Сирина А.А. Религиозные верования долган

Долганы живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, на северо-западе Республики Саха (Якутия). Численность в России (1989) — 6584 человек. Религиозные воззрения представляют синтез самодийских, тунгусских, якутских традиций. С начале 18 века среди долган распространяется православие. До настоящего времени сохраняются также пережитки древних верований — анимизм, культы природы, огня, животных, промысловые культы, шаманизм — с определенными вариациями у разных территориальных групп. Божества и духи делились на три категории: иччи — бестелесные невидимые существа, которые, поселяясь в любой объект, делают его живым; айыы — духи, доброжелательные к людям (зоо- и антропоморфного облика); абаасы — духи, недоброжелательные к людям, приносящие болезни и несчастья, обитающие в подземном мире. Долгане оживотворяли все явления природы, верили в духов—хозяев тайги, воды, местности, других, которым и сегодня оставляют небольшие жертвы, особенно перед началом промысла. Промысловые обряды схожи с эвенкийскими, проводились как с участием шамана, так и без него. Распространены различные амулеты, изображения духов—покровителей синкенов, помогающих в охоте. Были развиты культы медведя, оленя, орла, лебедя, которые частично сохраняются. Долгане знали приемы промысловой, вредоносной, лечебной магии. Верили в материальность слова и даже мысли: ими можно было отвести дурное значение сна или нанести человеку вред. В связи с такими представлениями была велика роль сказителей, певцов (ырыахыт). До настоящего времени сохраняется культ огня как семейно-родового покровителя, посредника между людьми и духами. Семейно-родовым покровителем было божество Няджи. Верили в множественность душ, связь телесной души человека (кут) с его небесной душой. Погребальные обряды основаны на вере в загробную жизнь и реинкарнацию души. Хоронили умерших в земле, устанавливали на могиле деревянные ящики или срубы, а также православные кресты. Долганские шаманы считались одними из самых сильных в таймырской тундре, в прошлом их насчитывалось не менее 7 категорий. Они рождались от родового дерева жизни - вместилища душ сородичей. Функции их были разнообразны и не сводились к посредничеству между людьми, духами и божествами. Шаман (ойун) имел костюм, колотушку, бубен тунгусского типа. В шаманском костюме сосуществовали две традиции: эвенкийская и якутская. Шаманы камлали в случае болезней, трудных родов, вселяли дух иччи в предметы, которые затем становились семейными и охотничьими покровителями — сайтаанами (шайтанами). Ими мог стать камень необыкновенной формы, уродливые рога дикого оленя и др. Раз в год долгане проводили праздник Большого дня — встречи солнца. В настоящее время пережитки традиционных религиозных верований сохраняются, особенно среди групп населения, ведущих традиционный образ жизни.

А. А. Сирина

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 87-89.

Этнос: