Караимы: изученность истории этноса (ТНК, 2003)

Интенсивное этнографическое изучение и возрождение краеведческих исследований в последние десятилетия XX века привели к созданию обширного фонда сведений по истории и культуре малочисленных народов бывшего Советского Союза. Они нашли отражение в публиковавшихся в 1990-х годах материалах к серии “Народы и культуры” Института этнологии и антропологии РАН.

Выпуск XIV (“Караимы”) составили материалы авторов - караимов по происхождению, которые, не будучи профессиональными этнографами, тем не менее собрали обширнейший материал по истории, быту, традиционной культуре своего народа. Эти материалы важны и интересны тем, что они зафиксировали в первую очередь сведения информантов старшего поколения, для которых религиозная и бытовая культура народа была, как правило, естественной, привычной средой.

Прежде всего это относится к краеведческим очеркам историко-этнографического характера последнего газана караимской общины Крыма Бориса Саадьевича Ельяшевича (1881-1971). Выходец из бедной семьи литовских караимов, отец которого в свое время получил звание “эрби” - народного учителя, - он хорошо знал не только караимский, но и русский язык, читал на древнееврейском. На судьбе Б.С. Ельяшевича в полной мере можно проследить во многом не традиционный, но в то же время типичный для последней трети XIX века путь становления талантливого мальчика из народа в учителя, просветителя, а затем и исследователя своего народа (Ельяшевич, 1993; 1994).

В 20-30-е годы XX века Ельяшевич много сделал для того, чтобы древние рукописи и книги, собранные в караимской библиотеке-музее “Карай-Битиклиги”, стали достоянием научной общественности. На основе собранных в библиотеке уникальных рукописных, книжных и этнографических коллекций Ельяшевич в 1926-1929 годы пишет свои историко-этнографические очерки. Это была одна из первых попыток систематизировать материалы по истории караимского народа на базе комплексного изучения всех видов источников (Он же, 1994). Для этого Б.С. Ельяшевич самостоятельно изучил турецкий и арабский, немецкий и французский языки.

Работа Ельяшевича своеобразно подвела итог изучению караимской проблемы в конце XIX - начале XX века и установила традицию понимания собствен-

[12]

ной истории. К сожалению, его труд не был вовремя опубликован и долго оставался в рукописи (опубликован в 1994 г.). Однако результаты его изысканий широко бытовали в устной традиции среди караимов, поскольку сам Б.С. Ельяшевич с 1946 г. возглавлял караимскую общину Крыма.

Обладая обширнейшими знаниями в области религиозной караимской философии, религиозной и бытовой культуры караимов, прекрасно разбираясь в этнографическом материале, он старался опираться в своих работах на все виды источников, но именно его труды дают понимание того, что караимская религиозная традиция “чтения текста” оказала сильное влияние на формирование концепции этнического происхождения караимов, которую трудно квалифицировать как строго научную, ибо авторитет письменных источников не подвергается сомнению и критическому анализу.

Фактически все вопросы происхождения и истории караимского народа, затронутые в работе Б.С. Ельяшевича, до настоящего времени являются предметом дискуссии: достоверность результатов исследований А. Фирковича, соотношение религиозного и этнического в истории караимов, взаимодействие языка и этноса.

Следует признать, что аргументированных ответов на эти вопросы не существует и по сей день.

На протяжении второй половины XX в. исследования в области караимской истории вели в первую очередь сами караимы (С. Шапшал, С. Шишман, С. Купгуль, Б. Кокеная, Ю. Полканов, М. Чореф, М. Хафуз, В. Кефели и др.). Фактически все они в той или иной степени опирались на источники конца XIX - начала XX века. Расширение этой “базы данных” собственными зарисовками этнографического и биографического характера принципиально не влияло на характер сложившегося корпуса источников.

[13]

Исследователи этногенеза караимов, придерживаясь хазарской теории этнического происхождения народа и, соответственно, всех вытекающих отсюда последствий его исторического существования, старались исключить всякое иное толкование истории караимов, используя при этом в недавнем прошлом даже административные меры для запрещения исследований и публикации материалов дискуссионного характера, вплоть до обращения в ЦК КПСС.

Как правило, исследованиями в области истории караимского народа занималась образованная интеллигенция - инженеры, учителя, научные сотрудники, которые, однако, профессионально были далеки от истории или этнологии. Работы их носили скорее научно-популярный характер и имели целью сохранить в среде караимской молодежи знания своей истории и культурной традиции. Во многом благодаря этому караимы сохранили этническую идентификацию в многонациональной среде Крымского полуострова.

Вместе с тем, отстаивая монопольное право на интерпретацию собственной истории народа, определяя право на ее исследование этническим происхождением ученого, караимская общественность резко сузила рамки интереса к караимской проблеме.

Следует отметить, что за последние 50 лет крупномасштабных профессиональных исследований караимской проблематики не было. Постоянные ссылки караимов на антропологические этюды В.П. Алексеева в данном случае некорректны, поскольку ученый не занимался специально антропологическим изучением караимов, затрагивая вопросы, связанные с ними, лишь в связи с пограничными исследованиями в других областях. В то же время серьезные исследования в области языкознания (признание Н. Баскаковым, К. Мусаевым, О. Прик основы караимского языка одним из древних диалектов тюркского) дали веские аргументы сторонникам хазарского происхождения караимов.

Безусловно, уникальные памятники культуры караимов, да и сам “загадочный” народ на протяжении второй половины XX века в той или иной мере привлекал внимание профессиональных исследователей, в первую очередь крымских. Немногочисленные попытки интерпретировать по-новому известные материалы, как правило, не подкреплялись серьезными данными. Чаще всего исследователи пытались, выявляя противоречия в “официальной караимской” точке зрения, найти новое толкование старой проблемы.

Следует отметить, что принципиально нового материала, который дал бы возможность научно обосновать какую-либо из уже существующих точек зрения или выдвинуть иную, исторические, в том числе этнографические и археологические исследования в Крыму последних десятилетий, не дали. За редким

[14]

исключением караимская проблематика не была предметом специального исследования, а затрагивалась лишь в связи с пограничными исследованиями.

Очевидно, что в XXI веке для решения проблемы происхождения караимов необходимо искать другие подходы: переводы древних текстов и сравнительное изучение их, масштабные антропологические и генетические исследования, чему, кстати, активно сопротивляется караимская общественность.

Таким образом, встают вопросы: в какой мере правомерны генетические исследования в связи с караимской проблемой; в какой мере важна генетическая основа происхождения народа, если ее культурная традиция принципиально иная.

Подготовка материалов к публикации выявила характерную тенденцию - мифологизация собственной истории в караимской среде продолжается. Она прослеживается в двух направлениях: отмежевание от еврейской основы караимизма как религиозной системы, с одной стороны, и поиски и утверждение тюркской основы своего происхождения, с другой (Караимская народная энциклопедия, 1998, т. 4).

Кроме того, оказалось, что собственно историческая (фактологическая) канва существования караимов как определенного этнического сообщества чрезвычайно скупа и сужена до понимания характеризующей его религиозной культуры.

В то же время собранный краеведами этнографический материал однозначно признавался тюркским без какого-либо сравнительного анализа с материальной культурой и традицией еврейского мира.

В процессе интенсивной издательской деятельности московских караимских общественных организаций последнего десятилетия XX века был опубликован значительный фактический материал о судьбах людей караимского происхождения в разных странах мира (Кефели, 1992 и др.).

Этот солидный корпус источников, несомненно, является интересным вкладом в создание широкой картины жизни караимского народа, однако он не помогает решить проблему этногенеза или этнической истории. За редким исключением, караимы были настолько интегрированы в жизнь той страны, в которой они проживали, что национальная специфика, даже в творчестве деятелей культуры (писатели, актеры, художники), как правило, отсутствовала.

Существующие версии этногенеза и истории караимов по-прежнему вызывают вопросы и сомнения у серьезных исследователей. Поскольку однозначных данных, чтобы принять или отвергнуть ту или иную точку зрения, на сегодняшний день нет, то в данном очерке была сделана попытка представить все версии происхождения и истории крымских караимов. Излагая ту или иную точку зрения на караимскую проблему, мы не ставили своей целью подтвердить или опровергнуть ее, за исключением явных противоречий и несоответствий фактическому материалу. В какой-то мере данный очерк подводит итоги более чем столетней дискуссии по этой проблеме в рамках одного и того же корпуса источников.

* * *

Все иллюстрации, приведенные в данном разделе, за исключением фотографий из личного архива Н.В. Хохлова, представлены Т.С. Бабаджан.

Цитируется по изд.: Тюркские народы Крыма. М., 2003, с. 12-15.

Этнос: