Шеломова Татьяна. Якуты.

Версия для печатиВерсия для печати

Якутка, какой ее увидел художник в первой четверти XX века.

Автоэтноним (самоназвание)

саха: Самоназвание с а х а (мн.ч. с а х а л я р), с а х а у р я н г х а й. Этноним не идентифицируется, но предположительно восходит к более южным территориям, где начиная с VII по ХVII вв. упоминаются народы с а э к и, с а х э г и, с а й х а ч ж э, с а х а л я н ь. Cуществует мнение о собственно тюркском (кыпчакском) происхождении этого этнонима, восходящему к телесскому этнономикону. Вторая часть этнонима, у р я н г х а й / у р я н х а й, также была широко представлена в этнонимике тунгусо-маньчжурских, тюркских и монгольских народов. Этноним я к у т (е к э), предположительно заимствован русскими от эвенков.

Основная территория расселения

Якуты имеют свою автономию, Республика Якутия (Саха) и расселяются довольно широко в бассейне р.Лена и по ее притокам (Алдан, Вилюй, Олекма), а также по рекам бассейна Северного Ледовитого океана (Анабара, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма).

Численность

Численность по переписям: 1897 - 226739 (учтены вмесите с долганами), 1926 - 235926, 1970 - 296000, 1979 - 328000, 1989 - 382000.

Якутская колдунья.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Антропологические характеристики

В расовом отношении якуты являются представителями центральноазиатского антропологического типа североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине II тыс. н.э. уже на Лене в результате взаимодействия пришлого ценральноазиатского и местного байкальского компонентов.

Язык

якутский: Якутский язык относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков и отражает сложность процесса формирования народа. Полиморфизм якутского языка фиксируется в огузской принадлежности в грамматике, огузо-уйгурской и отчасти кыпчакской в лексике, многочисленных монгольских заимствованиях, элементах тунгусского происхождения.

Писменность

Якутский язык, в связи с проблемами истории якутского народа, начал изучаться еще в XVII-XVIII в. (Н.Витзен, Ф.Страленберг Ф.Табберт, П.Паллас, Г.Миллер, Г.Стеллер, Я.Линденау и др.).
В прикладном значении якутский язык начал использоваться миссионерами c середины XIX в. Священник Михаил Ощепков перевел на якутский язык “Краткий катехизис” — первое печатное издание на якутском языке.
Известны попытки создания якутского алфавита иереем Г.И.Поповым (1819), О.Н.Бётлингком (1851), протоиереем Д.В.Хитровым (1858).
В первые послереволюционные годы графической основой якутской письменности послужил алфавит якутского лингвиста С.А.Новгородова, составленный на основе международной фонетической транскрипции. Этот алфавит применялся до конца 20-х гг. ХХ в. С 1929 г. для всех тюркоязычных народов был рекомендован унифицированный тюркский алфавит, составленный на латинской основе. С 1939 г. якутский алфавит был переведен на русскую графическую основу.
В это время в школах Якутии широко внедрялось преподавание якутского языка (1922/23 гг. — 1-2 кл., 1926-1930 гг. — вся начальная школа, 1933/1934 — 5-7 кл.). Учебный процесс был обеспечен учебниками на якутском языке.

Религия

Православие: Православные.

Этногенез и этническая история

Якуты существенно отличаются от окружающих народов, что служит основанием для поиска истоков и места формирования их культуры. Её основу cоставляет интеграция различных этнокультурных традиций. Истоки якутского скотоводства прослеживаются в региональной культуре кочевников Центральной Азии и Южной Сибири начиная со скифского времени, а формирование ряда этноспецифических элементов якутской культуры (язык, мифология, мировоззрение) происходило в древнетюркскую эпоху и связывается с телесскими племенами.
Следующий этап формирования культуры якутов связан с прибайкальскими курыканами, в составе которых присутствовала не только тюркская основа, но и монгольский, а также тунгусский компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция разноэтнических культурных традиций, заложивших основу якутскому полуоседлому скотоводству, ряда элементов материальной культуры, антропологическим особенностям якутов. В Х-ХI вв. курыканы испытали сильное влияние монголоязычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якутского языка. Монголы повлияли и на последующее переселение предков якутов вниз по Лене.
К этому же вpемени относится вхождение в состав пpедков якутов кыпчакского компонента (этнонимика, язык, обpядность), что позволяет выделять в культуре якутов два тюркских культурно-хронологических слоя; древнетюркский, имеющий соответствия в культуре сагайцев, бельтыров, тувинцев и кыпчакский - отдельные группы западно-сибирских татар, северных алтайцев, качинцев и кызыльцев.
Последующее формирование собственно якутской культуры, основу которой составило полуоседлое скотоводство высоких широт, происходило в бассейне Средней Лены. Здесь предки якутов появляются в конце ХIII - начале ХIV вв. Археология этого региона иллюстрирует последующую эволюцию якутской культуры вплоть до ХVII-XVIII вв. Именно здесь складывается особая модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота), материальная культура, адаптированная суровому климату Восточной Сибири, отличающие якутов от их южных соседей скотоводов, при сохранении многих субстратных черт общетюркской культурной традиции (мировоззрение, фольклор, орнамент, язык). Значительное влияние аборигенного населения Восточной Сибири прослеживается в антропологическом типе периферийных групп якутов, у которых фиксируется палеосибирский (байкальский) комплекс, при общей оценке якутов, как представителей центрально-азиатского антропологического типа.
В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили не только относительно благоприятные для ведения скотоводческого хозяйства районы Средней Лены, но и ее таежные притоки (Вилюй, Алдан), а также бассейны северных рек Анабары, Оленека, Яны, Индигирки и Колымы. Здесь, в условиях Приполярья, сложилась особая группа якутов-оленеводов, адаптировавших северную аборигенную культуру. При численном преобладании якутского компонента, что способствовало сохранению многих элементов духовной культуры, северные якуты коренным образом изменили экономические основы жизни, многие элементы материальной культуры. В то же время, процесс адаптации аборигенной и прежде всего тунгусской традиции, не носил характера простого копирования. Так, якуты модифицировали тунгусское оленеводство, в переходе от транспортной его функции к пище-сырьевой, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства, в зависимости от обстоятельств, северные якуты использовали различные типы жилищ, одежды и т.п. В целом, в культуре северных якутов-оленеводов, отмечается доминирование тех эвенкийских элементов, которые связаны с промысловой деятельностью. Все это свидетельствует о сложном характере взаимодействия якутской и эвенкийской культур, синтез которых и образует локальную специфику северных якутов-оленеводов. В целом, эта группа якутского народа, наследует основные тенденции формирования его культуры - интеграцию в состав якутов различных этнических компонентов на протяжении более чем 2000-летней истории.

Традиционные поселения и жилища

Якутские поселения ыал делились по сезонно-хозяйственному признаку на зимние и летние. Зимники располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ставились на местах удобных для выпаса скота и были более крупными, чем зимники.
Якутская усадьба состояла из жилой постройки (балагана) и нескольких хозяйственных построек — хотонов для содержания скота, амбаров и подвалов-ледников. В пределах усадьбы строились загоны для лошадей. Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы —cэргэ.
Жилища якутов отличаются разнообразием. Наиболее распространенным типом традиционного стационарного жилища является балаган — каркасная постройка пирамидальной формы, стены которой изготавливались из тонких бревен внакат и сверху покрывались корой и дерном. Крыша балагана плоская. Традиционным летним жилищем якутов в прошлом была ураса. Внешне она напоминает чум, но ее деревянная основа состоит из двух конструктивных элементов. Во-первых, это цилиндрическая часть, которую образуют вертикальные столбы, поставленные по окружности и соединенные вверху горизонтальными планками. Во-вторых, коническая жердевая конструкция, которая опирается на цилиндрическую часть урасы. Покрышки изготовлены из двух слоев бересты. Внутри, по периметру стен располагаются нары, очаг размещается в центре. Диаметр основания урасы около 5 метров, высота — до 10 метров.
Прочие жилища являются временными (сезонными) и довольно сильно варьируют по конструкции. Северные якуты-оленеводы в качестве жилища использовали "тунгусский" или "самодийский" чум. На территории расселения якутов широко распространен региональный тип жилища — голомо.

Перепечатывается с сайта http://www.ethnos.nw.ru/


Литература:

Народы Восточной Азии, М.- Л., 1965;

Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966;

Народы Сибири, М.- Л., 1956 (лит.);

История Якутской АССР, т. 1 - 3, М.- Л., 1955-63.

Итс Р. Ф., Этническая история Юга восточной Азии, Л., 1972.

Якуты. М., 1993./Серошевский В.Л.

Якуты (Проблемы этногенеза и формирования якутов). Якутск, 1993./Гоголев А.И.

Поселения, жилые и хозяйственные постройки якутов. Новосибирск, 1986./Зыков М.Ф.

Жилые и хозяйственные постройки якутов // Труды Института этнографии. 1952. Т. 18./Ионова О.В.

Младописьменные языки народов СССР. М.,Л., 1959.

Очерки истории печати Якутии. М., 1998./Якимов О. Д.

Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М., 1977./Гурвич И.С.

Этнос: