Калтахчян А.С. Религиозные и культурные традиции казаков

Казаки — поликонфессиональная культурно-этническая группа, родственная многим народам Российской Федерации. Этногенез казачества — достаточно длительный и сложный процесс, в ходе которого на территориях войсковых областей в результате смешения этнических корней (прежде всего русского и украинского) с сопредельными народами образовалась уникальная культурно-этническая общность людей с ярко выраженными социальными отличиями от др. народов России (военизированный быт, особое землепользование, землевладение и самоуправление). Имеет характерные особенности и их религиозность.

К началу 20 века на территории Российской империи существовали следующие казачества: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское, а также Иркутский и Якутский казачьи полки. Моноконфессиональным не являлось ни одно из 11 перечисленных казачеств России. Можно говорить лишь о количественной доминанте того или другого вероисповедания как в каждой отдельно взятой войсковой области, так и во всем российском казачестве в целом. Учитывая превалирующее значение этногенных славянских факторов, закономерным является преобладание у казаков христианского вероисповедания, главным образом православия. Из других религий следует назвать ислам и буддизм, исповедовавшиеся значительной частью казаков, проживавших на юге и юго-востоке России. Историческая многофакторность генезиса оказала влияние на формирование в казачьей среде исключительной веротерпимости. В этом направлении осуществлялась и политика царского правительства. Так, в частности, для казаков-мусульман был высочайше утвержден аналог военного ордена — Георгиевского креста в виде медали с изображением полумесяца; им разрешалось свободное отправление культа в местах постоянного проживания.

Кроме православия, буддизма и ислама в казачьей среде были представлены старообрядчество и старые формы русского сектантства (духоборцы, молокане, субботники и др.). Совершенно не получил распространения среди казаков иудаизм, хотя среди них нередко встречались евреи-выкресты, образовывавшие подчас целые поселения (например, станица Евреиновская на Дону). Особо складывались отношения между правосл. казаками, казаками-мусульманами и казаками-буддистами. Процесс христианизации шел наиболее активно в казачьих рай-онах Северного Кавказа; гораздо медленнее распространялось православие среди казаков-иноверцев Сибирского, Якутского, Бурятского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Веротерпимость являлась позитивным фактором консолидации казаков, однако в определенные моменты истории религ. вопрос приобретал решающее значение, приводя даже к вооруженным конфликтам правосл. казаков, причем не столько с казаками-иноверцами (башкирами, калмыками, татарами), сколько с казаками-старообрядцами. Религиозный раскол 17 века самым непосредственным образом затронул и казаков, а в период царствования Петра I, после разгрома Булавинского бунта, вообще привел к массовому исходу всего старообрядческого казачества, получившего название "некрасовцев", с Дона на Северный Кавказ, где в течение почти 100 лет они вели ожесточенную борьбу с донскими, кубанскими, яицкими (уральскими) казаками, принявшими никонианство.

К 1917 году старообрядчество как поповского толка, получившее признание царского правительства в качестве "единоверчества", так и беспоповского было достаточно распространено среди казаков Кубани, Терека, Сибири и Урала. Наибольшее распространение на юге России, включая Северный Кавказ и Закавказье, получило молоканство (в частности, Донской толк, наиболее приближавшийся к официальному православию), а также поповский толк старообрядчества, наиболее распространившийся на Урале. Данная дифференциация среди казаков-христиан как нельзя лучше отображает двойственность казачьего менталитета: с одной стороны, беззаветная преданность "царю и отечеству", с другой — постоянная оппозиционность власти, неоднократно выливавшаяся как в открытые бунты, так и принимавшая ре-лиг. формы (ереси, раскол).

Ислам получил в российском казачестве значительно меньшее распространение, чем христианство. Казаки-мусульмане составляли в разных казачьих войсковых областях незначительную часть населения (от 1,5 до 2,5%). Почти то же соотношение правосл. и единоверческого населения с населением мусульманским существовало в областях Сибирского, Уральского, Оренбургского, Семиреченского войск, за исключением башкирских казаков и казаков Астраханского войска. Как и для большинства мусульман России, для казаков, исповедовавших ислам, наиболее характерен суннизм. Шиитская версия ислама практически не получила распространения.

Если мусульманское вероисповедание представлено на карте войсковых казачьих областей достаточно мозаично, то топографическая привязка буддизма — более проста и однородна. Это — донские калмыцкие станицы, вся территория Калмыкии, некоторая часть Семиреченского казачьего войска и почти половина Забайкальского. Населяющие данные регионы, казаки-калмыки, казаки-буряты и казаки-тунгусы исповедуют буддизм-ламаизм.

Говоря о верованиях казаков азиатской части России, следует упомянуть и языческие культы. Так, рядом с бурятскими и тунгусскими казаками-буддистами мирно проживали их соплеменники, исповедовавшие шаманизм. Этот же культ был распространен среди казаков-эвенков и казаков-якутов.

Дореволюционная земская статистика и данные Главного управления казачьих войск Военного министерства позволяют составить достаточно точную картину конфессиональной принадлежности казаков. К сожалению, эти данные давались в основном по двум крупнейшим религиям России — православию и исламу — и лишь отчасти по буддизму. Так, на 1893 в Российской империи насчитывалось: в Амурском казачьем войске — православных 20 279 чел. (количество мусульман не приводится); в Астраханском казачьем войске — православных 28 619 чел., мусульман 163 чел.; в Донском казачьем войске — православных 1 500000 чел., мусульман 1000 чел., буддистов 32 000 чел.; в Забайкальском казачьем войске — православных 160 049 чел., буддистов 25 358 чел., мусульман 26 чел.; в Кубанском казачьем войске — Православных и единоверцев — 695 408 чел., мусульман 7024 чел.; в Оренбургском казачьем войске — христиан 367 745 чел., мусульман 31 872 чел.; в Семиреченском казачьем войске — христиан 30 340 чел., мусульман 2339 чел.; в Сибирском казачьем войске христиан 109004 чел., мусульман 4542 чел.; в Терском казачьем войске — православных 187 153 чел., мусульман 93 001 чел.; в Уральском казачьем войске — православных 162 000 чел., мусульман 12 000 чел. (данные на 1917); в Уссурийском казачьем войске православных 6960 чел.

В настоящее время бурно проходящие процессы возрождения и реабилитации казачества, принятие большого кол-ва правовых актов для решения проблем его дальнейшего развития и повышения роли в социально-политической жизни страны требуют детального статистического и социального изучения данного субэтноса, в т. ч. и с конфессиональной точки зрения. Однако вследствие многолетних репрессий и замалчивания самого факта существования казачества как такового, насильственного насаждения атеизма, отсутствия: социологических исследований крайне затруднительна количественная оценка как общего характера, так и по конфессиональной структуре нынешнего казачества. Если на 1893 год Главное управление казачьих войск давало точную численность российских казаков - 5 443 938 чел., то данные Главного управления при Президенте Российской Федерации по указанным выше причинам весьма приблизительны: от 1 500 000 до 2 000 000 чел., а статистика по конфессиям: на сегодняшний день вообще отсутствует.

Возрождение казачьих организаций в местах их исторического традиционного расселения позволяет лишь отчасти представить их современную конфессиональную географию, накладывая дореволюционную статистику на карту Российской: Федерации. Очевидными и аргументированными можно считать следующие выводы. Бурный и многомерный процесс возрождения казачества, восстановление на государственном уровне нескольких из 11 исторических казачьих войск обусловило и возрождение в местах традиционного проживания, казаков присущих им вероисповеданий. Ведущим на сегодняшний день в российском казачестве является по-прежнему христианство (православие и старообрядчество). Среди нехристианских религий на 2-е место переместился буддизм, потеснив ислам, почти на нет сошел шаманизм. Уменьшение роли ислама обусловлено прежде всего изменением этнического состава казаков в современную эпоху, а также ростом национальной напряженности и конфликтов в регионах совместного проживания христианского и мусульманского населения.

А. С. Калтахчян

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 151-155.

Страны: 
Этнос: