Родионов М. А. Йеменцы.

Версия для печатиВерсия для печати

Йеменцы, йеменские арабы, арабы Йемена, народ, основное население Йемена (13,7 млн. человек, на севере — около 80%, на юге — океан 20% всех жителей). Живут также в Саудовской Аравии (1,4 млн. человек), в арабских странах Персидского залива, в Восточной Африке, в Юго-Восточной Азии. Субэтнические группы: махра, сокотрийцы. Говорят на йеменском диалекте арабского языка. Распространён также английский язык. Йеменцы — мусульмане (сунниты и шииты зейдитского толка).

Йеменцы — автохтонное население Южной Аравии, создавшее ранние государства 1-го тысячелетия до нашей эры (Маин, Саба, Химьяритское царство и др.). В VII веке территория Йемена вошла в Арабский халифат, в XVI веке — в Османскую империю. Йеменский сепаратизм с IX века выражался в форме религиозного движения шиитов-зейдитов. С провозглашением независимости Северного Йемена (1918, с 1962 — Йеменская Арабская Республика) и Южного Йемена (1967, с 1970 — Народная Демократическая Республика Йемен) усилились процессы этнической консолидации у йеменцев, приведшие в 1991 к объединению Севера и Юга и образованию единого государства.

Значительная часть йеменцев сохраняет племенное деление: на севере — племенные союзы хашед и бакиль, племена бени матар, бени харис, хаулан, зараник и др.; на юге — яфаи, авалик, дайин, сайбан, авамир, сайар, тамим, союзы шанафир, хумум и др. Большинство племён относит себя к потомкам автохтона Кахтана, есть и потомки Аднана, или "северные". К последним относятся и сейиды, ведущие родословие от Пророка Мухаммада, самое привилегированное сословие в традиционной социальной иерархии. За ними следуют: религиозные авторитеты (на севере — кудат, или "судьи", на юге — машаих), представители племён — кабили, оседлые торговцы, земледельцы, ремесленники — масакин, дуафа и другие низшие группы, включавшие слуг и рабов.

Традиционные занятия — пашенное земледелие, скотоводство (кочевое и отгонное), торговля, рыболовство, ремёсла (ювелирное, вышивка, ковроделие и др.). На террасированных склонах и в долинах выращивают зерновые (дурра, пшеница, ячмень, кукуруза), технические культуры (индиго, кунжут, хлопчатник, табак), практикуется садоводство (инжир, абрикосы, гранаты и др.), огородничество, виноградарство, выращиваются финики, кофе, на побережье — кокосовые пальмы. Культивируется местный наркотик кат. Из дикорастущих растений получают ладан, мирру, гуммиарабик. Численность кочевников и полукочевников сокращается.

Разнообразны типы традиционного жилища — шерстяные палатки и экраны от ветра у кочевников (на юге они нередко спят прямо под открытым небом), пещерные поселения у полуоседлых йеменцев, каменные (в долинах юга — саманные) дома-крепости у горцев, глинобитные и плетёные хижины с островерхими крышами из соломы или пальмовых листьев на побережье. В городах встречаются многоэтажные каменные и кирпичные постройки с узорчатыми завершениями фасадов, межэтажными поясами, белыми обрамлениями окон, украшенных цветными витражами или алебастровыми пластинками.

Традиционный мужской костюм обычно включает поясную юбку — кусок ткани, обмотанной вокруг бёдер, — белую на Красноморском побережье, чёрную на севере, клетчатую на юге. Головной убор — платок или круглая шапочка. Кривой кинжал джамбия — непременная часть костюма йеменцев на севере и части бедуинов юга. Применяется хабва — пояс для сидения на корточках, охватывающий поясницу и колени. Одежда кочевников юга часто ограничивается набедренной повязкой, лицо и торс натираются краской индиго. Женский костюм — прямое тёмное покрывало, надеваемое поверх платья свободного покроя. Цветовое решение, отделка и декор варьируются в зависимости от места, племенной и социальной принадлежности. У оседлого населения женщины обычно закрывают лицо. В Адене и некоторых других городах лицевое покрывало постепенно выходит из употребления.

Основная пища — каша из зерна, пресный хлеб, рис, финики, козье (у кочевников — верблюжье) молоко, бобы, овощи, изредка козлятина или баранина, на побережье рыба, включая сардины и вяленое мясо акулы. Пьют отвар кофейной шелухи (кишр), кофе, чай. Жуют кат. В народной медицине широко применяется прижигание раскалённым железом — кай.

Сохраняется богатейший музыкальный, в том числе танцевальный, фольклор: песни о племенных и общейеменских героях, боевые, свадебные и траурные песни и танцы, музыкальные импровизации и др.; традиционные музыкальные инструменты — лютня, двуструнная смычковая рабаба, бамбуковая флейта, барабан и др. Живы поэтические традиции.

М. А. Родионов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 204-206.

Страны: