Годоберинцы (историко-этнографический очерк).

Самоназвание годоберинцев - гъибдиди (мн. ч.), гъибдилъи (ед. ч.). Это одна из народностей Дагестана. Соседи называют годоберинцев гъодоберисел (аварцы), гъодобердирал (андийцы). Ботлихцы называют годоберинцев так же, как они сами, - гъибдиди. Живут годоберинцы в юго-западной части нынешнего Ботлихского р-на (по левобережью средней части р. Андийское Койсу), непосредственно примыкающего к Андийскому хребту, который отделяет в этом месте Дагестан от бассейна р. Шаро-Аргун.

Занимают они в основном три населенных пункта: селения Верхнее Годобери, Нижнее Годобери, Зибирхали (часть зибирхалинцев живет в сел. Теречное Хасавюртовского р-на). Незначительная часть годоберинцев проживает в хуторах Беледи, Комар-хутор, Лудиха, ЧIегIерчи Кули, Лапхуси, Баккуди, Белеха, Ишагъакьи, Циху, в колхозе "Красный восход" Кизлярского р-на, а также в Кизляре, Махачкале, Хасавюрте и других местах.

Соседями годоберинцев на севере являются аварцы (селения Ансалта, Шадрода), на северо-востоке - ботлихцы (сел. Миарсо), на востоке - также аварцы (сел. Алак), на юге (в пределах Цумадинского р-на) - чамалалы (сел. Гигатль). Западная граница проходит по Андийскому хребту.

Самые ранние сведения о численности годоберинцев относятся ко второй половине XIX в. Так, по данным посемейных списков 1886 г., их насчитывалось 1172 человека (555 мужчин и 617 женщин) (Ибрагимов, 1991. С. 114-115). По переписи 1926 г., их было 1425 человек (Всесоюзная перепись... 1928. С. 343). По сведениям государственной плановой комиссии при СНК ДАССР, на 1 января 1938 г. годоберинцев насчитывалось 1,9 тыс. человек (ЦГА РД. Ф. 266-Р). В материалах переписи 1939 г. и во всех последующих годоберинцы показаны в составе аварцев. Начиная с 1950-х годов в связи с переселенческой политикой численность годоберинцев в горных селениях значительно сократилась. По данным сельской администрации, в плоскостной части Дагестана в настоящее время насчитывается 378 хозяйств годоберинцев, а в селениях Верхнее и Нижнее Годобери, Зибирхали и в отселках всего 562 хозяйства. По приблизительным данным, ныне общая численность годоберинцев - около 3,5-4 тыс. человек.

Годоберинцы антропологически относятся к кавкасионскому типу перед- неазиатской локальной расы большой европеоидной расы. Говорят на годобе- ринском языке андо-цезской подгруппы нахско-дагестанской группы северо-кавказской семьи языков. Язык этот имеет два диалекта: собственно годоберинский (жители селений Верхнее и Нижнее Годобери) и зибирхалинский (жители сел. Зибирхали). Преподавание в школах ведется на аварском и русском языках. В прошлом годоберинцы пользовались аджамской письменностью на аварском языке.

Годоберинцы, как и другие этносы Западного Дагестана, имеют многоуровневое самосознание: сознание принадлежности к своему этносу, к аварцам, к дагестанцам. В настоящее время они причисляют себя к аварцам и в то же время сохраняют многие культурно-бытовые и языковые черты коренного этноса. Для обозначения аварцев у годоберинцев, как и у других андо-цезов, существует собственный экзоэтноним - гьабулу.

Разнообразные материалы (данные сравнительного языкознания, материальная и духовная культура и т.д.) свидетельствуют о генетическом родстве годоберинцев с другими народами Западного Дагестана.

В устной традиции годоберинцев существует несколько легенд об образовании сел. Годобери. Согласно одной из легенд, первые поселенцы этих мест - братья-охотники (чанахъан). Они, по преданию, были меткими стрелками, способными поразить стрелой в глаз летящего ворона. Таким образом, согласно преданию, слово "годобери" происходит от аварского гьедо - ворона и бер - глаз (букв. - "вороний глаз"). Первоначально охотники жили в двух поселениях: Анхвала (на окраине современного сел. Верхнее Годобери) и на местности Беледи (1 км к юго-востоку от Годобери). Позже жители этих поселений объединились и обосновались на месте, где сейчас расположена мечеть. Для защиты от врагов они построили башню, которую окружало искусственное озеро. Люди входили в башню по перекидной лестнице (Шиллинг, 1993. С. 131).

Другая легенда гласит, что первые поселенцы остановились в местности Гъеду (Гъиду) недалеко от современной мечети. По преданию, здесь в центре и вокруг были выстроены оборонительные башни (шеби). На наш взгляд, вторая версия о происхождении этнонима "гьибдиди" (годоберинцы) и ойконима "Гъиду" (Годобери) более достоверна.

Наиболее ранние известия о Годобери и годоберинцах относятся к 70-м годам XVIII столетия. Акад. И. Гильденштедт, посетивший Кавказ в 1770-1773 гг., в числе зависимых от аварского хана селений называет и Годобери. Последнее значится в тот же период и в списках селений - раятов Нуцал-хана, "которые ему дают харадж магадо".

История годоберинцев тесно связана с историей других этносов, проживающих в Западном Дагестане. Большинство крупных ученых (А.И. Джавахишви- ли, Г.А. Меликашвили, О.М. Джапаридзе, М.Г. Абдушелишвили, P.M. Магомедов, К.Н. Пицхелаури и др.) считают, что в III-II тыс. до н.э. дагестанские племена занимали территорию Южного Закавказья и постепенно, в процессе политических событий, перемещались на Север. Они также указывают на генетическое родство народов кавкасионского типа. Насколько это соответствует действительности, покажут дальнейшие исследования, но есть основание согласиться с М.Г. Абдушелишвили, который считает местом формирования кавкасионского типа южные районы Закавказья. Затем, по его утверждению, в результате перемещения населения с юга этот аборигенный тип переселился к северу, к склонам Кавказского хребта, где сохранился и поныне. Учитывая то обстоятельство, что годоберинцы, как и все андо-цезы, антропологически относятся к кавкасионскому типу, можно предположить, что и они вместе с другими дагестанскими племенами переместились с юга на современную территорию Дагестана. Процесс этот происходил в первой половине I тыс. до н.э.

Расселившись компактно, андо-цезы образовали этнотерриториальное по-литическое объединение Дидо (Диди). (Отдельные этносы на своих территориях создали этносоциальные общества, которые и без территориальных перемещений сохранились до наших дней). Предположительно, с I тыс. до н.э. годоберинцы также входили в состав этого крупного этнотерриториального объединения в Западном Дагестане. На протяжении многих веков союз Дидо оставался одним из самых крупных в Дагестане, с которым приходилось считаться государствам Передней Азии, Закавказья, а также Византии. Согласно источникам (Картлис Цховреба), цари Грузии неоднократно прибегали к их помощи в борьбе против иноземных завоевателей. В случае внешней угрозы годоберинцы могли выставить 200 воинов-всадников.

Внутри племенного союза с первых веков нашей эры уже складывались раннеклассовые отношения. Так, в Годобери в раннесредневековый период господствующее положение занимал ЧIегIерчи ("Черный человек") - главный герой годоберинских легенд. Согласно преданию, он принадлежал к известному тухуму Гьисарибе, связанному с легендарными охотниками. ЧIегIерчи захватил в свои руки лучшие пастбища не только годоберинцев, но и жителей соседних селений. По рассказам, он обосновался в местности, которая сейчас носит название ЧIегIерчи риххвалъи (риххвалъи - хутор), в укрепленном замке и оттуда со своей дружиной нападал на Шодрода, Ансалта, Годобери и угонял их скот. Погибло много людей, присвоены чужие пастбища, скот. В конечном итоге Ч1ег1ерчи был отравлен сестрой убитого им годоберинца, а захваченные им пастбища и земельные угодья перешли в распоряжение общества. Рассказывают, что в замке "Черного человека" оказалось так много масла и курдюков, что из подожженной башни жир ручьями тек до самой речки.

В XIV-XV вв. почти повсюду в горах были ликвидированы местные феодальные владетели. Вследствие этого годоберинцы создали гражданское общество, структурно основанное на демократических принципах. В результате образовалось сельское общество со статусом народного правления, которое про-существовало до периода присоединения Дагестана к России.

Господствующей формой земельной собственности являлась частная. Аль-менда (общинная собственность), источником которой были изъятые у местных владетелей пастбища, луга, леса, стала (вместе с частными владениями) экономической основой жизнеобеспечения общины. Главной социально-хозяйственной ячейкой являлась малая семья.

В XV-XVI вв. на территории современного Ботлихского р-на образовалось более крупное объединение - союз сельских обществ Технуцал, в состав которого входили и годоберинцы.

В период арабских завоеваний VII-VIII вв. жители Западного Дагестана, в том числе годоберинцы, остаются вне влияния арабов. В источниках упоминается, что еще в конце XIV в. одна часть жителей этого региона исповедовала христианство, а другая пребывала в язычестве.

Крупные изменения в социальной и духовной жизни годоберинцев на рубеже XVI-XVII вв. произошли после принятия ими мусульманской религии. Распространение ислама, а затем и арабской письменности, возникновение на этой основе аджама способствовали ускорению культурного развития годоберинцев. В сел. Годобери было открыто медресе, куда приходили учиться и из других мест. До 1917 г. около 30 местных жителей совершили хадж. С середины XVI в. годоберинцы вместе с другими горцами приняли участие в борьбе против сефевидского Ирана и османской Турции. Совместно с жителями Западного Дагестана и антитурецкими и антиперсидскими силами Грузии они выступали против иноземных агрессоров.

Годоберинцы вместе с другими сельскими обществами не раз обращались к России с просьбой принять их в свое подданство. В 1809 г. они приняли присягу верности российскому престолу. Однако принятие присяги не принесло годоберинцам, как и другим жителям союза сельских обществ Технуцал, желаемых результатов. Им, как и прежде, было запрещено иметь торговые сношения с Закавказьем и равнинной частью Дагестана. Такая политика царизма привела к тому, что ориентировавшиеся на Россию общества Западного Дагестана стали постепенно отходить от нее и перешли на сторону участников антиколониальной борьбы. Для участия в национально-освободительной борьбе горцев под руководством Шамиля только годоберинцы выставили под ружье 190 пехотинцев и 30 конных воинов.

После пленения Шамиля (1859 г.) в Западном Дагестане, где в основном расселены андо-цезы, вспыхнули восстания против политики царизма. В этих восстаниях (1861, 1862, 1877 гг.) приняли участие и годоберинцы, за что некоторые из них были сосланы в Сибирь.

Существенные изменения в социально-экономической и политической жизни годоберинцев произошли после окончательного присоединения их к России. Они были включены в состав вновь созданного административно-территори-ального образования - Андийский округ. Тесные связи с Россией способствовали культурно-экономическому прогрессу края в целом и годоберинцев в частности. Кроме того, царская администрация сняла торгово-экономическую блокаду, после которой восстановились традиционные торгово-экономические от-ношения с Закавказьем и равнинным Дагестаном. Годоберинцы начали свободно перегонять скот на равнину, вести торговлю не только со странами Закавказья, но и с Северным Кавказом. В Годобери через Ботлих стали проникать дешевые фабрично-заводские товары, способствовавшие развитию товарно-де- нежных отношений в этом крае.

В период гражданской войны в Дагестане многие годоберинцы были на стороне советской власти. В годы Великой Отечественной войны 120 человек защищали Родину и 55 из них погибли.

У годоберинцев издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетающий пашенное земледелие (ячмень, пшеница, овес, рожь, позднее кукуруза) и скотоводство. У них было развито и отгонное животноводство. Этому способствовало наличие в достаточном количестве летних пастбищ. Некоторые годоберинцы на зиму спускались со своими овцами и козами на более теплую равнину. Но большую часть скота и зимой они оставляли в горах. В прошлом здесь была развита хуторская система. Почти каждая малая семья имела свой хутор, на котором в зимний период вместе с крупным рогатым скотом содержали и овец. Скот тут пасли обычно на южных бесснежных склонах.

Важное место в экономике годоберинцев занимали садоводство и виноградарство. Сады и виноградники разводили в долине р. Андийское Койсу в местности Шихо. Немаловажную роль в хозяйстве годоберинцев играли лесные массивы, расположенные недалеко от селения. Из подсобных отраслей были развиты охота и пчеловодство. Значительное развитие с древнейших времен получили здесь домашняя промышленность и ремесла: ткачество, обработка кож, шерсти, металла, дерева, камня. Занимались годоберинцы и производством войлока, и поставкой строевого леса.

В годы советской власти многие из ремесел и промыслов исчезли. Произошло это по разным причинам. Главные из них - развитие общественного производства, складывание новых потребностей населения и самое главное - изменение рыночной конъюнктуры, когда с расширением торговых связей производство многих кустарных изделий, особенно ткацких, значительно сократилось, поскольку спрос на кустарные изделия из-за конкуренции фабричных и заводских значительно спал.

Изделия домашних кустарных промыслов в основном удовлетворяли нужды самих годоберинцев и в то же время имели определенный товарный характер. Некоторые из них превратились в дополнительные источники дохода. Поэтому давние традиции здесь имела торговля. Годоберинцы реализовывали продукты садоводства и ремесла на ботлихском базаре, в Чечне и Грузии и приобретали там керосин, фабричные изделия, другие жизненно необходимые товары.

После присоединения Дагестана к России установились торговые связи и с другими регионами Дагестана, Северного Кавказа, развилось отходничество. В свободное от сельскохозяйственных работ время мужчины годоберинцы отправлялись на заработки в соседние общества, особенно в Чечню. Такой отход был известен под термином химиралъ (от химир - мешок), что значило "за мешок (зерна)".

Община (джамаат) играла огромную роль в регламентации всех сельскохозяйственных работ. Она ведала и благотворительными вопросами. Так, в сел. Годобери в общественной собственности находились два ларя (гьинк1ва- ши), где хранили зерно, муку (для раздачи). Доход от закята строго распределялся исключительно между сиротами и бедными членами джамаата. Распределением дохода занимался специально избранный для этой цели представитель общества - гIамил.

Традиционные поселения годоберинцев возникли как территориально-тухумные. С XVI-XVII вв. они были уже чисто территориальные, с включением иноэтнических элементов, которые впоследствии оказались ассимилированы годоберинцами. Все селения делились на кварталы и тухумы. Рассказывают, что когда-то в каждом квартале была локализована определенная родственная группа. В настоящее время годоберинские тухумы живут смешанно, но почти все помнят свое "родовое" имя. Тухумы давно утратили хозяйственную общность (общее владение пастбищами и другими угодьями).

Жилище годоберинцев отличается оригинальностью. Исследователи выделяют его в качестве особого типа под условным наименованием "годоберинский дом". Традиционные дома сооружены из камня и дерева. Позднее появляются саманные дома. В качестве строительных материалов использовались также кустарник, дерн, глина, солома и камыш. В традиционной строительной технике камень конструктивно сочетается с деревом (это характерно для традиционных домов аваро-андо-цезской территории в целом). В каменную кладку для связи бывают заложены горизонтальные брусья. Внешняя (большей частью угловая) подпора зданий часто имеет вид колонн из коротких брусьев, уложенных в "клетку" с промежутками, иногда заполненными камнем. Встречаются дома с боковыми стенами (второго этажа) из толстого хвороста вертикального переплетения, обмазанного глиной. Традиционное жилище чаще строили одноэтажное, квадратное в плане, со столбами и прогонами. Конструкция постройки исследователями названа каркасной, так как плоское перекрытие держится главным образом не на стенах, а на системе деревянных вертикальных столбов. Каждая семья имела и хозяйственные помещения: бегъва (сеновал), бекъи (хлев), гъинк1уш (амбар), гъинуши (кладовая), кору (печь).

При строительстве жилья, хозяйственных построек, проведении срочных сельскохозяйственных работ, требующих много рабочих рук, широко применялась родственная и соседская взаимопомощь - гвай.

Национальная одежда годоберинцев, как и хозяйство, жилище, имеет спе-цифические особенности, хотя в целом по своему составу и форме она сходна с одеждой ботлихцев. Здесь обнаруживается удивительное разнообразие терминологии одежды, например, рубаха - хелу (ботл. жила, авар, горде). Материалом для изготовления одежды служили ткани местного производства (грубое домотканое сукно, льняное полотно, овчина, войлок, шкуры домашних животных) и привозные (ситец, шелк и др.).

Национальный костюм годоберинцев состоял из туникообразной рубахи (хелу), штанов (барта), бешмета (тегела), черкески (чухъа), папахи (mlamla), овчинных шуб разнообразной формы (хъабарча, зузу, сагула) и бурки. Мужскую одежду украшали пояса (къвали), газыри (расамади) и кинжалы (ханжал). Традиционная обувь была представлена несколькими типами, различавшимися как по крою, так и по материалу. Носили обувь из сыромяти буки или сафьяна лакай, из цельного куска кожи, кожаную обувь с пришитой твердой кожаной подошвой лъали, составную обувь на деревянной подошве пашмакъ. Голенище (зангалал) для составной обуви делалось из мягкой кожи (бокус) или войлока. Для повседневного ношения шили сапоги чакуме. Выходной обувью служили сафьяновые чувяки насси. К сафьяновым чувякам подшивалась подошва из более твердой кожи. Обувь из сафьяна сохранялась вплоть до 60-х годов XX столетия.

В комплекс женской одежды входили платье-рубаха хелу, платье в талию тегела, штаны барта, головной убор букIуру Klaiumla (ботлих. кIамбалъи Klaiumla). Годоберинская Klauimla украшалась серебряными монетами и по бокам имела крупные и тяжелые нашивные кольца. Именно эта особенность отличала данный головной убор от ботлихского. Пожилые женщины продолжали носить кIаштIа до конца 1950-х годов. На голову женщины набрасывали платок кIази. Обувью служили кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком тахабалъи. В качестве свадебного наряда надевали безрукавку-жилет кереса. На передних полах безрукавки пришивали от 50 до 100 серебряных монет. Состоятельные женщины носили серебряные пояса, кольца, серьги, браслеты, колье. Свадебный наряд с украшениями передавался по наследству от матери к старшей дочери. Специфическая особенность годоберинской женской одежды - это пояс ракъичал, который носили старухи в знак траура. Широкое распространение в среде годоберинок в качестве дополнительной женской верхней одежды получили стеганые на шерсти безрукавки квахибли ивучIибудайи.

Что касается традиционной пищи, то в ней преобладали молочные продукты - сыр, творог, кислое молоко, сыворотка. Распространены были блюда из мясных продуктов - колбаса, нутряной жир, курдюк, блюда из муки, растительные (крапива, мята, тмин) и овощи (тыква). Потреблялись легкие хмельные напитки. Разумеется, соотношение этих продуктов зависело от имущественного состояния семьи и от сезона года. Наиболее распространенными и любимыми блюдами у годоберинцев были хинкал с мясом и без него, с приправой.

Обрядовые традиции наиболее стойко сохраняются в семейной сфере. Браки свободно заключались между членами разных тухумов и между людьми разных селений. Из соседних народов брачные связи предпочитались с ботлихцами и андийцами. По мере вступления в брак сыновья отделяются и создают самостоятельные хозяйства. Свадебный ритуал насыщен символикой плодородия. Похоронно-поминальная обрядность сочетает в себе элементы домусульман- ских и мусульманских обрядов.

Среди массовых праздников можно было назвать праздники первой обрядовой запашки (унса гьаам - букв, "быков вывод"), "выхода скота из хлевов на пастбище" (пурцы ругъибу салакьа). Осенью (в сентябре) устраивали праздник возвращения скота. Значительными были еще обряды вызывания дождя и солнца и обряд хурлъи садакъа, который совершался в целях сохранения урожая зерновых от засухи, града, ветра.

В культурном наследии не последнее место занимали детские игры (в волчок, в камешки, в альчики и др.) и развлечения, которые имели большое воспитательное значение.

Существовали у годоберинцев и различные приметы метеорологического характера, основанные на народном опыте наблюдений за явлениями природы (солнца, луны), поведением животных и птиц. Так, погоду предсказывали по форме луны: если она - круглая и светлая, ждали ясной погоды. Появление тонкой полоски синего цвета на серпике луны предвещало, якобы, гром и дождь. Если кошка умывалась, а муравьи выходили из муравейника, ждали в скором времени дождя, и т.д.

Годоберинцы обладают богатым и разнообразным по жанрам фольклором. Это легенды и предания, сказки (волшебные, бытовые), песни, пословицы и поговорки. Наиболее развит у них сказочный жанр. Популярны среди народа легенды и предания о первых поселенцах, местных героях, происхождении тех или иных тухумов. Здесь следует отметить, что некоторые жанры фольклора (пословицы, поговорки, плачи, песни) двуязычны (годоберинекий и аварский).

Из традиционных видов народного искусства, получивших развитие у годоберинцев, выделяется резьба по дереву и камню (обработка центрального столба с капителью, камни в кладке стен с солярными знаками, надгробия с различными фигурками: человек со знаменем или шашкой, конь, пистолет, четки, гребешок, обувь и т.д.).

Немало чисто годоберинских методов и приемов лечения и в местной народной медицине: как рационально-эмпирических, так и религиозно-магических. Наблюдаются специфические особенности и в домусульманских религиозных верованиях (культ духов предков, в честь которых устраивались жертвоприношения, культ деревьев и т.п.).

Среди годоберинцев были известны такие арабисты, как Абдулла Дибиров, Шамаздибир Магомаев, Шамсудин Абдулла-Дибиров, Заид-Гаджи Мустапаев и его отец Мустапа-Гаджи (еще в конце XIX - начале XX в. оба совершили хадж). Совершили паломничество в Мекку и Муртаза-Гаджи, Али-Гаджи, Гасан Гаджи, Магома-Гаджи, Нурмагомед Бадиен. Трижды совершил хадж Дуба-Гаджи. Отправилась в Мекку вместе с мужем и одна женщина - Пари (Пари Хаджи) из сел. Зибирхали. В наше время известен арабист-годоберинец Магомедрасул Магомедгаджиев. Не только в Годобери, но и во всем районе знают и почитают заслуженного деятеля культуры Дагестана И. Алидибирова.

В современных условиях годоберинцы, как и другие народы Дагестана, испытывают большие трудности в связи с необходимостью перестройки сложившегося хозяйственного уклада, приспособления к новым реалиям жизни. Их дальнейшее экономическое и этнокультурное развитие во многом зависит от решения давно наболевших вопросов, касающихся малой рентабельности сельского хозяйства (в какой-то степени это объясняется потерей многих положительных народных навыков и традиций в ведении хозяйства), избытка рабочей силы в горах и растущей безработицы в городе, отсутствия благоустроенных дорог. Среди современных проблем остается актуальной и проблема языка - создания письменности на родном языке.

Фрагмент цитируется по изд.: Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с.189-201.