Ботлихцы (историко-этнографический очерк).

Версия для печатиВерсия для печати

Ботлихцы - одна из малочисленных народностей Дагестана. Занимают в основном два населенных пункта - селения Ботлих и Миарсо, расположенные в долине р. Андийское Койсу, и два хутора - Ашино и Анхо.

Соседями ботлихцев на юго-западе являются годоберинцы, на юге - аварцы (селения Хелетури и Алак), на юго-востоке - каратинцы, на северо-западе - аварцы (селения Рахата, Ансалта), на севере и северо-востоке - андийцы.

В настоящее время очень трудно установить численность ботлихцев. По сведениям районного статистического управления, в Ботлихе проживают 6,3 тыс. человек - представителей разных народов. По переписи 1886 г., численность населения Ботлиха и Миарсо составляла 1394 человека (число дымов - 345) (Свод статистических... 1897. С. 33). Материалы переписей населения 1897 и 1926 гг. дают следующие цифры: 1225 человек и 328 дымов (1897 г.), 3370 человек и 436 дымов (1926 г.) (Шиллинг, 1993. С. 73). В материалах переписи 1939 г. и во всех последующих ботлихцы показаны в составе аварцев (в 1989 г. их было, по оценке, 4,5 тыс. человек).

Самоназвание народа - буйхади (мн. ч.), буйхали (ед. ч.). Ближайшие соседи называют их болъидирал (андийцы), бульихади (годоберинцы), болъиди (каратинцы), балъахъал (аварцы). Соответственно название Ботлих звучит в таком порядке: Буйха (ботлихцы), Болъиха (андийцы), Булъаха (годоберинцы), Баль- га (каратинцы) и Болъих (аварцы).

О происхождении этнонима ботлих существует несколько версий. Одни информаторы (большинство) считают, что название "Ботлих" происходит от слова бо - войско, ополчение и лъалхъи - остановка, (букв. место привала войска). Согласно другой народной этимологии, Ботлих происходит от слова баилъи - на гребне, на краю. Действительно, аул был основан именно на краю оврага, наиболее выгодном для фортификации месте.

На расстоянии 3-4 км от Ботлиха в долине р. Андийское Койсу у речки Килухалъи инхе расположено сел. Миарсо. Ботлихцы называют миарсинцев килу-хади (от слова килу - хутор), т.е. хуторяне, что безусловно говорит об их происхождении. Согласно преданию, сел. Миарсо образовалось в результате заселения его территории выходцами из Ботлиха. Место, на котором сейчас расположено Миарсо, принадлежало ботлихцам и использовалось в качестве хутора, где в основном в зимний период содержали скот. По сообщению информаторов, название МигIарсу (Миарсо) происходит от аварского мегIер - гора и андийского су - нет (отрицание), что в буквальном смысле означает "место без горы".

Антропологически ботлихцы относятся к кавкасионскому типу большой европеоидной расы. Говорят они на ботлихском языке андийской подгруппы аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской языковой семьи. Среди ботлихцев широко распространен аварский язык, обучение на котором велось с 1930-х годов. Помимо родного ботлихского и аварского языков у них широко распространен и русский. Графика письма до 1928 г. была арабская, до 1937 г. - латинская, с 1937 г. - русская. В прошлом ботлихцы, как и другие дагестанцы, пользовались аджамской письменностью на аварском языке, некоторые знали и арабский. В настоящее время ботлихцы, как и прочие андо-цезы, являются трехъязычным этносом. Преподавание в школах ведется на русском и аварском языках.

Установить время заселения ботлихской котловины сложно, так как данная местность археологически совершенно не изучена. Правда, ученые (М. Пикуль, Д. Атаев) выявили здесь отдельные бытовые памятники, но они остались без конкретного определения хронологических рамок. Это, в частности, поселение, расположенное в урочище Ач1абалда, известное в народе под названием Шогалъи гъани ("Гончарный аул") и расположенное в местности Шогалърекъа. Здесь были обнаружены остатки гончарных печей, керамических изделий, а также следы разрушенных строительных сооружений. Керамика ботлихцев (красноглиняная со штрихами) типична для Дагестана и бытовала на протяжении всей средневековой эпохи. Других бытовых памятников, которые могли бы засвидетельствовать время заселения данной территории древними поселенцами, пока не обнаружено. В устной традиции сохранилось предание о судьбе этого поселения. В далеком прошлом в Ботлихской котловине было два аула: Буй-ха (Ботлих) и в 2—3 км от него Шогалъи гьани. Согласно преданию, здесь жили "балхъал" (некоторые исследователи считают их современными балхарцами). Между ботлихцами и балхъал возникали постоянные стычки из-за земли и воды, особенно за обладание плодородным участком в местности ГьачIибе ("Ровное место"). В итоге ботлихцы одержали победу, а жители поселения Шогалъи гьани вынуждены были покинуть эту территорию. Данные события можно отнести к домусульманскому периоду. Это подтверждается наличием могильника, который исследователи относят к языческому времени.

Вопрос происхождения дагестанских народов поставил немало загадок перед историей. Этногенезис многих из них, в том числе этнических групп Западного Дагестана, остается невыясненным. В различные периоды истории народности этой группы Западного Дагестана (андийцы, ботлихцы, ахвахцы, каратинцы, чамалалы, цезы - дидо, капучинцы и др.) объединялись в военно-политический союз. Таким наиболее известным союзом на территории данного региона с древних времен и в период раннего средневековья был Дидо (термин "дидо" впоследствии закрепился за цезами, или цунтинцами). По имеющимся сведениям древних и средневековых авторов (Плиний, Плутарх, Захарий Ритор, Масуди, Куфи, Вахушти и др.), предположительно с I тыс. н.э. ботлихцы наряду с другими жителями Западного Дагестана уже входили в состав Дидо, который распался в XIV-XV вв.

Что же касается происхождения ботлихцев, то на этот счет имеются различные точки зрения. В частности, в исторической науке утвердилось мнение об их южном происхождении (Г.А. Меликишвили, М.И. Дьяконов, М.Г. Абду- шелишвили, Г.Л. Хить, P.M. Магомедов и др.). Современная андо-дидойская группа народностей, по их мнению, мигрировала из Передней Азии. В пользу южного происхождения говорит также топонимический материал Восточной Грузии (Кахетии), откуда шла главная магистраль их переселения. И.А. Джава- хишвили утверждает, что "чечено-дагестанские племена в доисторическую эпоху должны были жить в Закавказье, на территории Грузии". Располагаясь на такой важной в стратегическом отношении территории, ботлихцы принимали активное участие в политических событиях Дагестана и Закавказья (Алимова, Магомедов, 1993. С. 10).

В период арабских завоеваний в VII-VIII вв. жители Западного Дагестана, в том числе ботлихцы, остаются вне влияния арабов. В источниках упоминается, что одна часть жителей этого региона в конце XIV в. исповедывали христианство, а другая была язычниками. Мусульманство постепенно проникало в среду горцев. К XIII в. Кумух становится центром распространения ислама в Дагестане. Казикумухские "газии" - воители за веру - углублялись в горы. Их усилиями мусульманская религия была утверждена в Хунзахе, который уже к XV в. стал форпостом ислама в этом крае. По всей вероятности, ислам, начавший проникать сюда в XV в. через Хунзах, окончательно утвердился во второй половине XVI в. Об этом свидетельствует следующая запись в конце переписанной от руки арабской книги "Минхадат-талибии": "Законная переписка настоящего экземпляра книги от рук грешного беспомощного раба божьего, нуждающегося в его милосердии и прощении Асхаба, Сына Хусейна в медресе кадия Омара, сына Хаджи... в селении Ботлих подвластных нуцалу, в 1027 г. хиджры" (1618 г.)

В XIV-XV вв. в политической структуре населения Западного Дагестана происходят крупные изменения. К этому периоду можно отнести активизацию образования союзов сельских общин, когда отдельные сельские общества стали объединяться для борьбы против местных феодалов и иноземных завоевателей. Такой союз образовался и на территории нынешнего Ботлихского р-на под названием Технуцал. По сравнению с другими союзами Западного Дагестана Технуцал был этнически разнородным социально-политическим объединением. В его состав входили девять сельских общин с проживавшими здесь этносами (ботлихцы, годоберинцы, андийцы, аварцы и чеченцы). Общее число дымов, согласно переписи 1886 г., составляло 1839 с населением 7715 человек. Центром Технуцальского союза сельских общин являлся Ботлих.

Ботлихцы вместе с жителями Западного Дагестана на протяжении всего средневековья вели оживленную торговлю с Закавказьем и Северным Кавказом. Однако после присоединения Грузии к России в 1801 г. была установлена торгово-экономическая блокада, суть которой - ограничить или вовсе запретить горцам вести в Грузии торговые дела.

Вместе с тем жители Технуцалского и Андийского обществ без разрешения, тайком, в тяжелейших условиях везли свой товар в Грузию. Такая торговля им обходилась очень дорого, часто товар конфисковывали, а сами торговцы нередко расплачивались за нарушение запрета своей жизнью. Будучи заинтересованными в развитии торговых сношений, ботлихцы и другие сельские общества выражали готовность выполнить все условия царского командования и не раз обращались с просьбами о принятии их в подданство России, что сняло бы торговые барьеры. В 1809 г. ботлихцы приняли присягу на верность России. Однако это не принесло им желаемых результатов. Ботлихцам и другим жителям общества Технуцал не разрешалось выезжать по торговым делам в Грузию. Такая политика царизма привела к тому, что ориентировавшиеся на Россию общества Западного Дагестана начали постепенно отходить от нее. В 40-е годы XIX в. царское командование окончательно запретило жителям этого края иметь сношения с Грузией и равнинной частью Дагестана. В подобных условиях ботлихцы стали активными участниками национально-освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля. Достаточно сказать, что Ботлих в ранний период движения, имея 446 человек мужского пола, выставил 300 человек пехоты и 30 конных. После покорения Дагестана князь Барятинский, понимая стратегическое положение Ботлиха, приступил к строительству Преображенского укрепления, а в самом селении был дислоцирован гарнизон царских войск. Хотя это и сдерживало ботлихцев от антиколониальных выступлений, они все же приняли активное участие в движениях, разгоревшихся в этом регионе в 1861, 1862, 1863 и 1867 гг.

После окончания Кавказской войны Ботлих становится экономическим и культурным центром Западного Дагестана. В 1861 г. из Терской области были переданы в Дагестанскую область общества Ункратль, Чамалал, Технуцал, Андия, Гумбет и образован Андийский округ с центром в Ботлихе. В 1891 г. в селении открывается первое в Нагорном Дагестане светское училище. Оно сыграло огромную роль в подготовке местных кадров.

После присоединения Дагестана к России царская администрация развернула большие работы по строительству колесных дорог, мостов и других коммуникаций, имевших большое значение для возрождения края.

Территория проживания ботлихцев отличается мягким климатом и плодородием почвы. Здесь протекает достаточно крупная р. Килулъи инхи и небольшие речки Гъадару инхи и СарулIи баганесуб инхи ("Речка лисьей норы"). Большое хозяйственное значение имеет р. Андийское Койсу, водами которой орошается часть земли, расположенной в долине АчIабалда. Такие природно-географические условия способствовали сложению у ботлихцев развитых отраслей хозяйства.

Сохранившиеся до наших дней террасы позволяют судить об интенсивной и высокой культуре земледелия. Академик Н.И. Вавилов писал об этом: "В Дагестане около Ботлиха можно видеть изумительное террасное земледелие, расположенное многими десятками этажей применительно к рельефу, огромными амфитеатрами. Вряд ли можно лучше использовать землю, чем это делают в Дагестане" (Вавилов, 1936. С. 80). Сад, огород и пашня составляли в этом районе единое целое.

Основными возделываемыми зерновыми культурами являлись пшеница (яровая и озимая), ячмень, рожь, кукуруза, овес, а из технических культур сеяли коноплю и лен.

Ведущее место в хозяйстве ботлихцев занимало садоводство. Здесь выращивали одиннадцать сортов абрикосов, столько же сортов груш, девять сортов яблок, персики. Кроме того, культивировали хурму (мелкую и крупную). Выращивали черешню, вишню, инжир. Древней доходной культурой были грецкие орехи.

Из огородных культур выращивали лук, чеснок, тыкву, дыню, арбуз и другие, со второй половины XIX в. - капусту, помидоры, картофель, огурцы. Из бобовых возделывали фасоль, горох.

Одна из древних культур - виноград (существует собственное название - кIикIи). Ботлихцам были известны девять сортов винограда, в том числе и выведенные ими самими.

Следует сказать и о своеобразной системе ирригации у ботлихцев. Она регулировала очередность полива, которая в прошлом устанавливалась раз и навсегда. С нарушителя порядка полива взимался бык в пользу общества или же его лишали очереди, что являлось очень болезненным наказанием для хозяина земли.

Традиционной отраслью хозяйства было и животноводство, в основном игравшее вспомогательную роль. Главная причина этого - отсутствие пастбищ, неразвитость товарного характера садоводства. Благоприятные природные условия способствовали также распространению пчеловодства.

Ботлихцы, как и все горцы, занимались кустарными промыслами. Из домашних промыслов в небольшом объеме распространились шерстяное прядение и ткачество (паласы, сукно и др.), валяние шерсти (войлок, бурки), обработка кожи, производство папах и обуви.

Важное значение в экономической жизни ботлихцев имела торговля. Торговля и обмен продуктами садоводства и ремесленными изделиями происходили на узловом базаре, расположенном в Ботлихе (крупный торговый центр в Западном Дагестане), куда съезжались жители Дагестана и Чечни для торговых сделок. Они были втянуты в оживленные торговые связи не только с закавказскими странами, но и с Персией (через Дербент). Во второй половине XIX в., особенно в конце его, стали развиваться товарно-денежные отношения. Этому способствовали также торговые лавки, где реализовывались российские фабричные изделия.

Торговля не ограничивалась ботлихским базаром. Будучи садоводами, ботлихцы вместе с другими жителями долин Андийского Койсу обеспечивали фруктами, овощами и виноградом население высокогорных районов. Здесь существовала прослойка профессиональных торговцев — базарганы.

Традиционные поселения ботлихцев можно отнести к типу горных поселений, хотя в связи с характером местности они не имеют вида сильно скученных, расположенных ступенями построек. Оба селения (Ботлих и Миарсо) - компактные, тесно застроенные, с кривыми улицами, которые прерываются многочисленными поворотами и глухими боковыми проулками. И теперь встречаются улицы, проходящие под домами. Центром селения служила небольшая площадь у мечети (главный годекан), где происходили все сельские сборы. Следует отметить, что в отличие от других крупных населенных пунктов, которые образовались в результате слияния (по различным причинам) мелких поселений, Ботлих изначально образовался как территориально- тухумное поселение. Жители делились на семь — восемь тухумов со своими наименованиями. Сохранились воспоминания о том, что когда-то каждый тухум жил в своем квартале, имел собственные башню, годекан, кладбище и управлялся своим старейшиной. В XIX в. уже не сохранились ни тухумные кварталы, ни тухумные годеканы. Селения разделены на кварталы по территориальному принципу (Верхний аул, Нижний аул), которые делятся на более мелкие.

Из общественных построек в ботлихских селениях следует отметить мечети, кор — хлебную печь, которая устанавливалась под навесом около какого-ни- будь дома, специальную печь цIуй для поджаривания кукурузы, льна, абрикосовых косточек, базарную площадь — базаралъи рекъа и годекан.

Большое внимание ботлихцы уделяли оборонному фактору. Поэтому селение было укреплено боевыми башнями (шеба), число которых, по словам информаторов, доходило до шести-восьми. Они первоначально принадлежали отдельным тухумам. Во время нападения внешних врагов башни использовались как убежище для населения. Кроме того, селение было снабжено подземным сообщением, которое связывало башни верхнего квартала (гъеку рехун) с нижним (гъикъику рехун). Кроме башен к числу оборонительных сооружений Ботлиха нужно отнести трое ворот (каву), которые замыкали въезд в селение. Существовала также целая сеть постоянных военных караулов, разбросанных вокруг Ботлиха в виде хуторов, обычно - семейных.

Вряд ли в данном регионе можно было найти более укрепленные селения, чем Ботлих. Он своей застройкой, оборонительными сооружениями, внутренними коммуникациями, развитым земледельческо-садоводческим хозяйством, торговой и военной организацией напоминал поселения городского типа, характерные для Дагестана в период раннего и развитого средневековья.

Жилище ботлихцев имело четырехугольную, прямоугольную и Г-образную формы. Наиболее распространенные типы - двухэтажные одно-, двух- и трех- камерные каменные дома с плоской земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже, внизу — помещениями для скота, части кормов и хозяйственного инвентаря. Сараи для сена строили еще на окраине селения, где они образовывали длинный ряд. Часто второй этаж дома имел по фасаду галерею на столбиках, иногда выходившую на улицу.

Состоятельные ботлихцы украшали жилища резьбой (камень и дерево). В кладке стен некоторых старых домов встречаются большие плоские камни с геометрическим орнаментом, с изображениями животных, крестами. Часты в резьбе на деревянных изделиях и на камнях солярные мотивы.

Национальная одежда сходна с одеждой других народов аваро-андо-цезской группы (за исключением ботлихского женского головного убора "рогатая чухта"). В комплекс мужского костюма входила нательная рубаха туникообразного покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы разнообразной формы, бурка, папаха. Обувью служили чарыки из сыромятной кожи в виде полуботинок с ноговицами и без них, войлочные теплые сапоги, деревянные башмаки, легкая летняя обувь с ноговицами и без них. Женщины носили нательную рубаху, штаны, платья в талию, головной убор к1ашт1а, платки с кистями и без кистей. Состоятельные женщины в праздник поверх рубахи надевали хабало - разрезное шелковое платье, собранное в сборку у пояса, с рукавами, имеющими разрез от локтевого изгиба до кисти (кумык, къабалай). Обувь женщин имела такую же форму, как и мужская. К концу XIX в. в Ботлих стала проникать фабричная обувь. Материалом для изготовления одежды служили ткани местного изготовления и привозные. У ботлихцев не получили распространения нашивные украшения.

Традиционную пищу ботлихцев составляли блюда из продуктов земледелия и животноводства. Кухню значительно разнообразили садовые и орехоплодные культуры, некоторые овощные культуры, картофель. Повсеместно использовались дикорастущие травы в качестве приправ и начинки для блюд из теста. Наиболее популярным блюдом у ботлихцев был хинкал. Широкое распространение получили пироги с творожной начинкой, пельмени, блины. Мясо ели в свежем, сушеном (вареном, жареном) виде. Из молочных продуктов наиболее популярными были кислое молоко, сыворотка, масло, сыр, творог. Хлеб пекли чаще пресный, замешенный на сыворотке. Основными напитками для ботлихцев служили кислое молоко, айран, виноградное вино.

Феодально зависимых крепостных крестьян и раятских тухумов у ботлихцев не было. Имелось зависимое сословие - так называемые лагьи - бывшие военнопленные. Во второй половине XIX в. они уже стали свободными общинниками, с той лишь разницей, что за ними еще сохранилось прозвище лагь, или хъазахъ. Характерной особенностью Ботлихского общества была политическая самостоятельность его членов, а также независимость от других общин. А зависимость ботлихцев от аварского хана заключалась только в том, что они передавали правителю шесть козлов, когда он отправлялся через Ботлих в сел. Бути (аварское селение в Технуцале). Миарсинцы ежегодно платили аварским ханам дань - 20 мерок проса и 30 мерок виноградного сока.

В Ботлихе имелись как богатые, так и бедные тухумы. Состоятельными считались Шамхалазул, Урженинал, Нусубал. Но и внутри этих тухумов не было экономического равенства. Существовало имущественное расслоение. Таким образом, перед нами общество свободных граждан-общинников, в котором идет процесс имущественного и социального расслоения. В то же время существовавшая надстройка - народное правление, которое регулировало взаимоотношения между членами общества, одинаково защищало интересы всех общинников, что нашло отражение в обычном праве ботлихцев. Общество это было классовым, где доминировали элементы феодальной формации (частная собственность, мелкокрестьянское хозяйство, ремесленное производство, господство натурального хозяйства), а также зарождались и развивались элементы капиталистического способа производства (аренда, применение наемного труда, товарно-денежные отношения).

Основной хозяйственной и социальной ячейкой внутри общины была малая семья. Семьи отличались малочисленностью (в среднем - четыре человека).

Обрядовые традиции наиболее стойко сохранялись в семейной сфере. Поощрялись внутритухумные и внутриаульные браки. Свадьба - самый насыщенный ритуал в цикле семейных обрядов. По содержанию и последовательности исполнения его можно разделить на три группы: предсвадебные, свадебные и послесвадебные. Непременными участниками свадьбы были ряженые. Оставаясь в основе своей общедагестанской, свадебная обрядность ботлихцев имела специфику: это относительная общественная свобода женщин и девушек на свадьбе в прошлом. К исследуемому времени свадебный церемониал значительно упростился, утратив многие компоненты. Рождение ребенка воспринималось как радостное событие в жизни семьи. Обычаи предписывали исполнение опре-деленных магических действий для защиты матери и ребенка от злых духов, сглаза и т.д. Комплекс обрядов и обычаев, совершавшихся ботлихцами при смерти человека, включал в свой состав много древних элементов и магических действий. Бытовали здесь и локальные особенности: поверье, что на "том свете" незамужние девушки (хьурулгIен) и неженатые юноши (гьазияв) вступают в брак, и др. Самыми значительными из общественных праздников и обрядов были праздник первой борозды унса эти ("запрячь быка"), обряд лъени этий ("подъем воды"), весенний праздник цветения чIагьва, обряды вызывания дождя и солнца; из религиозных праздников обычно отмечались Ураза байрам и Курбан байрам.

Жанры традиционного фольклора у ботлихцев разнообразны: это сказки, легенды, исторические предания, мифы, бытовые рассказы, песни, пословицы, поговорки, загадки и др. Немало в них сюжетов из мусульманской мифологии и доисламских религиозных верований. Ботлихцы и сейчас знают сказки о шайтанах, джинах, домовых и т.д. Особое место в фольклорных материалах занимают свадебные песни, похоронные причитания, необрядовые лирические и любовные песни. Эти жанры достаточно широко бытуют и в наши дни, что является свидетельством существования в прошлом богатой народно-песенной культуры.

Фольклор ботлихцев в XIX - начале XX в. был двуязычен, что является следствием длительного развития бытового двуязычия. Одна часть фольклорных произведений - плачи, пословицы, поговорки, прозаические жанры, детский фольклор, связанные с историей Ботлиха и его жителей, а также сказки - на родном ботлихском языке, другая - на аварском языке. Преобладали лирика, в особенности необрядовая, некоторые пословицы и поговорки. И, наконец, третья часть фольклорных произведений - это материал, который бытует на ботлихском и аварском языках, в зависимости от конкретной ситуации, места, аудитории (сюжетная проза). К последнему типу можно отнести пословицы, поговорки, плачи. В XIX - начале XX в. появился своеобразный жанр обрядовой поэзии, в котором половина строк в песне или плаче могла исполняться по-ботлихски, половина - по-аварски.

В народной медицине ботлихцев кроме средств и методов лечения, сходных с традиционной медициной аварцев и прежде всего народностей андийской группы, имеются и местные методы лечения. Отмечаются специфические особенности и в религиозных воззрениях. До сегодняшнего дня ботлихцы сохраняют различные магические средства борьбы со злыми духами (джины, шайтаны, домовой, водяной и т.п.), представления и обряды, связанные с различными заклинаниями, заговорами.

В наше время существенных изменений в географическом размещении ботлихцев не наблюдается. Незначительные перемены связаны с миграциями в города и другие республики Российской Федерации. В области семейного быта, в духовной культуре ботлихцев традиционные черты сохраняют более прочные, чем в материальной культуре, позиции.

Современный Ботлих отличается смешанным составом населения. Здесь кроме ботлихцев проживают аварцы, каратинцы, андийцы, русские, татары, кумыки и др.

Довольно высок уровень образования ботлихцев. Они работают почти во всех вузах республики (А. Магомаев - кандидат исторических наук, Л. Омаров - кандидат экономических наук, оба доценты Дагестанской сельскохозяйственной академии, X. Магомаев - кандидат физико-математических наук, доцент Дагестанского политехнического института, М. Азаев - кандидат экономических наук, X. Азаев - кандидат филологических наук, П. Азаева - кандидат медицинских наук и др.).

Есть среди ботлихцев и заслуженные военные, например, полковник М.З. Дибиров, и государственные деятели, например, Н. Магомаев - заместитель министра сельского хозяйства Республики Дагестан, и др.

Многие руководящие должности в районе занимают ботлихские женщины. X. Меджидова избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР. Не только в Ботлихе, но и в республике известно имя народного врача СССР З.Ш. Магомаевой. Она избиралась депутатом Верховного Совета СССР, награждена Орденом Ленина. Учительница П.Р. Омарова удостоена звания "Заслуженный учитель Республики Дагестан".

Фрагмент цитируется по изд.: Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с.180-189.

Этнос: