Шеломова Татьяна. Хакасы.

Автоэтноним (самоназвание)

Тадар: Самоназвание хакасов — "тадар".

Основная территория расселения

Хакасы живут в Республике Хакасия (62,9 тыс. чел. по данным на 1989 г.), в Туве (2,3 тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Численность

Численность в Российской Федерации:
1926 г. - 45,9 тыс.,
1939 г. - 52,8 тыс.,
1959 г. - 56,0 тыс.,
1970 г. - 65,4 тыс.,
1989г. - 78,5 тыс. человек, в т.ч. в Хакассии - 62,9 тыс., Туве - 2,3 тыс., в других регионах РФ - 13,3 тыс. человек.
Численность в Российской Федерации - 78,5 тыс. чел.
Общая численность - 80,3 тыс. чел.

Этнические и этнографические группы

Хакасы подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы (са ай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал).

Язык

хакасский: Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.
Хакасский язык подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качин-ский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформиро-вался литературный язык и создана письменность.
Хакасский язык считают родным 76,6% хакасов (1989 г.).

Писменность

В эпоху позднего средневековья хоорайские беги обучались грамоте в Монголии, Джунгарии и, возможно, в Китае. В российских архивах хра-нятся хакасские послания ХVII - ХVIII вв., написанные как монгольскими, так и «своими татарскими» письменами. В 1928-1938 гг. создана письмен-ность на основе латинской графики. Современная письменность создана в 1939 г. на основе русской графики.

Религия

Традиционные верования: Официально все хакасы были крещены Русской Православной церковью в 1876 г. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

Православие: Официально все хакасы были крещены Русской Православной церковью в 1876 г. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

Этногенез и этническая история

Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являются кыргызы, упоминаемые, главным образом, в китайских источниках под различными этнонимами: гэгунь в 201 г. до н.э., хэгу в составе племен теле в V в., цигу в VI в., хягас в IХ в., в VIII в. кыргызы упоминаются в древнетюркских и мусульманских источниках, еще раньше (в VI в.) - в византийских, в 840 г., разгромив древних уйгуров, кыргызы создали в Центральной Азии свое государство - Кыргызский каганат, павший в результате экспансии в Центральную Азию киданей (916, 924 гг.), однако кыргызское государство на среднем Енисее продолжало существовать до 1209 г., когда монголы подчинили кыргызов своей власти, в 1293 г. окончательно покоренные енисейские кыргызы вошли в состав монгольского Китая (династия Юань), восстановив самостоятельность после его падения в 1368 г. В 1604-1703 гг. кыргызское государство на Енисее упоминается в русских источниках («Киргизская земля»), оно тогда подразделялось на 4 владения (улуса), в рамках которых формировались этнические группы современных хакасов: в Исарском (Озерском, в русских источниках) - качинцы, в Алтырском - сагайцы, в Алтысарском - кызыльцы, в тубинском - койбалы на основе тюркизации самодийских (кашинцы, маторы, саяны и др.) и кетских (арины, байкотовцы, ястынцы и др.) племен, входивших в состав киргизских улусов в качестве данников («кыштымов») и оказавших доминирующее влияние на антропологию хакасских этнических групп.
В ХIХ в. завершается процесс этнического формирования этнических групп хакасов: качинцев (12 тыс. человек в 1897 г.), сагайцев (13,9 тыс. человек), кызыльцев (8 тыс. человек, в составе кызыльцев ассимилировались группы татар Сибирского ханства и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в ХVI или в начале ХVII в.), койбалов (1 тыс. потомков тюркизированных маторов и байкотовцев, составлявших в ХVIII в. владения «князца» Койбала) и бельтиров (4,8 тыс. потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда название бельтир - «устьинцы»). Таким образом, хотя основная часть кыргызов была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов.
В ХХ в. процесс консолидации этнических групп «минусинских», или «абаканских», «татар» завершился образованием хакасского народа (этноним хакасы восходит к китайскому названию кыргызов в эпоху династии Тан VII - Х вв.), уже в 1920-е гг. этноним хакасы утвердился в качестве русского наименования народа; субэтнонимы этнических групп продолжают бытовать на уровне внутриэтнического самосознания, хотя удельный вес каждой из групп в составе хакасов претерпел значительные изменения за 80 лет: «растворились» в составе сагайцев группа бельтиров, большая часть койбалов и шорские группы, оказавшиеся на территории Хакассии. Таким образом, если в 1897 г. сагайцы составляли 35% численности «минусинских татар» (с 1917 г. - хакасы), то в 1977 г. - 70%, качинцы - 30,2% в 1897 г. и 23% в 1977 г., кызыльцы - 20% и 5% соответственно по годам, койбалы - 2,6% и 2%, а бельтирами (12,2% в 1897г.) в 1977 г. не назывался никто. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса идет по линии ликвидации группового этнического самосознания (т.е. подразделений - качинцев, сагайцев и т.д.), с одной стороны, и возрождения народных традиций, общих для всех хакасов, с другой. Этническому единству способствует появление в 1991 г. национального праздника хакасов Ада-Хоорай, основанного на древних ритуалах и посвященного памяти предков.

Хозяйство

Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура - ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. (в начале ХХ в. около 87% сагайцев занимались земледелием). Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.

Традиционная одежда

У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. Основу костюма составляла широкая (до 3 м в подоле) рубаха из пестрой (ситцевой) ткани, у мужчин длиною до колен, у женщин до пят. Наверху она собиралась в складки. У рубахи был отложной воротник, который застегивался на пуговицу, и узкие обшлага, сшитые из ткани другого цвета. Рукава пришивались к «поликам» - наплечным вставкам, как это делалось у русских. Летние штаны делали из плотной материи, зимние из овчины (шерстью внутрь) или из замши. Верхней летней одеждой был суконный распашной кафтан - сикпен, зимней - широкая в подоле овчинная шуба с большим отложным воротом и запахом на правую сторону. Она имела несколько вариантов покроя. Богатые хакасы подбивали ее дорогим мехом, покрывали цветной тканью, украшали вышивкой. Особенно нарядно выглядела женская парадная шуба. Поверх шубы женщины носили длинную безрукавку, подобную чегедеку алтайских женщин. Праздничным головным убором у качинских женщин была небольшая округлая шапочка с кистью, вокруг которой поднимался прикрывавший ее высокий околыш из меха лисицы. В праздничный костюм женщин входил также нагрудник — пого полуовальной формы, украшавшийся пуговицами, раковинами, бисером. В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Традиционные поселения и жилища

Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой.
Основной тип жилища хакасов — нерешетчатая юрта. Нерешетчатая юрта (чарга иб) в основе имела вертикальный столб с развилками наверху или колья, поставленные по кругу. В развилку вставляли обруч, к которому крепили в наклонном положении шест, шипом соединяющийся с другим наклонным шестом. Наверху эти наклонные шесты соединялись вторрым обручем, к которому крепились жерди конической крыши. Стены делали из досок, плах, покрывали корой.

Пища

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

Духовная культура и традиционные верования

Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались.
Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Каждый сеок посвящал изыху лошадь только определенной масти. Никто, кроме владельца. не мог на ней ездить, а женщины не могли даже прикасаться. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту.
У хакасов существовал также культ «тёсей» — семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять бубна считалась духом-хозяином бубна.

Современные этнические процессы

В 80-90-е гг. среди хакасов наблюдается подъем национального самосознания, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
С начала 90-х гг. среди хакасов начался процесс возрождения родовых и фамильных праздников, во время которых совершаются поклонения земле, моления предкам. На этих праздниках поддерживается культ родовых гор.

Библиография и источники

Библиографии

  • Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944 - 1975 гг. Л., 1981./Андерсон Т.В. (сост.)
  • Библиографический указатель книг, журнальных и газетных статей о минусинских татарах — качинцах, сагайцах и койбалах // Минусинские и ачинские инородцы (Материалы для изучения). Красноярск, 1898. С. 295-298./Яковлев Е.К.

Общие работы

  • Этнография народов Сибири и Дальнего Востока. Л., 1987. 85 с./Гадло А.В.
  • История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
  • Алтае-саянские тюрки. Абакан, 1947./Ярхо А.И.

Отдельные аспекты

  • Минусинские и ачинские инородцы (Материалы для изучения). Красноярск, 1898.
  • Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957./Потапов Л.П.
  • Жилище народов Сибири (Опыт типологии). М., 1998./Соколова З.П.
  • Пережитки родовых отношений у хакасов в ХIХ в. // Тр. Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 1952. Т. 18. С. 108-141./Токарев С.А.
  • Система родства у хакасов: (Вариант классификационной системы родства) // Ученые записки / Таджикский университет. 1954. Т. 2. С. 121-136./Шибаева Ю.А.
  • Одежда хакасов. Сталинобад, 1959. 126 с./Шибаева Ю.А.
  • Происхождение хакасского народа в свете данных антропологии // Историческая антропология и этногенез. М.,1989./Алексеев В.П., Потапов Л.П.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

Этнос: