М.-Ж. Рош. Ритуалы набатейской религии

Основными ритуалами набатейской религии были жертвоприношения, жертвенные возлияния и помазания благовониями, а также процессии вокруг объектов культа. В центре ритуала был жертвенник, а также изображения бога, в том числе символические, начиная с простого камня до статуи. Нам известно, что у набатеев не было человеческих жертвоприношений. Байтилы в нишах можно увидеть повсюду в Петре, а также в Хегре и Джебаль-Итлибе. Высота большинства байтилов каньона Сик в два раза превышает их ширину. Ниша для байтила, выбитая в блоке в середине каньона, по-видимому, относится к тому времени, когда была проложена набатейская мощеная дорога. Эта ниша выполнена в эллинистическом стиле и украшена пилястрами и дорическим фризом. В ней располагаются два байтила: на правом, более маленьком, нет никаких изображений, а на левом можно разглядеть абстрактное изображение лица. Ученые также обнаружили, что камень на 1,20 м уходит в землю. На камне есть отверстия для прикрепления украшений, вероятно, из металла. Напротив ниши находилась платформа для приношений, а рядом — небольшое скальное помещение для богослужений. При строительстве мощенной плитами дороги нижняя часть памятника оказалась закрытой.

Некоторую информацию о религиозных практиках Петры мы можем получить из трех древних источников: Епифаний и составитель «Суды» (Souda) — византийского словаря X в. упоминают храм в Петре, посвященный богу Дусару. Археологи полагают, что речь идет о храме Казр-аль-Бинт. Если верить «Суде», в храме находился байтил, который во время богослужения поливался кровью, однако никакой статуи божества не упоминается. Страбон пишет о том, что на расположенном на крыше алтаре ежедневно проводили жертвенные возлияния, а также курили ладан.

Из этих рассказов можно составить некоторое, пускай поверхностное, представление о набатейском культе.

По всей набатейской территории были обнаружены храмы (кроме Мадаин-Салиха, где раскопки не проводились), особенно там, где население вело оседлый образ жизни, например в Хауране, но также и вдоль караванных путей в Вади Рам.

Интересно, что в текстах не упоминаются широко распространенные у набатеев жертвенники под открытым небом, в том числе на холмах, а также ниши с байтилами. Их больше всего в Петре, однако встречаются они и в Мадаин-Салихе, и в Вади Рам. В непосредственной близости от этих мест поклонения находятся скальные гробницы, кроме того, рядом с байтилами, жертвенниками и статуями можно увидеть олицетворяющие усопшего нефегии.

Важную роль в религиозной жизни набатеев играли паломничества, а также религиозные сообщества тиасы.

Рош, М.-Ж. Мари-Жанна Рош. Петра и Набатеи / Мари-Жанна Рош. – М., 2013, с. 178-179.

Этнос: