Лугуев С. А. Цезские народы.

Версия для печатиВерсия для печати

Цезские народы, группа народов в Российской Федерации в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая численность (вместе с андийскими народами) — 55—60 тыс. человек (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе нахско-дагестанских языков. Родственны аварцам, в составе которых цезские народы учитывались в переписях населения СССР (кроме переписи 1926). Говорят на цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно владеет аварским, представители среднего и старшего поколений — грузинским языком. Письменность на аварском языке Верующие — мусульмане-сунниты.

Впервые упоминаются у античных авторов I—II вв. как дидуры (дидойцы). Под названием Дидо был известен союз сельских обществ, объединявший многие горские народы Западного Дагестана. Бежтинцы-капучинцы упоминаются в арабских географических сочинениях X века. Грузинские хроники упоминают энзебцев (гунзибцев) и хуайнов (хваршинов). С XV века начинается активная исламизация цезских народов, связанная с усилением экспансии аварских (хунзахских) ханов. С этого времени Дидо распадается на ряд самостоятельных союзов сельских обществ. Процесс исламизации завершился в основном к концу XVIII века. В середине 1940-х гг. значительное число семей цезских народов было принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957—58 им было разрешено вернуться на исконные места.

Территориально-родственные общины (джамаат) объединялись в военно-политические союзы сельских общин ("вольные общества"). Высшим законодательным органом общины был сход мужчин (с пятнадцатилетнего возраста). Исполнительная и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиционные виды хозяйства — отгонное скотоводство, главным образом овцеводство, земледелие, ремёсла и промыслы. Со второй половины XIX века растёт товарное производство. В последние десятилетия XX века появились новые отрасли хозяйства (садоводство и др.).

Преобладала малая семья. Неразделённые братские семьи сохранялись эпизодически в силу экономической целесообразности. Большое значение имели кровнородственные союзы семей — тухумы. В джамаате могло быть от 2—3 до 7—8 тухумов (часто родственных между собой). Главы тухумов (чаще всего они же старейшины общины) представляли интересы своего тухума перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в его пределах был предпочтителен выбор брачных партнёров. В семьях господствовали патриархальные отношения.

Селения располагались по склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в селение, как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения располагалась мечеть. В селениях было по нескольку годеканов — мест сбора и проведения досуга взрослых мужчин. Главный годекан обычно находился у мечети. Жилища каменные, 2—4-этажные. Стены верхних этажей часто строились из досок или плетёнки, обмазанной глиной.

Мужская одежда однотипна с одеждой других народов Дагестана: овчинные папахи, шубы, бурка, бешмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздёржке, туникообразная рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет. Обязательным атрибутом мужского костюма был кинжал. Самый распространённый тип обуви — вязаные шерстяные сапоги с толстой простёганной шерстяной подошвой и загнутыми носками.

Женщины носили рубахи (туникообразного покроя или отрезные по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, скроенные из двух полотнищ, на вздёржке, меховые шубы, платки и шали. Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту: небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся по спине до пояса.

Основными продуктами питания были мука, крупы, толокно, сушёное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и сушёные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепёшки, несколько разновидностей хинкалов; из муки и круп готовили каши; мясо потреблялось чаще всего варёным, с хинкалом, иногда жареным; готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) — с творогом, мясом, зеленью и др. Календарные праздники: день первой борозды, день встречи зимы и др. — отмечались спортивными состязаниями, разведением костров, процессиями ряженых и др. Сохранялись домусульманские представления, вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых и др. Литература и фольклор — на аварском и родном языках.

С. А. Лугуев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 608-609.

Автор: 
Этнос: