Евреи, родившийся от еврейской матери

С традиционной религиозной точки зрения самих евреев, евреем является человек, родившийся от еврейской матери (1177), но эта формула страдает тем недостатком, что определяемое слово включено в форме прилагательного в определение. Та же ошибка присутствует в рамках нового определения, принятого израильским парламентом в марте 1970 года, согласно которому человек является евреем, если он или она есть потомки еврейской матери или были обращены в еврейскую веру ортодоксальным раввинатом или раввином еврейского реформистского движения или раввином еврейского консервативного движения (33, 1174). Желающие сделать это, могут принять доктрину ЮНЕСКО и отказаться рассматривать человека как еврея, несмотря на то, что он или она практикует еврейскую религию, но не может быть никаких сомнений, что многие люди в Европе и Америке, которые не практикуют эту религию, рассматриваются другими как евреи и, не колеблясь, согласятся с тем, что это определение является правильным.

Джозеф Джекобс, который считал себя евреем, был автором важнейших статей по еврейской проблеме. Он составил ценный список самых известных евреев, которые достигли возраста 50 лет за сто лет, начиная с 1785 года (546). Он разделил их на категории, соответствующие тем, что разработал Фрэнсис Гальтон в своей «Hereditary genius» (379). Следует напомнить, что Гальтон различает свою высшую категорию, как X и следующую, как G (см.: глава 3). Джейкобс считает, что четверо из евреев в его списке попали в группу «знаменитых» лиц категории X, а именно Дизраэли, Гейне, Лассаль и Мендельсон-Бартольди. Здесь уместно рассмотреть вопрос о том, насколько эти люди были евреями, в смысле, определенном в заявлении ЮНЕСКО. Факты таковы. Дизраэли был крещен в христианство в возрасте 12 лет (826), Гейне крестился в возрасте 27 лет и по этому случаю взял Кристиан как одно из своих имен (826). Отец Мендельсона добавил дополнительную фамилию «Бартольди», чтобы отличить его ветвь семьи от той, которая сохранила веру предков, и он привел своих детей, в том числе Феликса, к протестантскому христианству (826). Лассаль практиковал еврейскую религию, только когда был ребенком. Не представляется возможным определить точно, когда он отрекся от веры. Но когда ему было 29 лет, он уже не ограничивал себя рационом религиозных евреев, а в возрасте 35 лет он говорит определенно, в письме к Софии Сонцевой, что он более не еврей в религиозном смысле (350).

Было бы скучно рассматривать религиозные верования всех 26 человек, которых Джекобс поместил в «выдающуюся» категорию (G — Гальтона). Некоторые, например, Мейербер, придерживались еврейской веры (76). Другие неопределенны в их отношении к религии. Актриса Рэйчел, например, позволяла запрещенную пищу на своем столе и редко посещала синагогу (320), но она позволила раввину выполнить необходимые ритуалы у ее смертного одра (903). Другие определенно не были иудеями по вероисповеданию. Немецкий политический писатель Людвиг Берне начал свою жизнь как Лейб Барух. В возрасте около 32 лет он был крещен и изменил свое имя на то, под которым стал известен (826). Философ Соломон Маймон был рационалистом и скептиком. Президент религиозного суда, который развел его с женой, описал его так: «проклятый еретик» (79). Карл Маркс, под влиянием трудов Фейербаха, стал материалистом в возрасте 27 лет и оставался им всю жизнь (652). Он совершенно не соблюдал правила, которые запрещают определенные продукты для религиозных евреев (625).

Как следует из вышесказанного, если бы Джейкобс был ограничен в его интерпретации слова «еврей» так, чтобы должен был бы исключить всех, кто не практикует религиозных обрядов иудаизма, он не смог бы назвать ни одного «знаменитого» еврея среди тех, кто жил в столетие, которое охватывает его исследование, а общее число «выдающихся» евреев значительно бы снизилось. На самом деле, однако, его очень тщательный анализ привел автора к выводу, что больший процент евреев, чем не евреев англичан стали знаменитыми или выдающимся.

Если кто желал принять иудейскую веру, он был волен сделать это после получения необходимых инструкций. В результате если так поступит значительное число различных людей, то слово «еврей» действительно может быть использовано подобно тому, как ныне используется слово «римский католик», то есть для обозначения приверженцев религии, хотя в этом случае оно не сможет быть применено к любому, кто сначала принимает, а затем отвергает религию. В действительности, однако, нет сходства между иудаизмом в религиозном смысле и прозелитскими религиями, такими как римское католичество. Человек, не рожденный евреем, может быть только принят в веру, если он или она удовлетворяют требованиям, указанным в настоящей главе, и такие обращения крайне редки.

Бейкер  Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 312-314.

Этнос: