего как единство конфессиональное, евреи, будучи иноверцами, религия, культура и образ жизни которых вызывали неприятие, рассматривались как «чужие». В эпоху классического Средневековья евреи пользовались в странах Западной Европы относительной автономией: им гарантировались свобода вероисповедания, право торговать и заключать всякого рода сделки, устанавливать политические контакты с властью, а также создавать органы управления еврейскими общинами. Последние были подчинены особому праву, находясь в зависимости от правителей, традиционных защитников иностранцев и торговцев. Во главе общин стояли раввины — служители культа и знатоки права и религии. Внутренняя жизнь общины, все аспекты ее повседневного существования регулировались на основании Талмуда — основной книги религиозных законов иудеев. В соответствии с Талмудом устанавливались правила, регулирующие права поселения евреев, браки и разводы, права членов общин, вводились запреты и пр...

Евреи древние

Евреи древние — укоренившееся в науке обозначение израильтян — этноса племенного союза и царства Израиль (XIII—X вв. до н. э.), а также этнополитических групп, сложившихся на его основе, прежде всего иудеев. Древнее самоназвание — израильтяне. Термин «еврей» (евр. ибри, дословно «перешедшие из-за реки» [подразумевался Евфрат]) употреблялся реже, нередко имел более широкое значение (легендарный Авраам считался первым ибри) и стал синонимом терминов «израильтяне» и «иудеи» в эллинистическую эпоху у иных народов. Первые вполне достоверные вехи истории евреев древних — упоминание в древнеегипетской стеле царя Мернептаха (конец XIII века до н. э.) Израиля как неоседлой или полуоседлой племенной общины в Ханаане (или у его границ) и археологически подтвержденное обитание уже оседлого племенного союза Израиль на нагорье Палестины в XII — начале XI века до н. э. Происхождение евреев древних — предмет гипотез, в разной степени использующих данные ветхозаветной традиции, окончательно сформировавшейся в середине I тысячелетия до н. э. (см. патриархи, Иисус Навин, Исход, Моисей). Согласно этой традиции, предки евреев древних, возводившие себя к Шету (=Суту, легендарный первопредок сутиев-амореев), под началом Авраама за 13 поколений до израильского царя Давида выселились из Нижней Месопотамии в Восточное Средиземноморье...

Бейкер Д.Р. Ашкеназы

Лица ашкеназской группы в основной массе могут быть распознаны по определенным физическим признакам, которые отличают их от других европейцев. Следует иметь в виду, что не каждый член этой группы обладает всеми отличительными чертами, но многие из них демонстрируют большинство из тех, которые будут описаны. Описание будет применяться, в частности, ко взрослому мужчине (49, 302, 331, 477, 545, 905, 925, 1085).

Как правило, ашкеназы являются короткоголовыми, хотя некоторые из них попадают в мезокраниальную группу. Измерение относительной ширины черепа производится специальным способом. У некоторых этнических таксонов короткоголовое состояние возникает просто из-за того, что голова очень широкая, но здесь это не так. Такой признак обусловливается тем, что голова евреев является именно очень короткой, а объем черепа поддерживается необычной высотой свода черепа. Короткий тип головы связан с тенденцией к уменьшению затылочной области. Череп этого типа называется hypsibrachycranial...

Бейкер Д.Р. Евреи «Bavumba»

Немецкая экспедиция на западном побережье Африки донесла до научного мира информацию об очень странном сообществе так называемых евреев около девяноста лет назад * (61, 21). Были обнаружены особые «касты» негров, населяющих отдельные деревни неподалеку от побережья, примерно в 20—30 милях к югу от Лоанго (к северу от устья реки Конго). Эти люди были названы «Judeus» или «Judeos» (то есть — «евреи») местными португальцами-колонизаторами. Они совершенно очевидно были негры, хотя немецкий художник, работавший в экспедиции, думал, что он смог обнаружить легкий намек на «еврейство» в их лицах.

Страницы

Подписка на RSS - Евреи