Мухамедова Р. Г., Хисамутдинов Г. М., Халиков А. X. Татары

Версия для печатиВерсия для печати

ТАТАРЫ - группа тюркоязычных народов (татары Среднего Поволжья и Приуралья, астраханские, сибирские, крымские, литовские и др.), происхождение и формирование которых протекали в разных исторических условиях. Впервые термин «татары» в форме "да-да" или "та-тань" отмечается в китайских источниках 8-9 веков. Так назывались северные группы монгольских племен, кочевавшие в 6-9 веке на территории современной Северо-Восточной Монголии, Приамурья и Маньчжурии. В 13 веке с татаро-монгольским нашествием наименование «татары» проникает в Европу. В 13-14 века оно переносится на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 века татарами стали называться многие как тюркоязычные, так и некоторые иноязычные народности, жившие на окраинах Русского государства (азербайджанцы, народности Северного Кавказа, Средней Азии, Поволжья и др.). Для некоторых из них имя татары стало самоназванием. Численность татар в СССР - 5931 тысяч человек (1970). Самыми многочисленными из них являются татары Среднего Поволжья и Приуралья, сформировавшиеся к концу 19 века в нацию и подразделяющиеся в этнографическом отношении на казанских татар, татар-мишарей, касимовских татар и кряшен. Верующие татары, за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующих православие, насильственно крещенных частично еще в 16 веке («старо-крещены») и частично в 18 веке («ново-крещены»), - мусульмане-сунниты.

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3-4 векам н. э. и связано с эпохой нашествия в Восточную Европу гуннов и других кочевых племен. Оседая в Приуралье и Поволжье, эти племена воспринимали элементы культуры, а частично смешивались с местными финно-угорскими народами. В 5-7 веках наблюдается вторая волна проникновения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, что было связано с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 века в Поволжье из Приазовья проникают болгарские, также тюркоязычные племена, которые вместе с ранними тюрками и местными финно-уграми в 10 веке создали свое государство - Болгария Волжско-Камская. В 13-15 века, когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая нивелировка их языка и культуры. В 15-16 века, в период существования отдельных тюркоязычных феодальных государств (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского и других ханств), происходит формирование отдельных татарских народностей - средневолжско-уральских (казанские, мишари, касимовские), астраханских, сибирских, крымских и др.

Казанские татары наиболее компактно живут в Татарской и Башкирской АССР. Значительное число их расселено также в Марийской и Удмуртской АССР, в Пермской, Кировской, Свердловской и Оренбургской областях, в Москве. Антропологический состав смешанный, с преобладанием европеоидных типов (до 60%). Основное занятие - земледелие. Много казанских татар работает в промышленности и различных областях науки и культуры. Среди казанских татар выделяется группа кряшен, образовавшаяся в 16-18 веках в результате обращения татар-мусульман в христианство. Несмотря на религиозную обособленность, они сохранили казанско-татарский говор и архаические элементы быта, особенно одежды (древняя форма шейного украшения «якачылбыры», широкая длинная женская рубаха и др.). В антропологическом отношении у них также преобладает европеоидный тип. Своеобразной является нагайбакская группа кряшен, живущая в Западной Башкирии и Челябинской области (см. Нагайбаки).

Мишари небольшими группами живут в ряде районов по левому и правому берегам Средней Волги. Основное их занятие - земледелие. По культуре и быту близки к казанским татарам.

Касимовские татары живут (со 2-й половины 15 века) вокруг г. Касимова Рязанской области. По быту и языку они примыкают к казанско-татарской группе; одновременно их культура содержит много и мишарских элементов. В антропологическом отношении близки к казанским татарам.

Астраханские татары (кундровские и карагаши) - потомки ногайско-татарского населения Золотой Орды, живут в районе Астрахани, в дельте Волги. В культуре и быту много степных скотоводческих традиций (долго сохранялись решетчатая юрта, арба с большими колесами, следы родоплеменных делений и т. д.). Характеризуются заметно выраженной монголоидностью. Основные занятия - скотоводство и бахчеводство. Язык - ногайский, но с конца 19 века интеллигенция приняла литературный язык татар Среднего Поволжья.

Крымские татары отличаются от средневолжских татар по происхождению и истории формирования, по быту и языку (имеют свой литературный язык). Различаются степные крымские татары (потомки ногайцев) и южнобережные крымские татары (потомки анатолийских тюрок).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 году сняты огульные обвинения крымских татар в их сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками, необоснованно выдвинутые в 1944 году по отношению ко всему татарскому населению Крыма. Татары, ранее проживавшие в Крыму, укоренились в Узбекской ССР, РСФСР и других союзных республиках и пользуются всеми правами советских граждан с учетом их национальных интересов и культурных особенностей.

К крымским татарам близки литовские и румынские татары. См. также Сибирские татары.

В 19-20 века большинство групп татар сблизилось с татарами Среднего Поволжья, имеющими более развитую экономику и культуру, получившими после Октябрьской революции автономию (см. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика) и сформировавшимися в социалистическую нацию (численность татар в Татарской АССР, по переписи 1970 года, - 1536 тыс. чел.). В настоящее время почти половина населения Татарии живет в городах, работая в различных отраслях промышленности, науки и культуры. За годы Советской власти произошли крупные изменения в быту и культуре татарского народа, но многие черты самобытной культуры народа продолжают сохраняться, получая дальнейшее развитие в литературе, музыке, зодчестве, изобразительном искусстве, составляя национальную форму социалистической культуры татар.

Р. Г. Мухамедова, Г. М. Хисамутдинов, А. X. Халиков. Казань.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Литература:

Происхождение казанских татар, Каз., 1948; Трофимова Т. А., Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии, М.-Л., 1949; История Тат. АССР, Каз., 1968; Воробьев Н. И., Казанские татары, Каз., 1953; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (библ.); Татары Ср. Поволжья и Приуралья, М., 1967; Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья, Сб. ст., Казань, 1971.

Этнос: