Набатейское царство

Набатея состояла из нескольких различных, но смежных друг с другом территорий. Набатеи составляли меньшинство населения на находившихся под их властью землях, и они постепенно смешивались с оседлыми жителями. Дружественные кочевые племена проживали в пустынных местностях, составлявших большую часть контролируемых набатеями земель. Области, заселенные оседлыми племенами, в основном находились далеко друг от друга и были соединены караванными путями, протянувшимися с юга Хаурана в Сирии на север Аравийского полуострова и из Негева в расположенные на востоке Заиорданья пустыни. По границам территорий, принадлежавших набатеям или оспаривавшихся соседями, располагались крепости, служившие своего рода пограничными пунктами. Столица царства Петра была процветающим городом, и строительство продолжалось там и во времена римского владычества. Босра в Хауране фактически была второй столицей еще в последние годы независимости царства. Когда же Набатея была присоединена к Римской империи, Босра стала столицей провинции. В Негеве крепость Обода стала центром отправления династического культа. Хегра, город у южной границы царства, была самым важным центром Северной Аравии.

Рош, М.-Ж. Мари-Жанна Рош. Петра и Набатеи / Мари-Жанна Рош. – М., 2013, с.45.

Шифман И.Ш. Происхождение набатейской этнической группы

Вопрос о происхождении набатейской этнической группы и времени ее появления на исторической арене до сих пор не решен. Окончательный ответ на него зависит в значительной степени от того, можно ли отождествить набатеев, о которых идет речь в поздних греко-римских источниках и местных надписях, с небайот, предок-эпоним которых упоминается в библейском родословии потомков Измаила, т. е. арабов. Источник (Быт., 25, 13; ср. II Хрон., I, 29) сообщает: «И вот имена сыновей Измаила по именам их, по родословиям их: старший сын Измаила Небайот (nebayot), и Кедар, и Абдеэль, и Мибсам». Как сын Измаила Небайот упомянут в библейских текстах помимо процитированного отрывка дважды. В одном случае (Быт., 28, 9) рассказывается, что Исав взял в жены Махалат, дочь Измаила, сестру Небайота. В другом повествовании (Быт., 36, 3) излагается иная версия легенды о женитьбе Исава, там его супругой названа Басемат, дочь Измаила, сестра Небайота...

Рош М.-Ж. Набатеи и Эллинистические государства

О периоде до IV века до н. э. нам известно только, что набатеи экспортировали пряности в порт Газа начиная со времен персидского владычества или даже с более раннего периода, с неовавилонской эпохи. Набатеи появляются в истории эллинистического мира в 312 году до н. э. в связи с событиями, описанными Диодором Сицилийским — историографом, писавшим во времена правления императора Октавиана Августа и пользовавшимся старинными источниками, в особенности текстами Агатархида Книдского. Диодор описывает набатеев как немногочисленную народность, численность которой составляла немногим более десяти тысяч человек, занимавшуюся прежде всего торговлей пряностями. По словам историка, они были необыкновенно богаты, но придерживались кочевого образа жизни. Однажды, когда мужчины отправились на торжественное собрание во время региональной ярмарки (на так называемую панегирию), они оставили своих женщин и имущество в естественной крепости под названием Скала (petra по-гречески)..

Проблема происхождения набатеев

Диодор Сицилийский сообщает, что набатеи занимались торговлей пряностями и благовониями со времен персидского, а может быть, еще и нововавилонского владычества. Это упоминание очень важно, потому что оно подтверждает гипотезу о происхождении набатеев из Северной Аравии. На-звания городов и селений и имена собственные доказывают арабское происхождение набатеев, однако существуют две противоречащие друг другу гипотезы: одна группа ученых полагает, что они пришли из Северо-Западной и Центральной Аравии, а другая — что их родина северо-восток полуострова, район Персидского залива. Эти две теории о происхождении набатеев, однако, не являются единственными. Есть мнение, что они пришли с юга, из центральной или даже южной части Аравийского полуострова, но не существует никаких конкретных доказательств этой гипотезы...

М.-Ж. Рош. Ритуалы набатейской религии

Основными ритуалами набатейской религии были жертвоприношения, жертвенные возлияния и помазания благовониями, а также процессии вокруг объектов культа. В центре ритуала был жертвенник, а также изображения бога, в том числе символические, начиная с простого камня до статуи. Нам известно, что у набатеев не было человеческих жертвоприношений. Байтилы в нишах можно увидеть повсюду в Петре, а также в Хегре и Джебаль-Итлибе. Высота большинства байтилов каньона Сик в два раза превышает их ширину. Ниша для байтила, выбитая в блоке в середине каньона, по-видимому, относится к тому времени, когда была проложена набатейская мощеная дорога. Эта ниша выполнена в эллинистическом стиле и украшена пилястрами и дорическим фризом. В ней располагаются два байтила: на правом, более маленьком, нет никаких изображений, а на левом можно разглядеть абстрактное изображение лица. Ученые также обнаружили, что камень на 1,20 м уходит в землю. На камне есть отверстия для прикрепления украшений, вероятно, из металла. Напротив ниши находилась платформа для приношений, а рядом — небольшое скальное помещение для богослужений. При строительстве мощенной плитами дороги нижняя часть памятника оказалась закрытой...

Подписка на RSS - Набатейское царство